search
main
0

Как становятся эффективными. В этом вузам помогают стопроцентное трудоустройство выпускников и постоянный творческий поиск

Воронежский государственный педагогический университет сегодня один из двух педагогических вузов, сохранившихся в Центральном Черноземье. Ни в Белгородской области, ни в Тамбовской, ни в Орловской или Курской областях педагогических вузов не осталось, только в Воронеже и Липецке. Одни присоединили, например, Мичуринский педагогический стал частью аграрного университета, другие, как когда-то очень известный Орловский педагогический или Елецкий педагогический, преобразованы в классические университеты. В отношении подобных преобразований существуют различные точки зрения, и результаты везде разные, но мне сегодня хочется поговорить не о них, а об уцелевшем в мощном и подчас разрушительном вихре перемен последних лет педагогическом вузе, который стремится соответствовать современным требованиям, меняется в лучшую сторону и развивается. Хотя два года назад, в августе 2012-го, по итогам «инновационного» и очень спорного мониторинга деятельности вузов, проведенного впервые Минобрнауки, ВГПУ по результатам деятельности за 2011 год оказался в числе вузов, не прошедших пороговые значения по ряду основных показателей.

Разумеется, сразу пошли разговоры о якобы необходимости слияния педагогического университета с классическим или о какой-то другой форме оптимизации его деятельности. Но многие выступили против этого, в том числе и «Учительская газета» (№15 от 13 апреля 2010 года, статья «Кто лишний», и целый ряд других публикаций). Университет выстоял. А мы сегодня попросили проректора по учебной работе Наталью СОКОЛОВУ рассказать, что изменилось за время после первого, получившего не очень добрую славу мониторинга. – В 2012 году в вузе была разработана программа оптимизации деятельности на трехлетний период, – говорит Наталья Валерьевна, – которая с приходом новой команды под руководством ректора Сергея Ивановича Филоненко была скорректирована и детализирована. – Наталья Валерьевна, наверняка есть конкретные цифры и результаты произошедших изменений? – Конечно, есть. В частности, в направлении «Образовательная деятельность» мы видим положительную динамику: если в 2011 году средний балл ЕГЭ равнялся 58,3, и это было ниже порогового значения, то в 2012 году он уже составил 61,09, а по данным приемной кампании 2013 года поднялся до 64,12 балла. Если говорить о научно-исследовательской деятельности, тут тоже заметны улучшения. С 22,2 тысячи рублей – таков был показатель объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного преподавателя – мы в 2013 году поднялись до показателя в 54,06 тысячи рублей, выполнив тем самым пороговое требование мониторинга. На сегодняшний день вуз существенно увеличил число внешних грантов.  Профессор Виталий Александрович Хоник – один из немногих ученых города Воронежа, кому удалось выиграть трехлетний грант Министерства образования и науки РФ с общим финансированием 15 миллионов рублей. В вузе развивается система внутренних научных грантов, на протяжении двух лет реализуются проекты на общую сумму около 22 миллионов рублей. В направлении «Международная деятельность» мы на протяжении трех лет превышаем пороговый показатель. В 2012 году удельный вес студентов-иностранцев, обучающихся по основным образовательным программам, в общей численности студентов был равен 1,71%, а по итогам 2013 года – 3,05%. Но международная деятельность – это еще и организация культурных и академических обменов с ведущими вузами Европы. ВГПУ получил от Министерства образования и науки дополнительное финансирование на сумму 11 миллионов рублей для покупки 50-местного автобуса международного класса, что позволило существенно расширить практику обменов. Например, студенты гуманитарного факультета проходят музейную практику в Эрмитаже, а затем в Римском университете Ла Сапиенца. Всего за последние полтора года более 500 студентов и преподавателей вуза приняли участие в культурных и академических обменах. Если оценивать финансово-экономическую деятельность вуза, здесь тоже отмечается положительная динамика. Доходы вуза на одного научно-педагогического работника растут и достигли в 2013 году показателя в 765,89 тысячи рублей, а на сегодняшний день этот показатель уже свыше 1 миллиона рублей. По развитию показателя «Инфраструктура» вуз ведет активную работу, которая направлена на строительство нового учебного корпуса общей площадью 12 тысяч квадратных метров. Губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев поддержал нашу инициативу и обратился по этому вопросу в Министерство образования и науки РФ, где 20 октября на совещании обсуждалась эта проблема.  У нас хорошие результаты и по показателю «Трудоустройство выпускников». Удельный вес выпускников вуза, обратившихся в службу занятости в 2012 году, составил 1,31%. В 2013 году вуз показал 100%-ное трудоустройство своих выпускников! – Мы начали разговор со среднего балла ЕГЭ на вступительных экзаменах, и он у вас достаточно высокий. А если говорить о количестве поступивших, оно растет или уменьшается? – Контрольные цифры приема, утвержденные Министерством образования в рамках государственного задания, ежегодно растут, соответственно увеличивается и число первокурсников. Приемная кампания 2014 года в нашем университете прошла успешно: государственное задание выполнено в срок, ВГПУ в полном объеме закрыл бюджетные места без объявления дополнительного набора. Количество заявлений при приеме в наш университет превысило семь тысяч. В соответствии с контрольными цифрами приема для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета было принято свыше одной тысячи абитуриентов. Положительная динамика также наблюдалась и в приросте контингента обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг: на 66% зачисленных больше по сравнению с предыдущим годом. Особенностью приемной кампании этого года стало резкое увеличение числа поданных заявлений на психолого-педагогический факультет по профилю «Начальное образование», где конкурс составил 25 заявлений на место. Наибольший конкурс также был на профили подготовки «Туризм» – 21, «Английский, французский языки» – 22, «История, право» -19.В этом году ВГПУ впервые провел набор в группы, обучающиеся с использованием дистанционных образовательных технологий, на два направления подготовки: «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» и «Специальное (дефектологическое) образование»  профиль «Логопедия». Мы уверены, что в следующем году число желающих будет в разы больше. Для поддержки данного направления работы в 2013 году в вузе было создано управление дистанционных образовательных технологий и закуплено новейшее оборудование. Если говорить о «географии» первокурсников, можно отметить, что среди первокурсников свыше 700 человек – жители Воронежской области. Также есть студенты из Белгородской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Волгоградской и других областей России. – Знаю, что в вашем университете создан отдел трудоустройства выпускников, «Учительская газета» писала о его эффективной работе. А каким образом вы получаете данные по педагогическим вакансиям? – В систему образования вуз ежегодно трудоустраивает около 25% своих выпускников.  Как раз при участии отдела по трудоустройству нашим вузом в настоящее время заключены договоры с муниципальными районными отделами образования области. Их руководителей мы приглашаем участвовать в проведении дней карьеры, а также в заседаниях комиссий по трудоустройству выпускников ВГПУ. Наш отдел трудоустройства наладил связь напрямую с руководителями школ Воронежской области и города Воронежа. Им постоянно рассылаются информационные письма о предстоящих мероприятиях, а наиболее заинтересованные сами приезжают на встречу со студентами на дни карьеры. Например, директора воронежских школ №23, 19 и 80, а также Отрадненской школы Новоусманского района, побывав на таких встречах, взяли к себе на работу 28 молодых специалистов – выпускников 2013-2014 годов. – Вот это результат! Жаль, что не везде он такой. Например, в сельской местности, где намного чаще говорят о нехватке учителей различных специальностей, те же самые целевики, на чье обучение тратятся государственные деньги, не всегда возвращаются  в свои местные школы. Вы отслеживаете эту проблему? – Да, мы выявляем причины, по которым выпускники-целевики не возвращаются в образовательные учреждения районов: большая часть из них поступает в магистратуру или аспирантуру, кто-то трудоустраивается в Воронеже или идет работать в другую сферу. Вуз активно работает в этом направлении, и мы можем говорить о хороших результатах: в 2014 году по сравнению с 2013 годом в систему образования Воронежской области трудоустроено в 1,5 раза больше выпускников, а количество целевиков, вернувшихся работать в районы, возросло в два раза. Конечно, трудоустройство целевиков – это серьезная проблема, которая должна решаться комплексно, возможно, с использованием такого механизма, как распределение или возмещение финансовых затрат. И большую роль играет жилье, если оно предоставляется, проблем с возвращением становится меньше. Сегодня деятельность вуза направлена на подготовку нового учителя для изменившейся новой школы. Согласно концепции поддержки развития образования «основная цель состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования». Исходя из нового профессионального стандарта педагога, учитель должен не только демонстрировать знание предмета и программы, но и владеть формами и методами воспитательной работы. Воспитательная работа в вузе находится на самом высоком уровне. Вузом реализован двухгодичный грант Министерства образования и науки РФ на общую сумму 13 миллионов рублей, направленный на развитие деятельности студенческих объединений. Быть эффективным университетом трудно, но коллектив Воронежского государственного педагогического университета прилагает максимум усилий для этого. Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте