Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Опыт

Как спасти Катерину?

Равнодушных к неординарным заданиям нет
УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

Мне хочется вовлечь и задействовать каждого студента, способствуя его личностному росту.

 

Прозрачность

Когда в арсенале преподавателя имеется четко разработанная система с выстроенными шагами и сроками выполнения работ, которая позволяет отслеживать объем и текущую успеваемость группы, у студентов есть мотивация быть успешными и осознанно планировать свою деятельность: сделать все в срок и не допустить пробелов к концу семестра. У нас в отделении создана балльно-рейтинговая система, которая помогает влиять на прогресс и отслеживать результаты учеников при освоении всех дисциплин. Я создаю для каждого модуля курса правила выставления оценок и работы на занятии, которые озвучиваются перед началом, и таблицу в программе Excel, где слева представлен список группы, а внизу две строки – «тип работы» и «оценивание». Таблица регулярно используется не только мной, к ней есть доступ у всех участников процесса. Когда тематический блок тем заканчивается, мы подводим итоги.

Вовлеченность

В начале пути я стремилась впечатлять студентов по-настоящему интересным миром литературы и системой русского языка, вовлекать в процесс и испытывать профессиональное удовлетворение от работы. Конкретные знания, полученные в университете, при подготовке учеников к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ мне, конечно, пригодились, но со временем пришлось подтянуть навыки и освоить новые технологии для достижения поставленной цели.

При изучении блока пьес были включены интерпретации текстов. Так, для завершающего занятия по пьесе А.Н.Островского «Гроза» проводится работа: группа делится на три команды, каждой из которых дается карточка с заданием – изменить мир калиновцев, действие пьесы и характер действующих лиц так, чтобы Катерина избежала смерти в финале. Команды совместно работают, используя заранее те сцены из пьесы, где конфликт между действующими лицами разворачивается с наибольшим драматизмом. На этот момент все ключевые точки с тезисами уже схематично прорисованы у ребят в тетради на уроке «Композиция пьесы». Одни работают с образами Кабанихи и Катерины, другие – Тихона и Катерины, третьи – Варвары и Катерины. После работы с текстом создаем мини-сцены. Благодаря такой работе с текстом не только прорабатываются предыдущие темы, но и вырабатывается понимание авторской позиции, развивается культура читательского восприятия художественного текста.

При изучении темы «Литературные направления и течения XIX-XX веков» ребята работают по методу «сторителлинг». Задача заключается в том, чтобы нарисовать рисунки с одним любым образом, в которых заложены основные признаки того или иного направления, и за отведенное время записать видео с историей, в которой объясняется и доказывается, какие черты нашли отражение в изображаемом. Обучающиеся присылают ролики на почту, преподаватель оценивает их по заранее озвученным критериям, а позже на уроке проводится рефлексия с просмотром некоторых присланных материалов. Равнодушных к этому заданию не находится, для каждого студента это отличный способ поработать с образным и аналитическим мышлением, устной речью, развить понимание исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.

Я не учла некоторых вещей: во-первых, увлеченность не равна глубине освоения, а во-вторых, вовлекающие методики не могут сопутствовать каждому занятию, иногда нужно четко и по плану отрабатывать знания, выполняя, например, типовые упражнения.

 

Дифференцированность

Чуть позже пришла к убеждению, что важно не только создавать увлекательную среду для учеников, чтобы они с большим интересом и отдачей участвовали в процессе, но и управлять обучением так, чтобы ребята были замотивированы в изучении дисциплин, могли интегрировать полученные инструменты и быть успешными в других областях. Нужно было показать, как работа на уроках может способствовать разрешению трудных вопросов в других областях и в реальных жизненных контекстах.

Например, конспектирование прозаических текстов (статей, параграфов из учебника, рассказов, повестей) формирует множество компетенций у учащихся. Важно, чтобы это была не только работа с кратким содержанием. Необходимо информацию, полученную при чтении, интегрировать в опыт, выделить основное, найти причинно-следственные связи. Для некоторых типов текстов подойдет создание рисунков-комиксов, схем, символов и деталей, в которых запечатлены основные образы, фразы, которые характеризуют драматизм или трагизм героя и его взаимоотношения с другими персонажами. Обучающиеся по специальности «графический дизайн» с большим энтузиазмом используют электронные программы построения графиков и презентуют свои работы с помощью ноутбука и проектора.

Перед тем как учить стихотворения на занятиях, посвященных поэзии XX века, мы перекодируем слова в графические образы, используем эмодзи, далее расшифровываем текст по полученным схемам. Такая работа влияет на развитие логического и образного мышления, развитие памяти и способность отделять основное от второстепенного.

 

Разноуровневость

Самая главная ошибка, которая может возникнуть, – это стремление подогнать всех под общий критерий, пытаясь вовлечь в одну активность. Неоднородность группы не исключение, а правило. Текущей своей задачей вижу создание системы практикумов и оценок для продвинутых, середнячков, отстающих обучающихся. При этом считаю необходимым предлагать задания с разными уровнями сложности, чтобы каждый мог выбрать задание себе по силам.

Ксения ГАК, преподаватель русского языка и литературы колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt