Представление себя другим, создание о себе определенного впечатления называется самопрезентацией (self-presentation). Специфика представления себя в профессиональных целях заключается в том, что самопрезентация применяется в процессе отбора, найма и карьерного продвижения специалиста. Самопрезентант представляет себя другим профессионалам или клиентам. Насколько важно для учителя представить себя в профессиональных целях в глобальных сетях?
Известные специалисты в сфере карьерного менеджмента Стивен Р. Кови и Дженнифер Колосимо в своей книге «СУПЕРработа. СУПЕРкарьера» рекомендуют специалисту в любой области создавать себе имя с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, чтобы быть востребованным на рынке труда и иметь профессиональный успех и карьерный рост. Они советуют вести свой блог, становиться для людей источником информации, присутствовать в социальных сетях и так далее.
Особенность современной самопрезентации – активное применение информационных и коммуникационных технологий. Высококвалифицированные профессионалы умеют представлять результаты своей деятельности (Employability), использовать технические средства (E-portfolio, personal website, blog, social media), составлять резюме, ответы на Selection criteria, проводить интервью по телефону.
Эти изменения вынуждают педагога самостоятельно заниматься профессиональной самопрезентацией в Интернете, самостоятельно осваивать информационно-коммуникационные технологии.
Каким образом это можно сделать наиболее эффективно?
– Четко представьте себе цель самопрезентации. Что вы хотите рассказать о себе коллегам и ученикам? Как вы собираетесь продемонстрировать свой профессионализм? Каковы критерии профессионализма в вашем деле? Что вы считаете результатом вашей профессиональной деятельности?
– Изучите опыт лучших профессионалов в вашем деле. Подумайте: кто для вас является авторитетом в мире, в России, в регионе? Что вам подходит в качестве примера, а чего вы не будете делать, представляя себя другим людям, никогда? При это учитывайте свою индивидуальность!
– Ищите возможности обратиться за помощью к профессионалам: фотографу, web-дизайнеру, психологу, специалисту в области RP. Они помогут сделать вашу презентацию содержательной и эстетичной. Если таких возможностей нет – не отчаивайтесь, займитесь новым видом творчества самостоятельно и придумайте что-нибудь оригинальное (хотя бы на короткое время).
– Составьте график подготовки и выполнения самопрезентации. Постарайтесь получить результат в оптимальный для вас срок.
– Не бойтесь создавать свой положительный облик. Самопрезентация предполагает, что вы демонстрируете окружающим свои самые сильные стороны в качестве специалиста. Но не переусердствуйте! Излишняя похвала создаст впечатление о вас как о честолюбивом человеке, или как о человеке, имеющем завышенную самооценку.
– Покажите свою самопрезентацию близким друзьям и коллегам, людям, которым вы доверяете. Спросите: какое впечатление она производит на окружающих? Учтите их советы и замечания.
– Разместите свою самопрезентацию на сайте школы. Будьте готовы к разным отзывам. Постараюсь отнестись к ним уважительно и критично.
– Попробуйте вести свой блог, станьте активным участником профессиональных социальных сетей.
– Не забывайте дополнять свое портфолио, когда в этом будет необходимость. Собирайте материалы для новых страниц!
Исследование официальных сайтов образовательных учреждений различного уровня в разных странах мира, показало, что наиболее профессионально самопрезентация в киберпространстве осуществляется преподавателями высших учебных заведений в ведущих университетах мира. Это можно объяснить статусом данных университетов, владением наиболее современными образовательными и RP-технологиями, наличием значительных материальных, технических ресурсов и квалифицированных кадров, пониманием роли профессиональной самопрезентации кадров в построении имиджа учебного заведения. Поэтому их можно брать за образцы, учитывая, безусловно, имеющиеся различия в профессиональной деятельности.
Рассмотрим в качестве примера опыт Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology). Обратите внимание на интересную коллективную фотографию сотрудников MIT Media Lab – http://www.media.mit.edu/people/staff.
Самопрезентации сотрудников Faculty and Academic Research – http://www.media.mit.edu/people/faculty. Представлены фотографии, биографические справки, контакты и гиперссылки на личные сайты.
На своих сайтах сотрудники представляют биографическую справку, контактные данные, перечисляют исследования, в которых они принимали участие, выставляют свои публикации, проекты. Например, очень интересен сайт архитектора и дизайнера, профессора Neri Oxman http://web.media.mit.edu/~neri/site/about/about.html.
Наиболее полному присутствию в виртуальном пространстве в качестве профессионала можно поучиться на опыте Виталия Товиевича Третьякова – журналиста, политолога, автора и ведущего телепрограммы «Что делать?» на телеканале «Культура», декана Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, имеющего еще несколько видов профессиональной деятельности.
– Виталий Третьяков в «Живом Журнале» – Политдневник Виталия Третьякова. Рубрика главного редактора журнала «Политический класс», ведущего телепрограммы «Что делать?» http://v_tretyakov.livejournal.com/
– Виталий Третьяков на сайте Twitter – https://twitter.com/v_tretyakov
– Официальная страница Виталия Третьякова в социальной сети Facebook – http://www.facebook.com/vitaly.tretyakov
= Видеоканал Виталия Третьякова на сервисе видеохостинга YouTube– http://www.youtube.com/VTretyakov. Уникальные материалы. Телепередачи. Курс лекций. Пресс-конференции.
Многие профессионалы недооценивают самопрезентацию. Обычно администрация учреждений ориентируется только на один вид эффективности – экономическую. Бесплатно или дешево не значит эффективно! Конкуренция вынуждает образовательные учреждения доказывать свою работоспособность, учитывать самые современные тенденции и требования, в том числе в области RP. Дешевая и низкопробная самопрезентация уничтожит ваш образ в глазах коллег и учеников. Вспоминается сайт одного из образовательных учреждений (по этическим соображениям не даем на него ссылку), созданный тремя старшеклассниками, увлеченными проектированием сайтов. Вроде бы и все данные об учреждении есть, получены хорошие отзывы вышестоящих органов, а результат, с точки зрения RP, плачевный. Заслуженный учитель, директор, авторитетный лидер, представлен некорректно. Его многолетний труд уничижают очень краткие заголовки. Характеризуя организационную структуру, создатели сайта расположили заголовки следующим образом:
Администрация N
Директор N
Награды директора
Руководство
Такими образом, получается очень странная иерархия. Кто руководит учреждением N? И почему вместе с администрацией учреждением руководят награды директора? На личной страничке еще один казус – гиперссылка «Подробно про награды директора». Эти более двадцати наград, выданных самыми разными российскими организациями и учреждениями, могли быть представлены не в виде списка, а в виде отсканированных изображений, красиво размещенных на сайте, без подобных заголовков. Разглашаются личные данные директора, включая подробный домашний адрес местожительства. Та же история с характеристиками учителей: «Неоднократный лауреат звания…» и т.п. Остается надеяться, что эти ошибки будут в скором времени устранены, педагоги помогут старшеклассникам.
Сравнить профессиональные работы и любительские можно, используя материалы, находящиеся в открытом доступе в интернете. В качестве примера можно привести странички участников Всероссийского конкурса «Учитель года России». Список участников за 2010 год сохранен на старом сайте конкурса – http://teacher.org.ru/. Очень разнятся образы, представленные на сайте и в фильме «XXI Всероссийский Конкурс Учитель Года России 2010», созданном Министерством образования и науки Российской Федерации, который стал призёром конкурса «Лучшее корпоративное видео» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКОС). Конечно, работа профессионалов заслуживает всяческих похвал. И, если повторить ее невозможно, то сделать какие-то полезные выводы вполне реально. Тем более, что самопрезентации учителей на Всероссийском конкурсе становятся лучше год от года. Каждый педагог может познакомиться с ними на новом сайте http://ru-teacher.ru/teachers-profiles. Там же есть ссылки на личные сайты участников конкурса.
Интересный вариант представления сотрудников на сайте придуман в московском физико-математическом лицее «Вторая школа» (http://sch2.ru/). Перечень сотрудников лицея представлен в алфавитном порядке и сопровождается личными фотографиями. В том случае, если необходимо классифицировать педагогической состав, имеется перечень педагогов по кафедрам с указанием уровня квалификации и гиперссылками на личные странички – http://sch2.ru/content/view/27/53/
Подобным образом (по кафедрам) представлен педагогической коллектив классического пансиона МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.pansionmsu.ru/. Гиперссылки на десять кафедр изображены в виде классических книг. На каждой кафедре перечислены педагоги с указанием их должностей, стажа работы, стажа, обращениями самых учителей, либо описаны направления деятельности кафедры. К сожалению, визуализация образа учителя затруднена, так как отсутствуют фотографии учителей, информация дана в сжатом виде, часто малоинформативная, акцент делается на классическом характере образования, мало внимания уделяется личности педагога.
Живые, запоминающиеся образы педагогов представлены на сайте Терапевтического сообщества «Китеж». Раздел «Кто есть кто в “Китеже”» – http://www.kitezh.org/RUS/about-us/who-there-is-who-in-kitezhe.html.
Многоуровневые самопрезентации учителей с разнообразными данными и ссылками на проекты представлены на сайте гимназии «Корифей» (г. Екатеринбург). Например, страничка учителя математики в начальных классах Ирины Юрьевны Зарубиной – http://www.koriphey.ru/who_s_who/id00000000120/. Это одно из немногих учебных заведений, где упоминание о директоре – Алексее Алимовиче Бабетове – можно искать достаточно долго и найти его страничку среди остальных представителей администрации http://www.koriphey.ru/who_s_who/id00000000044/. Общие сведения о педагогах дополняются массой методических материалов, фотографиями, публикациями в СМИ, описанием проектов и т.д. Одна из лучших самопрезентаций российского учителя у заместителя директора гимназии «Корифей» по научно-методической работе – Марии Владимировны Калужской – http://www.koriphey.ru/who_s_who/id00000000045/.
Для руководителей образовательного учреждения официальный сайт – фактически показатель работы директора как руководителя. Хотелось бы отметить сайт Центра образования №109 (г. Москва) http://www.sc109.ru/content/index.htm. Его директор – Евгений Александрович Ямбург – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель школы РФ, хорошо известный своим вкладом в российское образование и узнаваемый благодаря активной жизненной позиции, неоднократно обнародованной в СМИ – http://www.sc109.ru/content/metodunion/zav/index.html . Импонируют индивидуальный подход к детям, забота об их здоровье, доброжелательные лица педагогов, дружеские шаржи на учителей. Много полезной информации, как для пользователей, так и для тех, кто работает и учится в ЦО №109. Сведения о педагогах сгруппированы по методическим направлениям: учителя истории и обществознания ЦО №109 – http://www.sc109.ru/content/metodunion/history/index.php, учителя биологии Центра образования №109 – http://www.sc109.ru/content/metodunion/chimik/indexbio.htm#zub и так далее.
Для школьного учителя наиболее интересный и эффективный, на наш взгляд, вариант – это гиперссылка на личный сайт, блог или проект учителя. Здесь может быть размещена менее формальная, более творческая профессиональная информация, знакомящая с педагогическим, научным или иным видом творчества педагога, его личностью.
Некоторые российские педагоги ведут насыщенную творческую жизнь, уходящую за пределы образовательного учреждения. Обратите внимание на личную страницу учителя биологии Ильи Колмановского – http://sch2.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,58/func,detail/catid,21/id,1091/. Есть две гиперссылки – «Работает научным редактором и автором в проекте СНОБ, а также ведущим еженедельной детской передачи “Карманный ученый”». Кроме того, мы видим упоминание о его выступлениях с новостями науки на радио «Эхо Москвы» («Детская площадка»), «Серебряный дождь» («Марс в рыбах»), телеканале «Культура» (программа «Контекст»). Заметим, что Илью Колмановского можно встретить и в качестве активного участника и интересного собеседника в разнообразных теле- и радиопередачах, посвященных образованию и науке.
Причем самопрезентация Ильи Колмановского в качестве журналиста, редактора, ученого, экскурсовода, школьного учителя, популяризатора науки на проекте «СНОБ» отличается своей оригинальностью и современностью – http://www.snob.ru/profile/5594/about. Проект «Карманный учитель» позволяет сделать выводы о профессиональных интересах Ильи и уровне профессионализма – http://www.pgbooks.ru/want_to_know/researcher/archive/.
Многие российские учителя заменяют (либо дополняют) свои страницы на сайте школы присутствием в социальных сетях, мотивируя это тем, что современные дети более доступны для общения ВКонтакте, нежели в реальной жизни. И действительно, какие-то проблемы классному руководителю легче решить в социальной сети, создав свою страничку или группу для класса, а учителю-предметнику таким же образом можно выложить материалы по своему предмету и результаты контрольной. Тем не менее, зарубежные коллеги, немного ранее апробировав на практике общение в социальных сетях, уже почувствовали не только достоинства такого общения, но и его недостатки.
В 2012 году Нью-Йоркский Департамент образования запретил и ученикам, и учителям общаться в социальных сетях (Facebook, Twitter и т.п.). Отныне преподаватель не имеет права использовать личный аккаунт для переписки с учеником. Педагогам разрешено общение с учащимися через учетную запись в рамках специализированных платформ. Причиной нововведения стали десятки судебных дел против учителей, которые позволили себе вольности в общении с подопечными в социальных сетях. Такие ограничения позволят сделать работу преподавательского состава более прозрачной и обеспечат высокий уровень безопасности учеников. Вероятно, стоит учесть этот опыт и в российских школах.
Создание профессиональной самопрезентации в глобальных сетях – процесс трудоемкий, требующий многих разнообразных навыков, материальных ресурсов, времени. Самые передовые школы, учителя активно осваивают киберпространство. В небольшой заметке нельзя отразить опыт всех образовательных учреждений. Безусловно, существует еще много замечательных находок и решений.
Создавать или не создавать свои профессиональные самопрезентации? Выбор за вами!
Наталья Анохина, доцент кафедры экономики и управления Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, кандидат педагогических наук
Комментарии