Признаюсь, в школьные годы я толком не представляла, что же это за предмет такой – основы безопасности жизнедеятельности, хотя мы его проходили. А причина в том, что «прошли мимо» ОБЖ, так и не узнав, на чем, собственно, стоило бы остановиться. Учительница на уроках, если откровенно, сама не знала, чему нас обучать. И чтобы заполнить «вакуум», постоянно рассказывала нам (видимо, наболело) о… психологии брачных конфликтов. Думаю, аналогичное представление об ОБЖ сложилось у многих, кто заканчивал школу в конце 90-х гг. А ведь предмет-то нужный. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить устрашающую статистику стихийных бедствий и всевозможных катастроф с гибелью людей в нашей стране. Но невзирая на то, что факты бесспорны, будущее ОБЖ в школе отнюдь не безоблачно…
Взгляд специалиста
История ОБЖ началась в 1991 г., когда его ввели в школы вместо начальной военной подготовки. Но реально с этой дисциплиной, да и то не во всех школах, учащиеся столкнулись лишь в 1995 г. после выхода первого учебного пособия для преподавателей: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Я. Сюнькова. Виктор Сюньков – главный специалист Москвы по ОБЖ, председатель научно-методического совета столичного Департамента образования по безопасности жизнедеятельности, вице-президент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, проработавший в системе образования 29 лет. Он рассказал мне о предмете и о проблемах, которые с ним связаны:
– Основные вопросы: чему и как учить, на какой основе воспитывать? Ответы на них определяют возможности прогрессивного продвижения общества, в котором должна быть обеспечена безопасность прежде всего подрастающего поколения.
Характерные для нашего общества размывание духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан России, особенно у молодежи, чрезмерно высокий уровень гибели и травматизма детей в чрезвычайных и экстремальных ситуациях – тревожащие всех нас особенности современной ситуации в стране. Препятствовать этим негативным явлениям призвана такая область знаний, как основы безопасности жизнедеятельности.
Обязательный школьный предмет ОБЖ продолжает оставаться одним из важных направлений реализации принятой в 1991 г. государственной программы «Безопасность». Ее основная практическая направленность в том, чтобы добиваться постоянного сокращения числа случаев гибели людей, ущерба их здоровью и имуществу, окружающей среде экстремальными и чрезвычайными ситуациями, учить детей и молодежь правилам безопасного поведения и здорового образа жизни, поставить барьер на пути распространения токсикомании, наркомании и ВИЧ-инфекции.
В мае 2003 г. в Государственной Думе выступал руководитель ведомства, которое наиболее активно помогает в продвижении Основ безопасности жизнедеятельности на все уровни обучения и воспитания, глава МЧС России С.К. Шойгу. Он высказал убеждение, что область образования «Безопасность жизнедеятельности» должна стать профилирующей в системе обучения.
Курс ОБЖ рассчитан на все классы. В начальной школе сделан акцент на правилах безопасности на дороге и улице. В 5-м классе – на здоровом образе жизни, в 6-м – на выживании в условиях природы, в 7-м классе – на всех опасностях в городе, в 8-м – на природе стихийных бедствий, в 9-м – на катастрофах, а в 10-11-х классах учащиеся знакомятся с единой государственной системой по чрезвычайным ситуациям и основами военной службы. Но в проекте Федерального компонента госстандарта общего образования предмет предусмотрен лишь в 10-11-х классах. Отсюда и проблемы. Предмет есть, и в то же время его будто бы и нет ни в начальной школе, ни в средней. Из-за неясности в стандартах предмет «размывается» за счет интегрирования его в другие школьные дисциплины.
Цель, убежденно говорил мне Виктор Яковлевич, – внести предмет в Федеральный компонент госстандарта общего образования.
Что думают школьники?
Проводя мини-исследование в московских школах, я обнаружила, что предмет ОБЖ в младших и средних классах действительно интегрирован с другими – биологией, химией, физикой, физической культурой. То есть, по сути, его нет.
А что думают по поводу актуальности ОБЖ сами школьники? Действительно ли им нужен этот предмет или они проходят его «для галочки»? Нужно ли «экономить» в школьной программе на здоровье и безопасности? С этими вопросами я обратилась к ученикам 10-го класса центра образования № 293 Северо-Восточного административного округа Москвы.
– Предмет очень хороший, – ответил Ваган Микаелян. – ОБЖ учит, как вести себя в жизненных ситуациях.
– ОБЖ – особенный предмет, который учит справляться с эмоциональными потрясениями, не попасть впросак. Это не означает, что мы не должны доверять людям, но мы учимся отличать ложь от правды, не быть абсолютно доверчивыми, – включается в разговор Наташа Щетинина.
– Изучать основы безопасности в школе нужно, – утверждает Аня Мазанова. – Мы будем стараться не совершать тех ошибок, которые совершили герои рассказов учительницы. Она – просто профессионал в своем деле, описывает такие жизненные ситуации, которые окажутся полезными во взрослой жизни.
Подытожил высказывания сверстников Роман Моисеев:
– Уроки ОБЖ должны быть чаще, так как они очень сильно помогают в жизни.
– А как же вам помогли они? – поинтересовалась я у ребят. И в ответ услышала многочисленные примеры. Главное, говорили дети, что на уроках ОБЖ их учат не теряться в экстремальных ситуациях, быть готовыми к ним.
Опыт
По мнению Виктора Сюнькова одна из сложных проблем ОБЖ – кадровая. Кто же должен вести Основы безопасности жизнедеятельности? «Физик», «лирик», а может быть, военный? Кто, как не человек в погонах, хорошо ориентируется в чрезвычайных ситуациях? Но где взять такие кадры?
На мой взгляд, удачно справилась с этой непростой проблемой администрация центра образования
№ 293, разделив в старших классах дисциплину на два направления: ОБЖ в жизни (здесь рассматриваются бытовые проблемы) и ОБЖ в чрезвычайных ситуациях. Мне довелось убедиться, что при разумном, компетентном подходе ОБЖ оказывается вовсе не фантомом (как может показаться, когда его подменяют психологией брачных конфликтов), а реальным предметом, который нравится ученикам.
В 10-м классе на уроках «ОБЖ в жизни» Елена Шиленкова (кстати, завуч по воспитательной работе) рассказывает детям, как избежать конфликтных ситуаций, строить отношения с противоположным полом, о вредных привычках и многом другом. Важным она считает и патриотическое воспитание на уроках ОБЖ. Кстати, Елена Валентиновна очень категорично отзывается о нынешних учебниках ОБЖ, называя их сухими, неинтересными.
Совсем по-другому в 11-м классе предмет ведет младший лейтенант Артем Бибилюров. У него ОБЖ ближе к начальной военной подготовке. Это и понятно, ведь основы военной службы – часть курса ОБЖ. Надо подготовить мальчиков к армии.
Артем Сергеевич помимо преподавания правил поведения в чрезвычайных ситуациях (при нападениях, землетрясениях, тайфунах и т. д.) показывает современные средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (противогазы и респираторы), оборудование для самоспасения (веревки, «куб жизни»). Есть у него в арсенале и манекен для демонстрации приемов искусственного дыхания. Он ездил с детьми на соревнования по пожарно-прикладному спорту, его ученики участвовали в конкурсе «Огонь – друг, огонь – враг», демонстрировали свои поделки (выжигание, ковка и т.д.), говорящие о том, что огонь может быть и другом, и врагом.
Этот опыт убеждает, что уроки ОБЖ в школе можно сделать очень интересными.
Доказано жизнью
О том, нужен ли предмет ОБЖ сегодня в системе образования, думаю, спорить не приходится. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику разнообразных ЧП, без которых в нашей стране не проходит ни дня. Необходимость ОБЖ в школе доказана жизнью. Конечно же, как всякое новое дело, этот предмет страдает многими «болезнями роста». Но проблема, очевидно, не в его сути как таковой, а в том, как сделать уроки ОБЖ информационно насыщенными, содержательными, максимально полезными для подрастающего поколения.
Конечно же, нужны и межпредметные связи ОБЖ с другими школьными дисциплинами. Но стремление под флагом «интеграции» в них различных аспектов безопасности жизнедеятельности де-факто и де-юре ликвидировать ОБЖ в начальной и средней школе напоминает известную байку о том, что лучшее лекарство от головной боли – гильотина. Такая экономия учебного времени отрицательно скажется на здоровье и безопасности детей и всего общества. Напротив, нужны планы, методические разработки и содержательные учебники для всех классов, современная учебно-материальная база и квалифицированные педагоги. А начинать решение всех этих разноплановых проблем нужно с компетентного, адекватного сложности ситуации в обществе отражения требований к содержанию ОБЖ в федеральном компоненте образовательного стандарта.
Комментарии