search
main
0

Как первая любовь

Учебные корабли называли, да и продолжают называть “тружениками моря”. По количеству пройденных миль, по числу заходов в иностранные порты, они рекордсмены. Когда-то “Хасан”, “Гангут”, “Смольный”, “Перекоп” с курсантами на борту по два раза огибали Европу – из Кронштадта в Севастополь и обратно. На Дальнем Востоке трудился “Бородино”, избороздивший чуть ли не весь Тихий океан.
Сегодня у Российского ВМФ в строю только два учебных корабля. Один из них “Смольный”. Возраст для “боевой единицы” солидный – 26 лет. “За плечами” – не менее полусотни дальних походов, более 30 посещений иностранных портов. Пройдено свыше 400 тысяч миль. Почти 16 тысяч курсантов побывали в учебных классах этого корабля.
По итогам боевой подготовки за год этот корабль 6 раз признавался лучшим кораблем Ленинградской военно-морской базы, ему присваивали звание “Отличный корабль”, 8 раз признавался лучшим кораблем соединения. 46 офицеров, мичманов, старшин и матросов были награждены 67 орденами и медалями.
“Смольный” – корабль 1 ранга. Он способен вести боевые действия против подводных и надводных кораблей, отражать атаки средств воздушного нападения, выполнять задачи охраны конвоев и побережий. Штурманское вооружение обеспечивает кораблевождение в любой гидрометеорологической обстановке с предельной точностью. На корабле есть средства коррекции, позволяющие определять место нахождения корабля с помощью всех существующих в мире радионавигационных и спутниковых систем.
Радиотехническое вооружение корабля (радиолокационная станция, гидроакустические станции) обеспечивает освещение окружающей обстановки: воздушной, надводной и подводной, а также управление оружием корабля. Все радиотехническое вооружение используется также в обучении курсантов, которые в море закрепляют знания, полученные в учебном заведении.
Для отражения атак катеров и средств воздушного нападения – две батареи среднего и малого калибра, для борьбы с подлодками – две реактивно-бомбометные установки. Механическая установка корабля – дизельная, общей мощностью 16000 л. с. Позволяет развивать максимальный ход свыше 20 узлов.
На “Смольном” есть все для длительного обеспечения жизнедеятельности экипажа. Офицеры и мичманы размещены в одно- и двухместных каютах, матросы и курсанты – в кубриках. Все жилые помещения радиофицированы, снабжены системами кондиционирования. На корабле есть кают-компания, столовая, медицинский блок, библиотека, музей, хлебопекарня, душевая и прачечная.
Начальник Направления военного образования ВМФ контр-адмирал Григорий Бутаков подчеркивал: делается все возможное для сохранения этого корабля, чтобы еще как минимум десяток лет у него была активная, насыщенная плаваниями жизнь. И это не пустые слова. “Смольный” 4 месяца находился на ремонте в Германии. Там обновлены многие установки и механизмы. На корабле появилась уникальная аппаратура. Например, глобальная система безопасности мореплавания, пришедшая на смену штурманскому оборудованию старого поколения. Установлены электронные навигационные системы, в которых заложены последние разработки электронных навигационных карт. Местонахождение корабля определяется по разработанным на уровне мировых стандартов спутниковым системам каждую секунду с точностью 5-10 метров. Благодаря этому значительно повышается навигационная безопасность плавания, упрощается работа штурмана и командира.
О том, как была организована штурманская курсантская практика на “Смольном”, мне довелось узнать во время одного из походов на этом корабле. В переходе по маршруту Кронштадт – Балтийск – Хельсинки – Кронштадт приняли участие около 300 будущих офицеров из Балтийского военно-морского института. Каждый из них в общей сложности отстоял по 40 часов штурманских вахт.
Во время похода многое делалось для воспитания из юных мореплавателей знатоков корабельной службы, настоящих патриотов флота. Маршрут перехода протяженностью без малого 2 тысячи миль был богат местами героических подвигов российских военных моряков. Курсанты получили уникальную возможность приобщиться к славной истории флота, участвовать в проведении ритуалов отдания воинских почестей в местах героических подвигов моряков-балтийцев. Да и постигали они азы корабельной службы на примерах действий экипажа одного из лучших кораблей Ленинградской военно-морской базы.
Главное отличие учебного корабля от другого в том, что на нем должны быть созданы все условия для курсантской практики. На нем все подчинено тому, чтобы научить курсантов, закрепить полученные ими знания. Поэтому и ответственность на офицерах и мичманах лежит двойная: не только довести корабль до определенной точки и успешно вернуться в базу, но и быть образцом для будущих офицеров.
От экипажа в первую очередь зависит и долгожительство корабля. При нынешнем дефиците всего и вся рассчитывать приходится только на собственные силы. Чем бережней, чем с большей любовью каждый относится к своему заведованию, тем дольше “Смольный” послужит флоту, тем больше курсантов пройдут на нем практику.
Не случайно каждый новый член экипажа, будь то матрос, мичман или офицер, знакомство со “Смольным” начинает с корабельного музея. Всегда открыты его двери и для курсантов военно-морских учебных заведений, которые выходят на борту “Смольного” в море.
Во время похода мне не раз приходилось видеть, как кто-нибудь из членов экипажа “Смольного” объяснял курсантам предназначение того или иного устройства, механизма. Будущие офицеры слушали с нескрываемым интересом. Признаться, в такие минуты начинаешь верить, что многочисленные трудности, которые сегодня переживает флот в целом и “Смольный” в частности, наконец-то закончатся. Убеждают в этом и слова преподавателей Балтийского военно-морского института (БВМИ), принимавших участие в походе. Один из них, высоко оценив профессиональные качества, выучку экипажа учебного корабля, заметил: “После дальних походов желающих бросить учебу курсантов практически не остается. Более того, в последнее время заметна тенденция повышения конкурса среди поступающих. Уверен, что так будет, пока есть возможность проведения курсантской практики на учебных кораблях в дальних походах”.

Андрей ГАВРИЛЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте