search
main
0

Как сделать школу энергоэффективной?

Многие муниципальные учреждения, в т.ч. школы и вузы, уже успели ощутить на себе действие закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», согласно которому начиная с 2010 года в течение 5 лет на 3% ежегодно будет умeньшаться финансирование затрат на энергоносители. Если первые 2-3 года можно сэкономить необходимое количество электроэнергии, отключая некоторую часть светильников, например, в местах общего пользования (коридоры, холлы, зоны отдыха), то на четвёртый и пятый годы только организационными мероприятиями уже не обойтись – нужно принимать кардинальные технические решения.

Итак, накануне капитального ремонта вы стоите перед выбором – что делать с устаревшей системой освещения?

Первое, что вам, вероятно, предложат – просто заменить старые светильники на такие же, но новые.

Второй вариант – заменить старые светильники на более качественные с электронными источниками питания и стандартными люминесцентными лампами 4х18 Вт или 2х36 Вт. Такое решение лучше первого, т.к позволит экономить 15-20% электроэнергии за счет электронного зажигания лампы, однако оно, как и первое, не рассчитано на долгосрочную перспективу. Объективной реальностью нашего времени является ежегодное повышение цен на электроэнергию на 15% и постепенное их приближение к общемировому уровню (требование ВТО). По прогнозу аналитиков цена 1 кВт уже через 5 лет может составить 9 руб. Таким образом, мероприятия, кажущиеся сегодня достаточными в плане повышения энергоэффективности, завтра могут оказаться просто бесполезными, т.к экономия в 15-20% при росте тарифа на 100-150% по большому счету означает, что немалые деньги были потрачены впустую.

Оптимальное решение по модернизации системы освещения, рассчитанное на длительную перспективу, должно включать следующее:

замену источников света на более эффективные – люминесцентные лампы класса энергоэффективности А;

установку систем автоматического управления – для классов, для мест общего пользования (коридоры, холлы, зоны отдыха), для управления освещением прилегающей территории.

Рассмотрим один из вариантов модернизации освещения школы с использованием оборудования, выпускаемого российской компанией «Интеллектуальная архитектура». Предлагаемое техническое решение интересно тем, что оно разработано специально для учебных заведений, позволяет управлять яркостью, а значит, и потребляемой мощностью, люминесцентных или светодиодных светильников и помимо управления освещением, предоставляет возможность автоматизировать процесс подачи школьных звонков и передачу экстренных сообщений через систему оповещения.

Освещение мест общего пользования

Для снижения потребления электроэнергии предлагаемая система управления автоматически переводит освещение коридоров, холлов и зон отдыха в экономичный режим работы во время уроков. Для этого по заложенному в компьютере расписанию звонков специальный контроллер управления освещением К2000Т переключает соответствующие светильники в режим пониженной яркости (10-20% от номинального значения).

Если систему дополнить датчиками движения, то в случае появления в коридоре человека во время урока световой поток соответствующей группы светильников плавно увеличится, создавая возможность комфортного передвижения. Во время перемены всё освещение работает в обычном режиме.

Предусмотрена связь с системой пожарной сигнализации здания – при возникновении пожара освещение мест общего пользования автоматически переключается в режим номинальной яркости для обеспечения нормальной эвакуации людей из здания школы.

Освещение учебных классов и аудиторий

Уровень естественного солнечного света в обычном школьном классе распределяется неравномерно – чем ближе к окну расположены парты, тем более интенсивно они освещены солнечным светом и наоборот. Стандартное искусственное освещение классов не учитывает эту особенность. Если естественного света недостаточно для удаленного ряда парт, учитель обязан включить освещение всего класса, в результате чего ближние к окнам ряды парт оказываются излишне освещенными, что приводит к необоснованному расходованию электроэнергии.

Повысить эффективность систем освещения классов можно путем установки датчиков постоянной освещенности К2110 на потолке над каждым рядом парт. Этот датчик способен поддерживать заданный уровень освещенности, например, 400 лк, автоматически уменьшая или увеличивая световой поток своей группы светильников в зависимости от уровня солнечного света, проникающего в класс через окна. В светлое

время суток светильники, расположенные ближе к окнам, будут работать с меньшей яркостью. В режиме минимальной яркости люминесцентный светильник потребляет в 4 раза меньше электроэнергии!

Что делать со старыми светильниками?

Вариант 1 – замена устаревших светильников с люминесцентными лампами 2х40 Вт, потребляющих с учетом внутренних потерь около 100 Вт каждый, на новые с одной лампой Т8 мощностью 58 Вт, например К22-158У, или с лампой Т5 мощностью 49 Вт (К22-149У). Светильники имеют специальный вход управления световым потоком (яркостью, а значит, и потребляемой мощностью) и в комплекте с датчиками постоянной освещенности позволяют сэкономить примерно 50-60% электроэнергии. Светильники соединяются в световую линию, обеспечивая высокую равномерность освещения. Длина светильника – 1500 мм, поэтому на один класс их потребуется меньше, чем обычных длиной 1200 мм (2х40 Вт). Если в классе ранее было установлено 12 светильников 2х40 Вт (два ряда по 6 шт в каждом) с суммарной мощностью 1200 Вт, то при модернизации их потребуется всего 10 шт (2 ряда по 4 светильника и 2 светильника в центре – для класса 8,5х6 м) с суммарной мощностью 600 Вт (10 шт х 60 Вт). Применение датчиков постоянной освещенности уменьшит эту цифру ещё примерно на 25%. Освещенность на уровне парты будет более 400 лк.

Стоимость новых светильников К22-158У с регулируемой яркостью в количестве 10 шт на один класс составит 19 800 руб, а стоимость новых стандартных светильников 2х36Вт с ЭПРА и опаловым рассеивателем без регулирования в количестве 12 шт – 20 640 руб. Т.е. за меньшие деньги можно установить качественные современные светильники с ЭПРА и регулируемой яркостью, готовые к автоматизации! При этом последующие затраты на приобретение и утилизацию ламп также будут меньше в 2 раза, т.к светильники одноламповые.

Вариант 2 – модернизация существующих светильников. Если светильники были приобретены относительно недавно, их можно модернизировать путем установки ЭПРА (без замены ламп). Этот вариант особенно удобен для применения в коридорах и холлах, где уже установлены светильники 4х18 Вт или 2х40 Вт. После реконструкции эти светильники также будут иметь функцию регулирования яркости и смогут работать в составе системы автоматического управления с датчиками движения. При этом яркость будет меняться плавно, что очень важно для зрительного комфорта.

Освещение прилегающей территории

Рассматриваемая система автоматики может управлять также освещением прилегающей территории и архитектурной подсветкой здания, в т.ч имеет функцию ночного снижения мощности светильников наружного освещения на 50%, например, с 21.00 до 6.00.

Компьютерная программа «Школьный звонок»

Программа позволяет управлять школьным звонком, в т.ч и по индивидуальным расписаниям для 1-х, 2-4-х и 5-11-х классов, если продолжительность уроков в младших классах менее 45 мин. Компьютер сообщает контроллеру, управляющему освещением коридоров и зон отдыха, информацию о текущем состоянии учебного процесса – урок или перемена. Звонок может подаваться как проигрыванием звуковых файлов (wav, mp3) с дальнейшей трансляцией в систему оповещения школы, так и с помощью обычных электромеханических устройств.

Программа удобна тем, что один раз в год в нее заносится график праздников и каникул, выделяются дни с сокращенными уроками, и в течение года все звонки подаются автоматически без участия человека. При необходимости изменить рабочий день на выходной или на день с сокращенными уроками нужно всего лишь нажать одну кнопку на экране монитора.

Программа позволяет также записать и автоматически проигрывать в трансляционную сеть до 6 регулярных сообщений, например, «Ученики младших классов приглашаются в столовую на обед» и 6 экстренных сообщений, например, «Внимание, пожар! Всем срочно покинуть здание школы!» нажатием одной кнопки.

Как вернуть часть средств, затраченных на модернизацию, в бюджет школы?

Согласно ст. 24 п. 3 действующего Закона № 261-ФЗ \”Об энергосбережении\” и письма Минфина РФ от 30.12.10 № 02-03-06/5448 сэкономленные сверх обязательных 3% в год средства при внедрении энергосберегающих мероприятий остаются в распоряжении учреждений и могут быть направлены в т.ч. в фонд оплаты труда. Поэтому направляя средства на действительно эффективные мероприятия, дающие экономию не 15%, а 50-60%, уже в следующем после завершения работ месяце на вполне законных основаниях вы сможете оставить в своём бюджете сэкономленные финансовые средства.

Если выделенных на капремонт средств недостаточно

В этом случае также возможны варианты. Первый – поэтапное выполнение работ. Например, вначале можно выполнить модернизацию освещения классов, затем – мест общего пользования.

Второй вариант – выполнить работы по энергосервисному контракту. Это новый и очень перспективный вариант реконструкции зданий, при котором сам заказчик, как правило, не вкладывает собственные средства в его реализацию. Финансирует проект инвестор. Школа получает ежемесячную экономию при платежах за энергоносители, т.е. платит за электроэнергию, например, на 50% меньше, и рассчитывается с инвестором оставшимися в распоряжении школы деньгами до полного погашения стоимости энергосервисного контракта.

Воспитание экологического мышления учащихся

Это не менее важная задача, чем экономия энергии. При реализации проекта модернизации можно создать «экспериментальную зону» на одном из этажей школы. Например, в трех классах, находящихся рядом, т.е. в одинаковых условиях естественной освещенности, установить счетчики электроэнергии (вынести их в отдельный шкаф в коридоре или даже вывести показания этих счетчиков на компьютер). В одном классе установить обычные светильники с электронным зажигающим устройством (ЭПРА) и лампами 2х36 Вт (стандартный вариант реконструкции сегодня), во втором классе – одноламповые светильники с лампой 58 Вт и датчиками освещенности, в третьем – одноламповые светильники с лампой последнего поколения Т5 49 Вт и датчиками освещенности. Далее в течение года дети смогут наблюдать за показаниями счетчиков, фиксировать факты замены ламп, т.е. определять их фактический срок службы, рассчитывать затраты на электроэнергию, обслуживание и утилизацию ламп, делать выводы, в т.ч. экономического характера!

Как оптимизировать работу других инженерных систем здания?

Помимо освещения наиболее «энергозатратными» системами являются системы отопления и вентиляции. Однако они также очень хорошо поддаются автоматизации, результатом которой может стать снижение потребления теплоэнергии на 25-30%. Суть автоматизации заключается в подготовке оптимальной температуры теплоносителя в зависимости от погодных условий и перевод систем в экономичный режим работы в ночное время и в выходные дни.

Виктор Анатольевич Вербовский, генеральный директор ООО «Интеллектуальная архитектура»

Сайт: www.intelar.ru

Текст опубликован на правах рекламы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте