Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Успешная школа

Как развивать у детей навыки XXI века?

Учительская газета, №08 от 25 февраля 2020. Читать номер
Автор:

Очный этап IV Всероссийского конкурса «Успешная школа» собрал команды почти из всех федеральных округов страны

С 25 по 27 февраля в Москве будет проходить очный этап IV Всероссийского конкурса «Успешная школа», организованного «Учительской газетой» и благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее»! 16 школьных команд, преодолевших заочный этап, представят свои успешно реализованные методики, технологии и модели организации образовательного процесса, ориентированные на развитие у учеников ключевых компетентностей (навыков) XXI века. Что известно о наших лауреатах? Мы заглянули в портфолио и на сайты школ и выбрали по несколько интересных фактов о каждой из них!

Кантемировский лицей
пос. Кантемировка, Воронежская область

Школа в поселке Кантемировка была основана 1 сентября 1933 года, а спустя 70 лет стала лицеем. В 2018 году здесь создали STREM-центр, состоящий из трех отделов: парка развития «Эврика» для младших классов, ИнноПарка «Научно-исследовательская лаборатория» для средней школы и научно-исследовательского центра «Экспериментаниум» для старших классов. Педагоги Кантемировского лицея убеждены, что современные информационные технологии делают обучение более комфортным и доступным, и активно работают в этом направлении.

Гимназия №6 имени С.Ф.Вен­зелева
г. Междуреченск, Кемеровская область

Гимназия №6 имени С.Ф.Вензелева в Междуреченске основана в 1961 году. Сегодня это пространство, где команда единомышленников воплощает в жизнь смелые идеи и апробирует новые технологии. Гимназия является одной из школ региона по реализации проекта «Цифровая образовательная среда». Педагоги активно участвуют в сетевых проектах. Они разработали вкладки «Портфолио» и «Смарт-учебник» на электронном портале «Школа 2.0». Интернет-ресурс самой гимназии также открыт для коллег. Школа имеет статус региональной инновационной площадки по пропедевтике инженерного образования.

Гимназия «Эврика» имени В.А.Сухомлинского
г. Анапа, Краснодарский край

Гимназия «Эврика» открыта в 1993 году. Она занимается созданием воспитательной системы гуманистического типа. Более 10 лет гимназия является ассоциированной школой ЮНЕСКО. Ее педагоги не раз побеждали в конкурсах федерального масштаба, а в 2008 году школа вошла в список 100 лучших гимназий России. Здесь ведется раздельно-параллельное обучение. В каждом классе предусмотрено индивидуальное сопровождение ребенка. Развитием классного коллектива занимается освобожденный классный воспитатель. С пятого года обучения в гимназии формируются кадетские классы и классы мариинского воспитания.

Лицей №1 имени Героя Советского Союза Б.А.Котова
г. Усмань, Липецкая область

История лицея №1 берет начало в 1855 году! Его миссия – создать школу активного, социального познания, преобразующего не только сознание ребенка, но и окружающий социум. Чтобы достичь успеха, лицей сформулировал несколько правил. Первое – правило «субъектности объекта». Невозможно создать объект в образовательном пространстве без участия «активного субъекта», например яркой личности выпускника. С 2003 года школа носит имя Героя Советского Союза Б.А.Котова. Теперь здесь есть музей Героя, школьное музейное общество, социальный проект «День Героя», «Урок Героя» и литературная гостиная. Еще два правила лицея заключаются в осмысленных технологиях и определенности результатов.

Средняя общеобразовательная школа №1
г. Задонск, Липецкая область

Школа №1 – одна из двух в небольшом Задонске. Здесь учатся 950 человек. В школе создан первый в Липецкой области кадетский класс «Юные десантники», есть кадетский класс «Полиция», два отряда юных инспекторов движения и отряд юных экологов. Педагоги создали среду, которая формирует культуру детей и их родителей. Цель работы школы – построить образовательное пространство сообразно возрасту, потребностям и наклонностям учеников. Особое внимание учителя уделяют развитию индивидуальных образовательных траекторий детей.

Гимназия №97
г. Елец, Липецкая область

Гимназии №97 г. Ельца в прошлом году исполнилось 82 года. В 2004 году ее передали из отдела учебных заведений Управления Юго-Восточной железной дороги в муниципальную систему образования. За время работы школы здесь сложились образовательные и воспитательные традиции, которые помогают ученикам в личностном и профессиональном самоопределении. Педагоги гимназии убеждены, что взрослые обязаны подготовить учеников к миру, где стандарты быстро меняются, поэтому особую важность приобретает умение анализировать, учиться в течение всей жизни, принимать решения и нести за них ответственность.

Гимназия №15 «Содружество»
г. Новосибирск

Гимназии №15 «Содружество» исполнилось 24 года. Здесь углубленно изучаются история, информатика и английский язык. В 2018 году педагоги школы получили большую золотую медаль Международной ярмарки УЧСИБ за инновационный элективный курс «Гидропоника. Витамины круглый год». Гимназия участвует в региональных проектах «Сетевая дистанционная школа», «Специализированные классы инженерно-технологического направления» и муниципальном – «Технологическое образование школьников через новый формат урока технологии». Благодаря ему школа ввела модульное обучение технологии в профильных классах.

Лицей №146 «Ресурс»
г. Казань, Республика Татарстан

Лицей №146 «Ресурс» – школа с 28‑летним опытом экспериментальной и инновационной работы. Десять лет он действует в автономном режиме. Здесь претворяются в жизнь программы «Разговор о правильном питании», «Семьеведение» и «Уроки лидерства». Сам лицей разработал более 15 проектов, многие из которых нашли последователей за пределами республики. В инфраструктуре школа использует принцип трансформации пространства. 80% учеников заняты внеурочной деятельностью: посещают классы полного дня в начальной школе, 10 направлений спортивного клуба «Вершина 146» и 12 студий творческого центра.

Лицей №78 «Фарватер»
г. Казань, Республика Татарстан

Лицей №78 – особенная школа. Он является ресурсным центром инклюзивного образования. Всего в лицее учатся 1258 школьников, более 140 из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Школа развивает социальное партнерство и сетевые формы взаимодействия с другими организациями, что позволяет создать единую систему медико-педагогического и социально-реабилитационного сопровождения учеников с инвалидностью. Большое внимание здесь уделяют дополнительному образованию детей, что помогает их адаптации к жизни в обществе, профориентации, выявлению и поддержке талантов.

Гимназия №38
г. Тольятти, Самарская область

Гимназия №38 была основана в Тольятти в 2011 году. Это единственная школа в городе, где изучают шесть иностранных языков. Здесь создана сеть социального партнерства, в том числе с зарубежными организациями, для поддержки одаренных детей. Более 10 лет гимназия проводит Всероссийский слет «Под крылом Синей птицы», собирая победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России». А в рамках проекта «Учителя года – педагогам России» победители конкурса дают мастер-классы в онлайн-режиме. В 2006 году на базе гимназии открылась Лаборатория гуманной педагогики, созданная академиком РАО Шалвой Амонашвили.

Школа №197 с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла
г. Санкт-Петербург
Школа была построена в Северной столице в 1937 году на месте церкви Святых Козьмы и Дамиана, разобранной в советское время. О ней осталось напоминание: часть школьной решетки – фрагмент бывшей церковной ограды. В школе углубленно изучаются предметы естественно-научного цикла: физика, химия, биология. Педагоги здесь убеждены, что школа должна помогать ученику с выбором индивидуального образовательного маршрута: нужно создать такую мотивационно-поддерживающую образовательную среду, в которой каждый ребенок сможет раскрыть свой талант.

Лицей №344
г. Санкт-Петербург

Лицей №344 был основан в 1941 году как средняя школа. В 60‑е годы она стала одной из первых в стране специализированных школ с углубленным изучением физики и математики. В прошлом учебном году лицей победил в городском конкурсе между школами, реализующими инновационные образовательные программы. К этому событию коллектив шел не один год. Инновационная деятельность в лицее развивается в двух основных направлениях: поиск путей эффективного обучения и развития детей и непрерывное внутрифирменное обучение педагогов. Здесь разработали проект «Центр педагогического роста + soft skills».

Гимназия №18
г. Нижний Тагил, Свердловская область

Гимназия №18 – правопреемница средней школы №18, созданной в Нижнем Тагиле в 1931 году. Ее руководство и педагоги пребывают в постоянном поиске новых идей. С 2006 года гимназия удостоена шести грантов в конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы и проекты. Они касались социальной мобильности учеников, формирования этнокультурной компетенции школьников, создания условий для развития личности гимназистов и многого другого. В гимназии убеждены, что образовательная среда – это эффективный ресурс развития и совершенствования универсальных компетенций и новой грамотности учеников.

Лицей
г. о. Город Лесной, Свердловская область

Лицей в городе Лесном – это автономное общеобразовательное учреждение, созданное в 1992 году. Лицей присоединился к инновационной сети школ и детсадов, а также к сети атомклассов проекта «Школа Росатома» и является региональной площадкой программы «Уральская инженерная школа». В прошлом году педагоги запустили четыре больших проекта. В частности, здесь развивают билингвальное образование в условиях социокультурной среды лицея и работают над предметно-пространственной развивающей средой с помощью совместного проектирования детей и взрослых.

Гимназия №1
с. Красногвардейское, Ставропольский край

Гимназия в селе Красногвардейском была построена в 1911 году на пожертвования общественных организаций. Во время советской власти статус гимназии упразднили, а в 1997‑м вернули. Здесь учился первый президент СССР Михаил Горбачев, который был активным участником школьного театра. Он окончил школу с серебряной медалью. Перемены в российском обществе и стремление к возрождению сельского классического образования дали гимназии вторую жизнь. Здесь понимают, что успех возможен только при совместной деятельности, и работают, сохраняя традиции и воплощая новые идеи.

Гимназия №14
г. Грозный, Чеченская Республика

Гимназия №14 открылась в Грозном в 2013 году и за это время смогла выйти на должный уровень образования в масштабах страны. В частности, в прошлом году школа стала одной из площадок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России». Здесь заботятся о профессиональном развитии учителей: гимназия является стажировочной площадкой для педагогов республики. Что касается работы с детьми, то ее принцип сформулирован в названии модели организации образовательного процесса – «Гимназия как пространство свободного развития личностных и профессиональных перспектив обучающихся».

Состав жюри

Эксперты (члены жюри) очного этапа IV Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
1. Александр Асмолов, председатель жюри, академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека;

2. Алексей Благинин, директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив;

3. Михаил Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;

4. Кирилл Баранников, проректор Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ;

5. Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства НИУ «Высшая школа экономики», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, доцент, кандидат политических наук;

6. Сергей Данилов, директор академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа» 2018 года, заслуженный учитель РФ;

7. Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ;

8. Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор;

9. Дмитрий Исаев, ведущий эксперт, руководитель проекта «Новая старшая школа» Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук, профессор;

10. Валентина Красносельских, директор средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Д.Татищева города Перми, победитель конкурса «Успешная школа» 2016 года, почетный работник общего образования РФ;

11. Евгений Малеванов, директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат психологических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ;

12. Андрей Милехин, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2001 года, почетный работник общего образования РФ;

13. Хулимат Султанова, начальник отдела национальной политики и регионального сотрудничества Министерства образования и науки Чеченской Республики, координатор проведения конкурсов педагогического мастерства регионального уровня, почетный работник общего образования РФ;

14. Павел Сергоманов, врио директора Психологического института Российской академии образования, кандидат психологических наук, доцент;

15. Галина Нестеренко, методист лицея для одаренных детей при Южном федеральном университете, председатель общественной организации «Ассоциация творческих педагогов Ростовской области», заслуженный учитель РФ.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt