search
main
0

Как сформировать у ребенка здоровое отношение к гаджетам – советы экспертов

Известно, что самым эффективным способом чему-то научить ребенка является личный пример. Как ни рассказывай, что тот или иной поступок не очень хорош, если родители так поступают сами – все нравоучения, как правило, бесполезны. Так что, если хочется минимизировать взаимодействие детей с гаджетами, – стоит обратить внимание на то, в каком режиме мы сами используем эту технику.

Фото: pixabay.com

К сожалению, для многих очевиден факт, что большая часть взрослых проводит с гаджетами значительную часть своего времени. Как отмечается на сайте verywellfamily.com, этим они детям подают нежелательный пример. Опрос, который был проведен Common Sense media в 2016 году, свидетельствует, что родители ребенка, учащегося в средних классах школы, проводят перед экраном более 9 часов в день. И речь, как ни странно, идет не о рабочем компьютере. Взрослые обычно смотрят телевизор, играют с помощью гаджетов в игры, бродят по просторам интернета и социальным сетям.

Возможно, с 2016 года время, проводимое с цифровыми устройствами, увеличилось. При этом взрослые, согласно исследованию, не хотят, чтобы дети чрезмерно этими устройствами увлекались. Родители переживают, что зависание в интернете изменит поведение ребенка в худшую сторону, что ему сложнее будет сосредоточиваться на уроках – и это снизит успеваемость в школе. Кроме того, взрослым не нравится замена живого общения мессенджерами, недостаток физической активности и угроза появления зависимости от гаджетов.

Проведенные исследования свидетельствуют, что подобные тревоги имеют под собой реальные основания. Длительное времяпрепровождение у экрана чревато появлением проблем в психическом и физическом здоровье пользователя, особенно несовершеннолетнего. Появляется риск трудностей в учебе и общении со сверстниками. Однако современных подростков сложно представить без гаджетов.

Чем чревато увлечение гаджетами

Жизнь, проводимая по большей части у экрана, вредна не только детям, но и взрослым. Если часами сидеть в телефоне, сложно уберечь себя от лишнего веса, плохого сна, потери остроты зрения, головной боли и боли в шее, и даже от проблем в общении.

Пожалуй, наиболее значимым негативным последствием зависания в смартфоне или планшете становится минимум времени, проведенного с детьми. Серьезно нарушаются отношения, если, например, вместо того, чтобы выслушать подростка, родители утыкаются в экран. То же происходит и в случае, когда вся семья – за своими гаджетами. Все устройства необходимо отложить, чтобы они не мешали нормальному общению.

Закономерно, что у сидящих в телефонах и компьютерах родителей — сидящие в телефонах и компьютерах дети. Эксперты констатируют, что взрослые, которые сами длительное время проводят с гаджетами, как правило, не стараются ограничить в этом своих детей. Разумеется, практически невозможно уговорить ребенка бросить игру, если сам в это время играешь.

Кроме того, привычки, которые сформировались в подростковом возрасте, в зрелости никуда не уходят. Как показывают исследования, когда 10-летний ребенок по 8 часов в день играет в компьютерные игры, маловероятно, что в 20 лет он охладеет к этому занятию.

Стоит помнить, что предподростковый и подростковый периоды чрезвычайно важны: именно в это время формируются основы психического и физического здоровья на последующую жизнь. Происходящее в этом возрасте оказывает на человека долгосрочное влияние.

Так что подростка важно научить ответственности, чтобы он смог прожить насыщенную событиями, полную жизнь. Это вряд ли удастся, если он будет часами приклеен к экрану.

Что делать?

Если запретить все гаджеты или отключить вайфай, это не будет иметь никакого смысла. От привычки практически невозможно избавиться иначе, чем заменить ее чем-то другим. Цифровые устройства не должны быть единственным источником общения и досуга в семье. Для это важно начать именно с себя.

Эксперты предлагают стать хорошим примером для подражания своему ребенку следующим образом.

Во-первых, стоит установить в семье жесткие правила пользования гаджетами. Им обязательно должны следовать все члены семьи, а не только дети. К примеру, никаких смартфонов не должно быть за обеденным столом или в машине – даже у пассажиров.

Во-вторых, хорошо строго запретить многозадачность: не писать сообщения при просмотре телепередачи, не листать ленту в соцсетях, если вы с кем-то разговариваете. Это мешает концентрироваться, притупляет память и снижает продуктивность мышления. Вряд ли кому-то понравится, если ребенок будет смотреть ролики в соцсетях и делать домашнее задание или зависать в телефоне прямо во время урока.

В-третьих, полезно запретить использовать гаджеты за обеденным столом. Завтраки, обеды и ужины всей семьей важны для общения и правильного приема пищи. Гаджетам тут не место. При этом важно, чтобы, даже ужиная в одиночестве, ребенок не утыкался в экран.

Четвертое: стоит составить расписание общих семейных занятий – вне интернета. Можно выработать привычку что-то совместно делать без гаджетов. В частности, каждый вечер можно играть в настольные игры, читать, по выходным – устраивать пикники или походы.

Пятое: проанализируйте свои цифровые привычки. Если вы поймаете себя на том, что вам сложно общаться с ребенком без телефона в руке или вы чувствуете растерянность в отсутствии гаджета, то совершенно точно являетесь не лучшим примером для своего чада. Если за день вы много времени проводите в интернете – постарайтесь исправить ситуацию.

Шестое: можно взять в привычку цифровой детокс. Если уменьшить количество проводимого за экраном времени не удается, то можно попробовать принудительно устроить семье день без интернета: отключить все устройства и не разрешать никому ими пользоваться целый день. Или несколько дней. Или неделю. Как бы то ни было, это точно будет полезным.

Важно помнить, что успех будет зависеть от вас, от вашей настойчивости и последовательности в соблюдении установленных правил. Если вдруг заметите, что сами страдаете цифровой зависимостью, стоит обратиться к психологу. Тогда и ребенок увидит, что вы осознаете проблему, стараетесь с ней справиться – это лучший для него пример.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало об оптимальном времени для использования гаджетов подростками. Исследователи из МГУ имени М.В. Ломоносова и РАО изучили взаимосвязь времени, проведенного за электронными устройствами и развития у детей способности контролировать свои эмоции.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте