Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как разрешить конфликт в классе

Учительская газета, №40 от 6 октября 2009. Читать номер
Автор:

Конфликт в классе. Классный руководитель не в состоянии «разрулить» ситуацию и обращается за помощью к директору. Ваши действия? Надо ли собирать весь класс и стыдить при всех зачинщика? Или имеет смысл ограничиться приватной беседой? Обсудим тему разрешения конфликтных ситуаций на сегодняшнем заседании «Директорского клуба». Кстати, вы можете подключиться к обсуждению – наш адрес ug@ug.ru.

Галина ВАСИЛЬЕВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №302, Санкт-Петербург:

Инцидент исчерпан

Как и в любой городской школе, у нас учатся ребята разных национальностей. И армяне, и грузины, и азербайджанцы. Припоминаю ситуацию, когда мальчик-старшеклассник из армянской семьи стал относиться к учителям и сверстникам с некоторым высокомерием, начал унижать ребят. Классный руководитель не знала, что делать. Ситуацию, как ни странно, «разрулила» девочка из армянской семьи, которая провела со своим соотечественником беседу. Как мы знаем, главным аргументом в ней стало то, что если ты живешь в России, то будь добр – соблюдай ее традиции и законы. Мера оказалась действенной: мальчик пересмотрел свою позицию. А мы поняли, что в любой конфликтной ситуации на помощь нам могут прийти сами дети.

Конечно, разного рода конфликтные ситуации в ребячьем коллективе случаются, и классный руководитель, если ему нужна помощь, в первую очередь приходит ко мне. Я стараюсь сначала поговорить с классом без присутствия виновника конфликта, потом с ребенком, а потом уже выйти на общий разговор в классе. Очень часто это принимает характер задушевной беседы, когда ребята достаточно откровенны. Плюс я стараюсь этих ребят вовлечь в общешкольные мероприятия, после которых мы обычно чаевничаем.

Если анализировать причины конфликтов, то, как правило, это межличностные отношения. Учитель может не понимать своеобразного ученика. Пытается его уравнять со всеми, не учитывая, что у него есть свое мнение. Тогда классный руководитель приходит ко мне, и мы пытаемся вместе понять причины поведения этого ребенка. Трения, как правило, заканчиваются после беседы с той и другой стороной.

Кстати, коллективное творчество очень сплачивает ребят и является профилактикой конфликтов. Приведу пример. У нас два класса не то чтобы враждовали, но и не дружили. И когда стали готовить Последний звонок, эта конкуренция продолжалась из-за ролей. Но праздник прошел, причем очень яркий, интересный, трогательный. Ко мне подошла девочка из одного класса и сказала: «Галина Никитична, мы на празднике забыли, что были соперниками, и выступили как единая команда».

Анатолий КУЛИКОВ, директор большереченской школы №1, Омская область:

Нельзя «типизировать» ребенка

Сейчас в районе на базе нашей школы проходит олимпиада классных руководителей. Одно из заданий – как раз разрешение конфликтных ситуаций на практике. Причем участие в олимпиаде принимают и молодые, и опытные педагоги.

Важна постоянная методическая помощь классным руководителям. Поскольку в нашей школе, как и вообще в районе, работают сильные методические объединения, то помощь классному руководителю логичнее получить там, чем у директора. Так что ко мне теперь советоваться по поводу конфликтов приходят редко. Впрочем, конфликтов стало значительно меньше. Молодые учителя быстро втягиваются в процесс обучения. И уж главное они узнают быстро: можно разделить на типы конфликты, но нельзя «типизировать» ребенка. Любому педагогу, как классному руководителю, так и предметнику, необходимо знать ребенка, его характер, его интересы, его семью. А лучшее противоядие от всяческих конфликтов – уверенность ребенка в своих силах, ощущение собственной неповторимости. Если детей увлечь делом, споров становится гораздо меньше. Но это требует от педагога умения раскрыть способности каждого ученика.

Ольга СУРАВОВА, директор Хитровской школы, Рассказовский район, Тамбовская область:

В нужное русло

Конечно, бывают ситуации, когда в классах возникают конфликты, хотелось бы этого избежать, но не всегда получается. В центре событий часто оказываются дети непростого поведения, или, как мы их называем, девиантного. Такой ребенок может не выполнить домашнее задание, нагрубить одноклассникам и даже взрослым. Если классный руководитель говорит, что перепробовал все меры, но ребенок не реагирует на замечания и не слушается, я, как директор, поступаю следующим образом: стараюсь выслушать классного руководителя и обязательно поговорить с ребенком. И как бы тяжело ни было, стараюсь беседовать, не повышая голоса, очень ровным тоном – и с ребенком, и с учителем. И всегда говорю коллегам: учитель старше, мудрее и должен предвидеть конфликт, постараться направить поведение ребенка в нужное русло, ведь это тоже работа учителя. Только нельзя усугублять конфликт собственным раздражением и криком. А если ребенок агрессивный, тем более не допускать агрессии в его присутствии и вообще в присутствии детей. Бывает, ребенок дома лишен элементарной ласки и достаточно его просто по головке погладить или руки коснуться: «Какая ты умничка!» Если видите агрессию, не отвечайте тем же, а лучше расскажите, что такое поведение неправильно. Удивитесь агрессии! Чтобы ребенок видел, что она может восприниматься не как в его семье и окружении – буднично, а как будто это что-то ненормальное.

Больше всего конфликтов возникает между детьми в переходном возрасте. В прошлом году одна наша девочка-семиклассница никак не могла наладить отношения с классом, такие отношения, в которых она видела себя лидером. Ей казалось, что ее обижают и не любят, причем не только одноклассники, но и учителя, и классный руководитель. Поэтому она пыталась защитить себя грубостью, старалась одеваться не как все, иногда даже вызывающе, грубила. Классный руководитель беседовала с девочкой, с классом, старалась их примирить – ничего не получалось. Ребята ее словно не слышали.

Я начала работать с этим конфликтом. Выслушала классного руководителя, та рассказала, что девочка уже начала пропускать уроки, что даже на любое, самое легкое замечание она реагирует неправильно. Я стала анализировать причины, смотреть, какая семья. А там далеко не все благополучно: воспитывает одна мама, материальное положение на низком уровне. Я посоветовала классному руководителю дать девочке возможность как-то раскрыть себя. Можно ведь обратить внимание и на то, как хорошо она убирает в классе, и на то, какой замечательный вырастила цветок. То есть классный руководитель должен помочь ей показать себя, чтобы к ней не было пренебрежения, чтобы дети увидели ее достоинства. Ведь она как ежик, иголками наружу! Все это я попыталась объяснить классному руководителю, стараясь делать это тактично.

У девочки было увлечение, она начала ходить в школьный кружок по вязанию. Я увидела, какой красивый у нее получился ободочек для волос. Почему бы не организовать в классе выставку ее работ?

Следующий мой шаг был таким: я побеседовала с девочкой. Но сделала это не в директорском кабинете, а в ее классе, потом попросила помочь найти мне книгу в кабинете русского языка и литературы, где сама веду уроки. Она откликнулась, стала мне помогать, а я старалась понять, в чем причины ее недовольства. И одновременно рассказывала ей о ее одноклассниках, особенно о тех, с кем у нее произошел конфликт. Она призадумалась: может, и правда не все так плохо.

Потом у нас появилась возможность подарить девочке пряжу, чтобы она связала себе жилетку, – ей очень хотелось. И она связала, причем такую красивую! Конечно, классный руководитель обратила внимание на это и похвалила девочку. Сейчас она уже в восьмом классе, конфликт гаснет, и я очень надеюсь, что все будет хорошо. Надо направлять энергию ребенка в нужное русло. А самое главное – дать понять, что он любим, что он человек и он ценен!

К сведению

Методика посредничества в конфликте заключается в следующем:

Выбор времени для разговора. На данном этапе учитель-посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. Необходимо соблюдать следующие условия: разговор должен длиться достаточно долго, для старшеклассников, например, 2 часа; никто никуда не спешит; запрещается давить на собеседника.

Учитель как посредник перед началом разговора объясняет конфликтующим, что ни один из них не обязан уступать другому, но в ходе предстоящего разговора будет выработана новая позиция, в которой будут учтены пожелания всех сторон.

Нужно дать выговориться всем. Через некоторое время в разговоре наступит момент, когда его участники психологически будут готовы к примирению. Этот результат нужно подчеркнуть и закрепить.

Екатерина СИБИРЦЕВА, директор гимназии №9, Екатеринбург:

Мы создали комиссию по примирению

Не могу сказать, что конфликты между детьми у нас происходят часто. Но бывают, конечно. Если проанализировать по какой причине, то чаще всего это борьба за самоутверждение. В параллели восьмых в гимназии полностью меняется состав классов, приходят дети из других школ. Начинаются процесс притирки, «раздел сфер влияния» между ребятами, выстраивание иерархии отношений, борьба за лидерство.

Если ситуация доходит до обострений и классный руководитель не в силах ее «разрулить», в работу включаются психологи, их два в штате гимназии. Кроме того, с нынешнего года у нас создана комиссия по примирению. Я проводила мониторинг опыта действия различных школьных «служб примирения», в основном они занимаются урегулированием отношений между детьми. Мы поставили задачу шире: разрешение всех видов конфликтов между всеми участниками образовательного процесса.

В комиссию входят педагоги, представители администрации, родительского комитета и председатель совета старшеклассников. Собирать комиссию будем не по расписанию, а по надобности.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту