Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как ответить на вызовы времени?

УГ - Москва, №49 от 3 декабря 2013. Читать номер
Автор:

​Сегодня наше общество и система образования в целом – в ситуации вызова времени. Что означает вызов времени и как мы на него должны ответить?

Нам приходилось работать в самых разных социально-экономических и общественно-политических условиях, но сегодня ключевым фактором выступают условия рыночной экономики, в рамках которой происходят все процессы в образовании. Образование рассматривается как отрасль экономики, направленная на восполнение и развитие человеческого капитала. Можно ли в условиях рыночных отношений, на которые непросто и нелегко происходила перенастройка всех отраслей, образованию оставаться прежним? Конечно, нет. Образование – особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее. Когда приоритетом новых экономических отношений выступает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, то именно этот механизм может позволить образовательному учреждению либо устойчиво развиваться, либо уступить место другим. Таковы реалии настоящего времени. Сегодня на этот главный вызов должно ответить дополнительное образование – единственный сегмент московской системы образования, который только готовится к вступлению в процесс преобразований. Времени на анализ и оценку ситуации больше нет! И не может отдельно взятая (даже самая замечательная система!) существовать вне общих стратегий и тенденций развития. Это противоречит разуму, всем закономерностям и нормам! Все изменения в образовании имеют эволюционный характер и основаны на базовых принципах. Есть общие цели, задачи развития образования, этапы и процедуры закономерных преобразований. Я часто слышу от руководителей учреждений дополнительного образования об особенности и уникальности этих учреждений, о том, что необходимо сохранить или усилить это своеобразие. Я согласна, но дополнительное образование не может противоречить дошкольному, общему или профессиональному образованию, испытывать свое превосходство или, наоборот, преуменьшение значимости. Все уровни и виды образования в нашем государстве должны быть направлены на одно – на качественное и доступное образование для каждого ребенка вне зависимости от места его проживания, социального статуса, способностей, особенностей развития, здоровья или образовательных потребностей. Мы должны обеспечить качественным образованием всех и каждого! И дополнительное образование – не самоцель, не система сама в себе, а дополнительный инструмент обучения, развития, воспитания, социализации детей. Все мы делаем единое, общее дело образования, наша деятельность должна быть направлена на формирование человеческого капитала страны, нравственно и духовно сильного и богатого, способного сделать нашу страну могущественным и сильным государством эпохи ХХI века. Говоря о вызовах времени, на которые должно ответить образование, кроме рыночных отношений, по-иному регулирующих механизмы функционирования и развития образовательных учреждений внутри системы образования, я должна назвать три кита общемировых трендов, вне которых сегодня не может развиваться ни одна из образовательных систем! Эти три кита: глобализация, стандартизация, интернационализация. Касались ли еще вчера руководителей учреждений дополнительного образования эти на первый взгляд далекие от нас понятия? Ответ ясен – нет, но сегодня в новом цифровом времени информационных коммуникаций и архиактивного динамизма смены поколений и дети стали другими, они требуют новых подходов, средовых условий, других программ. Более того, сегодня изменились законодательные нормы образовательных отношений, сформирована новая государственная образовательная политика, идут структурные преобразования. Нам необходимо отвечать на эти вызовы глобализации, стандартизации, интернационализации в ежедневной практике управления образованием. На эти вызовы может ответить только консолидированное профессиональное сообщество, разделяющее и принимающее новые нормы профессионального бытия. Поэтому мы должны не обсуждать наши прошлые достижения, а совместно искать новые инструменты построения системы дополнительного образования, механизмы гибкой интеграции в соответствии с изменившимися условиями и требованиями, целями и задачами. Чем быстрее каждый услышит это, поймет и осознает, тем быстрее встроится в новые экономические и образовательные отношения, потому что нынче каждому надо определять и формировать свои конкурентные преимущества. Чтобы смело и ответственно действовать сегодня, необходимо заглянуть на 10-15 лет вперед, постараться увидеть свое учреждение через год, три, пять, десять лет, спланировать его развитие с учетом международных тенденций и общегосударственных прогнозов! Давайте обратимся к «Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Там сфера образования отнесена к разделу «Развитие человеческого капитала и уровень жизни населения». Четко определено, что необходимое условие для формирования инновационной экономики – модернизация системы образования, ставшая основой динамичного экономического роста и социального развития общества. Каждый руководитель учреждения дополнительного образования должен оценить и соотнести работу своего учреждения с ключевыми прогнозными тенденциями роста численности детей школьного возраста, а именно изменения структуры расселения за счет увеличения населения городов и увеличения доли детей трудовых мигрантов; увеличения конкуренции за человеческие ресурсы в связи с недостатком предложений на рынке труда; радикального изменения среды социализации, интегрирующей социокультурные и технологические возможности. Можно системе дополнительного образования не реагировать на эти тенденции? Нельзя! Необходимо быстрее сориентироваться на два вектора прогнозного развития сферы образования в РФ на период до 2030 года: повышение доступности и качества образования и подготовку квалифицированных кадров, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. Парадигма обучения в течение всей жизни уже вошла в нашу жизнь, система дополнительного образования будет определяющим фактором в решении новых задач. Поэтому перед нами встают актуальные запросы по новым дополнительным образовательным программам для детей разных возрастов, по формированию психологических установок личности, социальных компетенций, социально-психологической готовности человека к адаптации в меняющихся условиях рынка труда, учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Кстати, хочу особо обратить внимание на один компонент прогноза, связанный с оптимизацией и укрупнением форматов образовательных организаций. Прогнозируется, что в российских городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов, в том числе они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта. По существу, показан прообраз образовательных комплексов будущего, который в условиях настоящего московского времени уже за 2012-2013 годы стал реальностью.Надо подчеркнуть, что Россия остается одной из немногих стран, где обеспечивают государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Региональные модели развития дополнительного образования должны быть сформированы с учетом государственной образовательной политики и тенденций развития дополнительного образования. Каковы же ключевые приоритеты государственной политики в области развития дополнительного образования детей?     Ключевое для системы дополнительного образования в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – «увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов», причем «50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».     Обеспечение реализации государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты образования, но и через всю среду образования и социализации человека.    Повышение эффективности общего и дополнительного образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.     Усиление участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок детей для преодоления негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия).    Разработка нового содержания дополнительного образования, направленного на развитие практик социального проектирования и детского самоуправления, добровольческой деятельности, создание современных центров технического и гуманитарного творчества детей и подростков.     Развитие непрерывного образования, включающего гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.     Создание образовательных центров (укрупненных территориальных комплексов) как механизма интеграции уровней образования и аккумулирования целостной педагогической среды социализации, доступности и качества образования.     Активизация сферы неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающих значительным потенциалом в решении задач социализации подрастающего поколения.     Стимулирование развития негосударственного сектора услуг дополнительного образования детей, механизмы конкурсного финансирования программ, модели софинансирования услуг дополнительного образования со стороны родителей.     Внедрение механизмов поддержки доступа к услугам дополнительного образования детей из семей с низким доходом (включая введение именных сертификатов).    Система выявления и поддержки одаренных детей и молодежи как важного условия повышения качества человеческого капитала страны, где наряду с поддержкой интеллектуально одаренных детей будет развиваться система выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в творческой (художественной, музыкальной), социальной, научно-технической, спортивно-технической областях. Имея 29-летний опыт высшей государственной службы, более чем 40-летний опыт анализа развития отечественной системы образования, образовательных систем Европы, Азии, стран СНГ, имею полное право с авторитетной ответственностью говорить о том, что в Москве за последние три года Правительство Москвы и Департамент образования осуществили масштабные меры по реализации государственной образовательной политики развития системы московского образования, соответствующей лучшим мировым образовательным системам. Позволю себе процитировать важные слова о приоритетах модернизации системы московского образования из доклада министра образования Москвы, руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины: «Генеральная цель московского образования – увеличение вклада системы образования в рост конкурентоспособности Москвы как одного из мировых центров современной цивилизации. Никогда ранее такая задача не ставилась. В советское время Москве в России было не с кем соревноваться. А в силу закрытости нашей страны не могло быть полноценной конкуренции и с городами Европы и мира. Сегодня ситуация изменилась. Главным результатом развития Москвы, как столицы великого государства, должна стать ее долгосрочная конкурентоспособность на мировой арене. Вклад системы образования в конкурентоспособность города и горожан – это прежде всего решение двух основных задач. Первая – создание условий для развития способностей каждого московского ребенка. Я специально подчеркиваю слово «каждого», потому что потерянные способности одного московского школьника – это потеря пусть малой, но доли потенциала города. Вторая – сохранение в обществе консолидирующей роли системы образования. Хорошее образование, глубокое понимание человеком мира других людей и своего собственного само по себе уменьшает конфликт в обществе. Ибо фанатизм, враждебность к другим, растет в основном в атмосфере невежества. Но, кроме того, мы хорошо понимаем, что несправедливость по отношению к себе любой взрослый еще переживет, а вот несправедливость по отношению к своему ребенку вряд ли. Когда возникает избыточное расслоение в обществе по доступности и качеству образования для различных групп населения – это всегда прямой путь к конфронтации. А этого в Москве допустить нельзя».В этой обширной цитате видна государственная позиция всего Департамента образования Москвы – позиция защиты интересов и образовательных прав всех детей, живущих в Москве, демократических ценностей и свобод. Закономерные ожидания от системы образования – превращение Москвы в образовательный и культурный центр современной цивилизации. Именно на это направлена модернизация системы образования Москвы. Давайте обратимся к анализу модернизационных механизмов повышения эффективности столичной системы образования. Что уже сделано в Москве в системе дошкольного, общего, профессионального образования и на что дополнительному образованию придется ориентироваться? Сегодня в столице внедрено равнодоступное нормативно-подушевое, или личностно ориентированное, финансирование образовательных учреждений. Важнейший принцип личностно ориентированного финансирования – уход от финансирования образовательных учреждений по статусу и переход к финансированию образовательных учреждений по одинаковым нормативам в зависимости от их востребованности у московских семей. Отныне каждая школа заинтересована в каждом ученике, в каждом дошкольнике, а потому создает условия для качественного образовательного процесса, тем более что Правительство Москвы проделало большую работу по выравниванию на высоком уровне образовательных возможностей московских школ. Перечислю другие модернизационные механизмы: независимая оценка образовательных результатов, обеспечение информационной открытости системы образования. Абсолютная прозрачность и равнодоступность финансирования учреждений позволили также открыто сравнивать результаты их деятельности. С 2011 года в Москве формируется независимый рейтинг школ, в основе оценки объективные независимые показатели работы школ: результаты ЕГЭ, ГИА, Всероссийской и Московской олимпиад школьников, результаты диагностических работ. Рейтингование результатов деятельности – важный механизм выявления конкурентоспособности, система дополнительного образования, которая пока была вне рейтинга, уже спустя несколько месяцев должна будет вступить в этот процесс. Рейтинг еще и сильный инструмент, который позволяет использовать и другой инструмент стимулирования школ к высоким результатам: систему поощрения педагогических коллективов, достигающих лучших образовательных результатов, реальное повышение заработной платы. Наконец, ключевой механизм в условиях территориальных условий столичного мегаполиса – формирование многопрофильных школ (крупных образовательных центров-комплексов), образовательные услуги в которых должны быть многовариантны и равнодоступны для всех детей. Такой образовательный центр имеет возможность увеличить количество педагогических единиц в соответствии с целями, задачами, методами как по горизонтали (дошкольные отделения, начальная, средняя и старшая школа), так и по вертикали (химический, технологический, спортивный и иные профили), обеспечить широкий выбор программ дополнительного образования. Политика Департамента образования, направленная на выравнивание доступных возможностей качественного образования в Москве, вызывает самое глубокое уважение и поддержку, поскольку базируется на объединении интеллектуальных, финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов ради предоставления московским семьям выбора качественных образовательных услуг в непосредственной близости к месту проживания. В многомиллионной Москве это крайне важно! Таким образом, мы видим, что процессы модернизации общего образования, которые активно разворачиваются в Москве на протяжении последних трех лет, теперь пришли и в систему дополнительного образования детей, которая считается значимым сегментом непрерывного образования. Дополнительное образование остается важнейшим ресурсом воспитания личности обучающегося, индивидуально ориентированного вариативного образования, расширяющего и углубляющего базовое образование, направленного на развитие интересов и способностей личности, формирование индивидуальных образовательных маршрутов на основе свободного выбора и самоопределения. Дополнительное образование детей всегда основывалось на принципах признания ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; направленности образования и воспитания на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию детей в различных видах деятельности; ориентации на субъект-субъектные отношения между педагогом и учащимися. Именно поэтому сфера дополнительного образования остается приоритетной в воспитании молодого поколения. О том, что системе дополнительного образования придают в Москве большое значение, говорит такой факт: по итогам 2012-2013 учебного года, среди показателей результативности деятельности образовательных учреждений, кроме результатов ЕГЭ, предметных олимпиад, стали спортивные достижения и победы обучающихся и воспитанников московских школ на различных творческих и интеллектуальных состязаниях. Для этого в рамках поощрения образовательных учреждений грантами мэра Москвы в сфере образования в номинации «За достижения в создании развивающей среды» предусмотрены такие направления, как «Художественно-эстетическое творчество», «Оздоровление, физическая культура и спорт», «Туризм и краеведение», «Научно-техническое творчество», которые реализуют в том числе в учреждениях дополнительного образования детей. Впервые в 2013 году гранта мэра Москвы в сфере образования были удостоены лучшие учреждения дополнительного образования детей. В 2013-2014 учебном году будет расширено число городских олимпиад и конкурсов, направленных на развитие разнообразных способностей обучающихся, с тем чтобы каждый московский школьник мог найти для себя ту нишу, в которой сможет продемонстрировать образовательные, художественные, спортивные и иные достижения, расширить свой интеллектуальный потенциал, а система дополнительного образования смогла бы максимально представить свой потенциал в рамках городских конкурсных программ. На основе каких базовых принципов и условий будет осуществляться решение приоритетных государственных задач модернизации дополнительного образования в Москве? Во-первых, только на основе целостного видения проблем развития образования и интеграции системы дополнительного образования детей в процесс модернизации столичного образования! Ключевыми условиями выступают новые форматы экономических отношений: новая система подушевого финансирования, новые организационно-финансовые механизмы управления, новая система оплаты труда, развитие сетевого взаимодействия, гибкое реагирование на потребности рынка образовательных услуг. Каковы же основные направления модернизации системы дополнительного образования детей в Москве с учетом вышесказанного? Во-первых, направленность на решение ключевых государственных задач обеспечения доступности и качества образования. Во-вторых, интеграция дополнительного и общего образования. В-третьих, интеграция дополнительного и среднего профессионального образования. В-четвертых, развитие новых форм организации дополнительного образования в форматах автономной самостоятельности. Позволю себе сформулировать механизмы модернизации системы дополнительного образования детей. В первую очередь будет введена нормативная база подушевого финансирования образовательных услуг в системе дополнительного образования детей и уже разработанный механизм формирования госзадания для образовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы для детей. Затем следуют введение новой оплаты труда и переход на эффективный контракт. Внедрение новых критериев дифференциации программ дополнительного образования детей с делением на ознакомительный, базовый и углубленный уровни позволит унифицировать программное поле ДОД и внедрить разработанный межведомственный классификатор (МВК) программ системы дополнительного образования детей, что в свою очередь позволит ввести на основе МВК электронную запись детей на дополнительные образовательные программы. В соответствии с направлениями модернизации целесообразна реструктуризация сети учреждений дополнительного образования детей, создание нормативной базы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия ОУ и организаций в сфере дополнительного образования детей. Развитию и консолидации профессионального сообщества будут способствовать разработка и введение единого плана мероприятий в сфере дополнительного образования детей; реализация конкурсов инновационных проектов развития дополнительного образования детей, направленных на привлечение инвестиций для обновления материально-технической базы системы дополнительного образования детей; разработка механизмов повышения инвестиционной привлекательности системы дополнительного образования детей для частных инвесторов. Инструментом развития управления станет включение управленческих команд УДОД в новую систему повышения квалификации на принципах командного обучения проектным методом и введение ежегодной рейтинговой системы оценки деятельности учреждений дополнительного образования детей. Надо сказать, что направление дополнительного образования для Московского института развития образования института стало одним из приоритетных. В соответствии с рассмотренными принципами, условиями, направлениями и механизмами коллектив нашего института разработает «дорожную карту» модернизации системы дополнительного образования в Москве. Должна подчеркнуть большой вклад научного коллектива МИРО в разработку «дорожной карты», работа над которой, кстати, началась 31 марта 2013 г. в «Команде» с городской научно-практической конференции «Дополнительное образование: реформы, проблемы, пути решения и механизмы развития», участниками которой было большинство руководителей столичных учреждений дополнительного образования детей. Стратегическая позиция нашего института проявилась прежде всего в создании аналитической рабочей группы ученых и практиков для определения реальных проблем и точек роста дополнительного образования детей в рамках социокультурного пространства мегаполиса. В состав рабочей группы на разных этапах вошли сотрудники Департамента образования, научные сотрудники МИРО, руководители учреждений дополнительного образования детей. В тесном взаимодействии с подведомственными организациями Департамента образования Москвы, руководителями образовательных учреждений дополнительного образования детей осуществлен содержательный и глубокий анализ проблематики функционирования системы дополнительного образования. Самый острый вопрос модернизации дополнительного образования – это готовность руководителей и заместителей руководителей учреждений дополнительного образования к обсуждению и реализации ключевых задач модернизации и управления образовательным учреждением в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Но таково время, что успех и эффективность управления образовательной организацией сегодня определяет управленческая команда образовательной организации! В этом – совершенно новый посыл подготовки управленческих кадров для системы образования Москвы. Управленец нового поколения либо генератор всех идей по развитию своего образовательного учреждения, либо организатор такой генерации, а не транслятор указаний «сверху». Говоря о новой кадровой политике, особо подчеркну, что новые отношения в столичной системе образования выстроены на принципах самостоятельности образовательного учреждения в управлении процессом; совместной ответственности департамента и образовательного учреждения за результат, открытости и прозрачности системы образования Москвы, что в полной мере соответствует федеральной государственной образовательной политике и отражает законодательно сформулированные позиции в части управления образованием. Такие результаты могут обеспечить управленческие команды образовательных организаций. Эффективность командной работы очевидна, не случайно министр образования Москвы Исаак Калина дал поручение подготовить предложения по введению в практику аттестации руководящих кадров по принципу аттестации управленческих команд. Подготовка управленческих команд к новым условиям управления тоже предмет компетенции МИРО, у нас уже есть положительный опыт. Пилотный проект по организации переподготовки управленческих кадров в сфере образования по принципу создания командных проектов был запущен в МИРО в июне 2013 года. В нем приняли участие 48 человек из образовательных организаций системы образования города, в том числе 5 учреждений дополнительного образования: «Виктория», «ЛИДЕР», «Лаборатория путешествий», МГДД(Ю)Т, «Отрадное».По сути, управленческие команды, обученные проектным методом в системе повышения квалификации, в полной мере должны стать локомотивами модернизации системы дополнительного образования детей, командами развития своих образовательных организаций, а значит, и системы дополнительного образования в целом. Мы вместе будем искать точки роста, чтобы сохранить лучшее в системе дополнительного образования Москвы, сформатировать новые направления развития системы дополнительного образования детей. Консолидированный поиск новых форматов и механизмов модернизации дополнительного образования детей поможет создать современный облик московской модели дополнительного образования детей – одной из лучших в российском образовании.Мария ЛАЗУТОВА, директор Московского института развития образования, доктор исторических наук, профессор


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту