Помню, много лет назад я пришел работать в школу и наблюдал процедуру составления расписания. Завуч на несколько дней запиралась в кабинете и двигала деревянные фигурки из математического набора по доске. Сейчас эту рутинную, но серьезную и обязательную работу может взять на себя компьютер – с помощью программ для составления расписания.
Официальный сайт ГОУ Прогимназия №1779 г. МосквыПолностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Такие программы можно условно разделить на 3 класса:
Программы, которые помогают создавать расписание на компьютере. Они не обладают алгоритмами составления расписания, а лишь являются компьютерной заменой ластика и карандаша. Человек, который работает с такими программами, должен владеть методикой составления расписания и навыками компьютерного пользователя.
Программы, полностью составляющие расписание. В них интегрированы уникальные алгоритмы, которые берут на себя рутинный процесс составления расписания, учитывают множество факторов и, в конечном итоге, через определенный промежуток времени выдают готовое расписание. Для работы с такими программами достаточно навыков пользователя персонального компьютера.
Программы, которые занимают промежуточное положение между первым и вторым классом программ. В них встроены алгоритмы составления расписания, но они недостаточно совершенны и полностью расписания не создают, а требуют ручного вмешательства или ручной доводки.
Общая особенность таких программ – это удобный вывод расписания. После того как программа отработала или вы вручную с ее помощью создали расписание, его можно распечатать в «красивом» табличном виде, некоторые программы позволяют распечатать расписание только одного учителя, класса или даже параллели. А вот различий в программах составления расписания множество. Приобретая их, надо обязательно учитывать именно различия, понимая, что «цена не всегда определяет качество». Разные программы могут по-разному учитывать специфические особенности учебного процесса или вообще их не учитывать.
К таким особенностям можно отнести:
учет двухсменной работы;
учет санитарных норм и сложности школьных предметов;
контроль за «окнами» преподавателей;
возможность деления на две, три или более подгрупп;
установка «уроков по требованию» (только первые, только последние);
возможность управления парными/непарными уроками;
запрет на отдельные уроки как ученикам, так и учителям;
привязка расписания к кабинетам;
учет пятидневной или шестидневной учебной недели (или смешанного варианта);
возможность ввода интегрированных или совместных уроков;
скорость расчета и оптимизации.
Надо понимать, что перечисленные особенности – специфические для разных программ. Программы составления расписания могут по-разному трактовать эти особенности, по-разному их обрабатывать, а в каких-то программах они вообще могут отсутствовать.
Я перевел свою школу на автоматическое составление расписания почти 10 лет назад. Пришлось попробовать несколько разных программ (благо они имели демо-версии), и остановились мы на программе «Расписание 3.0». Сейчас эту программу (или именно ту версию программы) я бы отнес к промежуточному классу. Работая всю ночь, компьютер не укладывал около 30 процентов уроков. Приходилось что-то делать вручную, а так как я не знаком с методикой составления расписания, это было затруднительно.
Через несколько лет мучений случайно мне удалось найти еще одну программу составления расписания, выйти на ее автора, опробовать ее в действии. С тех пор мы пользуемся программой «Автоматическое расписание AVTOR».
Эта программа ДЕЙСТВИТЕЛЬНО составляет расписание. Причем самое длительное время занимает ввод данных (учебного плана, предметов, классов, учителей). На составление расписания уходит 5 минут на компьютере среднего класса. Полученное автоматическое расписание практически не требует ручной доработки. Даже при очень сложных и жестких ограничениях автоматически размещаются ВСЕ возможные занятия. Если в исходных данных имеются неразрешимые противоречия, то их можно обнаружить и устранить, используя специальный блок анализа.
Константин СОРОКИН, учитель информатики прогимназии №1779, Москва
Комментарии