search
main
0

Как научить ребенка дружить – советы для родителей

Во взаимной привязанности, духовной близости и поддержке нуждается каждый. И дети – не исключение. Ведь при наличии дружеских отношений они чувствуют себя безопаснее. О том, как научить ребенка дружить, рассказала семейный психолог и автор книг для детей и взрослых Ирина Чеснова.

Фото: pixabay.com

Кто-то обладает интуитивными знаниями о том, как создавать и сохранять эмоциональные связи. Однако не у всех эти знания есть. Так что детей приходится учить дружбе. Значимую роль, как в любом процессе обучения, здесь играет собственный пример родителей, когда они общаются со своим окружением в присутствии детей.

О возрастных особенностях

Дети в возрасте от года до трех, как правило играют не вместе, а рядом. Как сообщает сервис deti.mail.ru, им интереснее игрушки, чем соседи по песочнице. Им важно соучастие и внимание к ним. По этой причине взрослым важно помочь ребенку увидеть в сверстниках такого же самобытного человека. С этой целью стоит обращать его внимание на личностные качества другого малыша: «Петя подошел тебя пожалеть и погладить, когда ты заплакала, он очень внимательный». Хорошо подчеркивать «схожесть» малышей (ты танцуешь, и Петя танцует, ты играешь мячиком, Петя кидает тебе его обратно).

Дружба завязывается в совместных интересных занятиях, переживаниях. Так увеличивается интерес детей друг к другу. Дошкольникам подружиться помогает свободная игра. Она интересна, когда приходится что-то придумывать, предлагать идеи, соблюдать, учитывать разные интересы и искать компромиссы. Игра вообще выступает сокровищницей полезных жизненных навыков.

Дружба школьников завязывается в прогулках и походах, в обсуждениях, слушании музыки, совместном выполнении домашних уроков. В кружковых занятиях детей объединяет интерес к одному делу.

По мере взросления у ребенка растет потребность в друзьях и эмоциональной близости, ощущении принадлежности к общности. Детям становится еще важнее поддержка, возможность разделить с кем-то негативные эмоции и поделиться переживаниями. Родителям важно предлагать подростку среду, где может зародиться дружба: кружки и секции, детские лагеря, психологические тренинги (если подросток не против).

Фото: pixabay.com

С чего начинается дружба

Дружба начинается со знакомства, открытого приветствия, улыбки. По этой причине малышей важно учить знакомиться со сверстниками как можно раньше: «Давай подойдем к девочке и скажем: привет! Меня зовут Саша, а тебя?».

Такая поддержка необходима всем дошколятам. Подбадривание и помощь в получении навыков общения важна. При этом нельзя навязывать: «иди с девочкой познакомься – не бойся, не съест она тебя». Можно дома с игрушками проигрывать ситуации, когда кто-то не хочет знакомиться. В игре родитель может сыграть того, кому отказали в знакомстве. Важно доброжелательно его принять.

Настоящая дружба – это то, что дети выбирают сами. Хотя им зачастую кажется, что с кем свела ситуация, тот и друг. Однако это не так: друзей ищут и находят. Каждый сам решает, кто ему подходит как друг. С ребенком полезно обсуждать, какими должны быть его друзья, какими качествами им нужно обладать, каким другом является сам ребенок. Важно обсуждать мультфильмы и книги, разные истории о дружбе.

Стоит иметь в виду и рассказать об этом ребенку: каждый имеет право выбирать себе друзей сам. Поэтому бывают несовпадения, когда ребенок с кем-то хочет дружить, а с ним не хотят. В таком случае родителям не нужно отмахиваться: «не хотят – и не надо». Важно разобраться вместе с ребенком в его чувствах: «это неприятно, но я не хочу, чтобы ты сделал о себе неправильные выводы». Если не складываются отношения, это не означает, что кто-то «не такой», просто люди не совпали – такое бывает.

«Я угощу девочек конфетами, тогда они будут со мной дружить» – когда вы это слышите от ребенка, не торопитесь впадать в отчаяние. Скажите, что всем важно не быть одинокими и иногда кажется, что подарки и задабривание помогут обрести друзей. Но дружба «на подарках» похожа на соломенный домик Ниф-Нифа: рухнет сразу, как только подарки исчезнут. Настоящая же должна напоминать каменный домик Наф-Нафа. Она случается, когда друзья интересны друг другу. Предложите ребенку подумать, как стоит поступить в такой ситуации. Можно предложить девочкам занимательную игру. Также как вариант – посмотреть вокруг: вдруг с ребенком кто-то очень хочет общаться, а он этого не замечает.

Фото: pixabay.com

Когда с друзьями не ладятся отношения, это расстраивает. У многих появляются мысли, что одни дети классные и достойные внимания, а кто-то – несовершенный и поэтому не имеет друзей. Однако важно рассказать ребенку, что это не так. Каждый достоин любви и дружбы. Мешают завязывать дружеские отношения сомнения в собственной ценности и ожидание инициативы от другого.

Так что вместо слов «Я никому не нравлюсь, со мной никто не хочет дружить» посоветуйте ребенку другой вариант: «Я могу быть хорошим другом, я могу хранить секреты и придумывать что-то интересное, я обязательно с кем-нибудь подружусь». Полезно делиться и своим жизненным опытом: рассказать, как складывались отношения со сверстниками в детстве, как вы переживали сложности и какие сделали выводы.

Что в дружбе самое важное

Друзья умеют друг друга выслушивать, радоваться успехам, поддерживать в трудных ситуациях. Друзья обретают полезные навыки, они понимают, что у них много схожего и много отличий – у каждого есть свои чувства и желания. Надежные отношения складываются тогда, когда друзья принимают различия и не ждут, что друг будет во всем всегда соглашаться. Дружба укрепляется уважением и разрушается нечестностью, стремлением командовать или делать больно.

Чего нельзя требовать от друзей

От друзей нельзя ожидать, чтобы они дружили только с нами и чтобы во всем уступали нам, во всем соглашались. Каждый может следовать своим интересам. Это касается обеих сторон. Важно, чтобы каждый из друзей не только ощущал связь с другим, но и мог оставаться при этом собой.

Нередко между друзьями возникают конфликты и непонимание. Нужно ли вмешательство взрослых – это зависит от конкретной ситуации. Вмешательство точно необходимо, когда кто-то при этом окажется в физической опасности. В других случаях важно помочь ребенку выйти из конфликта достойно – проговорить происходящее, чувства, которые ребенок испытывает, и решить, как стоит поступить.

Важно также помнить, что мы не можем влиять на поведение друзей, но своего ребенка возможно научить выражать несогласие, говорить друзьям, когда ему больно или неприятно, откликаться на неприятности другого, признавать ошибки и уметь мириться.

Также необходимо проживать чувства и поддерживать себя, если дружбе приходит конец. В таком случае ребенку стоит сказать, что терять друзей больно, но все, что у вас было хорошего, останется в памяти, все уроки этой дружбы пригодятся в будущем, с новыми друзьями, которые обязательно появятся.

Фото: ru.freepik.com

Что делать, если друзья плохо влияют на ребенка

Иногда взрослые замечают, что ребенок стал себя хуже вести, копируя поведение своих приятелей. Тогда стоит действовать осторожно и деликатно, ведь для подростков сверстники становятся более значимыми, чем родители. Их мнение – в приоритете.

Если вы заметили негативное влияние на ребенка со стороны сверстников, точно не стоит запрещать дружить – это лишь осложнит ситуацию и вызовет протест. Поэтому эффективнее говорить ребенку не о личностных качествах друга, а о поведении и поступках вашего ребенка. Дайте понять, что вы не будете терпеть не нравящееся вам поведение в доме, и отметьте, что эти плохие привычки он перенял у своего друга.

Приглашайте ребенка вместе с друзьями домой – так они будут у вас на виду. Приводите конкретные примеры и доводы, объясняя, почему вам не нравится дружба ребенка с кем-то. Ищите компромисс: возможно, из отношений с не нравящимся вам приятелем ребенок извлекает что-то полезное. Тогда стоит определить границы, до которых вы сможете мириться с такой дружбой. Иногда полезно поговорить с родителями друга. Бывает так, что ситуация оказывается совсем не такой, как вы ее себе представляли.

Кроме того, специалисты не советуют обязательно отказываться от токсичных отношений. Общение с разными людьми дает более разнообразный опыт, позволяет в дальнейшем легче адаптироваться в коллективе и справляться с трудностями, учит видеть ситуацию с разных сторон.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о Международном дне дружбы. Мы вспомнили историю и традиции праздника, который учредили в 2011 году по предложению ЮНЕСКО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте