В порыве негодования на нашу школу – с её тиранией личности, бестолковым запоминанием информации, безумными нагрузками и зачастую низким профессиональным уровнем учителей – в молодости мы с подругами, большинство из которых педагоги, не раз задумывались о семейном обучении, желая растить своих детей свободными и счастливыми собственными силами. Но, не будучи уверенными в успехе такого начинания, боясь проблем с дисциплиной и элементарной нехватки времени (так как всем нам нужно было зарабатывать на жизнь), а также не имея перед глазами положительных примеров, чтобы можно было на чужом опыте удостовериться в эффективности такой формы обучения, дальше разговоров мы не шли…
Дети наши выросли, став старшеклассниками в обычных школах, и я давно уже забыла думать о семейном обучении, когда познакомилась с одной американской семьей, оказавшейся в Нижнем Новгороде, так как родители, Пол и Карен Скалли, являясь членами религиозной организации «Виноградник», были посланы сюда в качестве миссионеров. Карен брала у меня уроки русского языка. С Полом они женаты уже более 25 лет и имеют шестерых детей, двое из которых приемные, чего они ни от кого не скрывают. Их дети никогда не посещали обычной школы – Карен и Пол воспитывают и обучают их самостоятельно в духе христианских традиций.
Семейное обучение в Америке достаточно распространено, создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издается специальный журнал «Исследователь домашней школы», существуют обучающие порталы в Интернете. Со слов Карен, чтобы стать учителем своим детям необходимо высшее образование и получение официального разрешения путем сдачи соответствующих экзаменов. Один раз в год все обучающиеся в семьях централизованно проходят государственную аттестацию. Дети Скалли всегда показывают хорошие результаты. Без ложной скромности Карен говорила о том, что уровень подготовки её детей выше, чем в обычных американских школах. Доказательством служил и тот факт, что старший сын, благодаря отличным результатам, довольно легко поступил в престижный университет. Но у меня все же оставалось сомнение: может быть в Америке не такие требования, как у нас? Хотелось, сравнить американскую и нашу школьную программу. Карен также было любопытно, как будет чувствовать себя ее 15-летний сын Джонатан со своими ровесниками в русской школе. И мой сын пригласил его к себе в класс, где они просидели вместе целый школьный день. Конечно, языковой барьер не позволил судить о каждом предмете. Но то, что проходили в тот день на уроках математики и физики, для Джонатана было давно известно.
Как же добиваются Скалли таких хороших результатов?
Организовать обучение в семье для шестерых разновозрастных детей — задача не из легких, поэтому день семьи Скалли четко расписан. Но здесь важны не столько правильно составленное расписание и организованность родителей, сколько отношения внутри семьи. Карен и Пол все свои силы отдают для сплочения и единомыслия всех ее членов. В этом, по их мнению, большую роль играют повседневные семейные традиции, такие как: утренняя молитва, обед за одним столом, совместное чтение книг и изучение Библии, прогулки на природе, где нередко проходят их уроки.
В многодетной семье Скалли есть еще свои особые традиции, также заслуживающие внимания: например, раз в неделю родители отправляются поужинать вдвоем, без детей, в какой-нибудь уютный ресторан. И также регулярно Пол и Карен делают выходы с кем-то одним из детей, чтобы уделить каждому свое внимание, посвятив некоторое время общению тет-а-тет.
– Хорошая семейная жизнь требует много времени, – считает Карен, – и было бы отлично, всегда ясно видеть, на что мы тратим наше время. Лучший совет, который я могу дать: нужно установить правильные приоритеты. Я думаю, что надо отдавать Богу самое важное место в жизни. Семья – на втором месте. Всё остальное — работа, исследования и удовольствия – должно следовать после этого…. Мы не можем прожить дни снова, но можем начать жить по-новому сегодня… Дни с нашими детьми драгоценны, ведь мы делаем бесценные инвестиции в следующее поколение!
Общаясь с этой семьей, видя с какой любовью и уважением относятся дети к родителям, я поняла, что эффективное семейное обучение возможно только в атмосфере высокой культуры межличностных отношений и, разумеется, прежде всего, это касается родителей. Отличное университетское образование, широкая эрудиция, христианские взгляды в вопросах воспитания и активная жизненная позиция — все эти качества, присущие как Полу, так и Карен, позволили им сделать их семейную школу столь успешной.
Конечно, эта семейная пара может быть примером для каждого, кто хочет иметь гармоничную семью, а не только для тех, кто намеревается самостоятельно давать своим детям среднее образование. Но прежде чем решиться на такой серьезный шаг как семейное обучение, следует серьезно задуматься: есть ли у вас все необходимое, чтобы справиться с такой сложной задачей.
От онлайн-редакции: Анне Хохриной довелось и лично организовывать семейное обучение для сына. Читайте об этом в рубрике \”Взгляд\”.
Об авторе
Анна Хохрина живет и работает в Нижнем Новгороде. По окончании Нижегородского музыкального училища имени Балакирева по классу классической гитары и факультета немецкого языка Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова преподает немецкий язык и русский язык как иностранный в ряде вузов Нижнего Новгорода, дает уроки игры на гитаре.
Комментарии