Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Профессиональное образование

Как повысить имидж профессии

Учительская газета, №14 от 7 апреля 2020. Читать номер
Автор:

Это знают в Свердловском областном педколледже

Почти вековой путь колледжа начинался с двух специальностей. В 2022 году Свердловский областной педагогический колледж будет отмечать столетний юбилей. А стартовала его история с факультетов начального и дошкольного образования.

Путь директора Татьяны Сергеевны Симоновой тоже начинался со специальности учителя начальной школы. Сама она выпускница СОПК. После был Московский государственный педагогический университет, в родной колледж вернулась преподавателем. С 2006 года возглавляет Свердловский педагогический.

За 14 лет число студентов выросло с 600 человек до 1900: прирост более чем в три раза! Конкурс на самую востребованную специальность «учитель начальных классов» составляет 5‑6 человек на место, а балл последнего зачисленного на бюджет 4,6. В чем причины такой востребованности помимо возросшего в последние годы социального статуса педагога?

У каждого учебного заведения, как у каждого человека, есть свой характер. Основные черты современного лица свердловского колледжа оказываются привлекательными для выпускников. Самая яркая притягательная его особенность – он тонко и точно реагирует на изменения внешнего мира, меняясь вместе с ним. А время заявляет о новых специальностях и требует, чтобы выпускники обладали не просто знаниями, а компетенциями.

Ориентация на практику

Раньше колледж готовил учителей общеобразовательных предметов – математиков, физиков, литераторов. Когда эти профессии стали прерогативой исключительно вузовского уровня образования, понадобилось в короткие сроки создать ресурсную базу для других специальностей.

– Посмотрели, что востребовано у работодателей, муниципалитетов, у самих детей, и стали двигаться в двух направлениях, – рассказывает Татьяна Сергеевна. – Якорными специальностями были и остаются «преподаватель начальных классов», «преподаватель дошкольного образования» и «преподаватель физкультуры». Но на новом витке жизни используем инновационные методики. Прежде всего это развитая сеть мастерских, приближенных к реальным условиям. Если речь идет о дошкольниках, то занятия проходят в настоящей детсадовской комнате: кроватки, маленькие умывальники, интерактивная песочница. Навыки – вот наш приоритет.

Второе направление – специальности социокультурного профиля. И там взята ориентация на практику. Отделение декоративно-прикладного искусства имеет три мастерские: керамическую, изделий из ткани и фьюзинга (изделия из стекла). Студенты отделения туризма составляют детские маршруты путешествий по Екатеринбургу и окрестностям, сотрудничают с краеведческим музеем. В рамках модуля «Организация и управление туристической фирмой» на кафедре создана студенческая турфирма. И каждое новое поколение учащихся играет в эту игру, там есть руководитель, служба маркетинга и другие реальные отделы. Обучающиеся по специальности «социально-культурная деятельность» проводят праздники для населения, вовлекая жителей окрестных домов, один из последних – «Веселая Масленица».

Постоянно думаем о новых специальностях. В нашей области не готовят сурдопереводчиков, и мы планируем начать их подготовку.

Притягательность для иногородних

В то время как областной центр носит имя Екатеринбург, в названии колледжа звучит «Свердловский». Область остается Свердловской, и колледж работает на всю область, это важнейшая его особенность. 60 процентов учащихся – приезжие.

– У нас нет задачи обеспечить кадрами Екатеринбург, для этого существуют другие учебные заведения. К нам поступают из разных городов и поселков области те, кто показал наилучшие результаты в учебе. Государственная практика в обязательном порядке проходит на территории, откуда человек прибыл. А уж задача местных властей создать такие условия, чтобы выпускники пожелали туда распределиться.

Реализуем проект «Целевая подготовка». Он не дает льготы при зачислении, поступают все на общих основаниях. А потом предприятия заключают договоры с конкретными ребятами, оказывают им помощь во время учебы. На все практики целевики отправляются уже не в случайные учебные заведения, а в те, где будут работать после окончания колледжа, и затачивают навыки под конкретную школу. Например, Тавдинский городской округ выплачивает ежемесячную стипендию 5 тысяч рублей тем, с кем заключил договор, и гарантирует трудоустройство. Обязанность выпускника – отработать три года.

Колледж участвует в программе «Земский учитель». На федеральном портале каждая область фиксирует определенное количество вакансий. В Свердловской области сейчас их 318. Педагог, желающий поехать, например, в Камышловский район в определенную школу, оставляет заявку. Затем приносит нам документы, мы оцениваем опыт, стаж, категорию. Он получает 1 миллион рублей и берет обязательство отработать пять лет. В качестве таких педагогов могут выступать и наши выпускники. Молодым педагогам сейчас выделяются подъемные, гарантируется профессиональная категория первые годы работы, все вместе это способствует повышению интереса к деятельности учителя, в том числе сельского.

Гарантированное трудоустройство

В конце марта колледж традиционно проводит брифинг по трудоустройству, на который приглашаются руководители учебных заведений и другие работодатели. Это своеобразная ярмарка выпускников.

Студенты представляют творческие отчеты в форме живых выступлений, компьютерных презентаций, в которых можно увидеть, как они проводят родительские собрания в садике, занимаются созданием оригами с детишками, ведут кружок робототехники. Работодатели заявляют о вакансиях. Но вот беда: нередко оказывается, что предложений в несколько раз больше, чем неопределившихся студентов. Большинство на последнем курсе уже знают, где будут работать.

Требования госзаказа – не менее 55 процентов выпускников должны трудоустраиваться по специальности – колледж стабильно выполняет и перевыполняет. На заочном отделении до 95 процентов работают по специальности, как и очные выпускники востребованных педагогических направлений. Не столь однозначная картина на социокультурном направлении. Выпускники кафедры «Декоративно-прикладное искусство» частично устраиваются педагогами дополнительного образования, кто-то идет работать в творческие мастерские, а есть и те, кто организует собственную фирму, становится индивидуальным предпринимателем, создает сайты, через которые реализует результаты своего труда.

Отслеживать судьбу выпускников помогают… юбилеи. Как хорошо, что они случаются раз в пять лет! Выпускники – желанные гости. На последнем празднике им было предложено вернуться в состояние студентов. В расписании можно было выбрать урок и по звонку занять место за партой, как ученик. Интересный момент: половина нынешних преподавателей областного педколледжа – его бывшие студенты!

Образование до и после

До – это проект «Билет в будущее». Вместо классического дня открытых дверей колледж проводит «Профессиональные пробы для школьников». После информационного путешествия по колледжу потенциальный абитуриент может записаться на предпрофессиональное обучение, чтобы почувствовать профессию одну-другую и решить, какая привлекает сильнее. Например, если школьница интересуется специальностью «воспитатель детского сада», она попадает в имитацию садиковой группы.

После – это программы переподготовки и повышения квалификации. Если учитель начальных классов по каким-то причинам работает в дошкольном учреждении, он может (а теперь и должен) пройти переподготовку. А чем же курсы повышения квалификации в СОПК отличаются от тех, что проводит Институт развития регионального образования? Опять же отработкой практических навыков. Например, как пользоваться интерактивным куполом, который можно установить в помещении и проводить виртуальные экскурсии про космос, океан, земной шар, да про что угодно.

Колледж также участвует в федеральном проекте «50 +». После повышения пенсионного возраста встала задача дать пожилым людям новые навыки. Каждый человек после 50 лет может зарегистрироваться на специальном сайте и бесплатно приобрести новую профессию.

Взгляд в будущее

Энергичная сегодняшняя жизнь Свердловского областного педагогического колледжа ставит перед ним и на перспективу амбициозные задачи. К столетию, студенты и преподаватели в это свято верят, будет отремонтировано ветшающее здание. О планах рассказывает директор Татьяна Сергеевна Симонова:
– Мы выиграли федеральный грант 2020 года на оборудование еще четырех мастерских. Они будут служить не только нашим студентам, но и станут приемным пунктом экзаменов для других учреждений, позволят не только показать знания, но и через демоэкзамен проявить профессиональные компетенции.

Впереди у нас реорганизация. К нашему колледжу будет присоединен Свердловский областной музыкально-эстетический колледж, процедура должна пройти в течение трех лет. Это значит, появятся новые специальности.

Еще одна задача – активное участие в национальном проекте «Учитель будущего» в русле проведения в наших мастерских стажировок для работающих педагогов. Понятно, что далеко не каждое учебное заведение имеет такое оборудование, как в колледже, и оно будет предоставлено для того, чтобы педагоги шли в ногу со временем!

Марина РОМАНОВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt