Психологи считают, что формирование профессионального самоопределения начинается с 12 лет. Но в условиях быстро меняющегося мира и стремительного появления новых профессий важно предоставлять о них информацию и реализовывать возможность профессиональных проб как можно раньше.
Для максимальной эффективности профориентация должна быть непрерывным процессом: начинаться с дошкольных групп, сопровождать ученика в течение всего процесса обучения, направляя его, помогая сделать осознанный выбор профессии, которая будет ему интересна и станет его любимым делом.
В нашей школе разработана «дорожная карта» профессионального самоопределения с учетом возрастных особенностей, возможностей образовательной организации и ресурсов, которые нам предоставляет город.
Наши воспитатели разработали игровые модули по знакомству с профессиями, которые размещены в медиатеке электронных образовательных ресурсов на сайте ТемоЦентра. В дошкольных группах в ходе игры и работы над мини-проектами «Профессии наших родителей», «Моя будущая профессия» ребята получают представление о мире профессий, у них вырабатывается уважение к труду.
Ранняя профориентация позволяет пробовать свои силы в конкурсах, которые, конечно, пока нельзя назвать конкурсами профессионального мастерства, но они определенно способствуют развитию профессионального мышления, освоению профессиональных навыков.
В 2018 году наши малыши вышли в полуфинал Московского детского чемпионата KidSkills в компетенции «Кулинарное дело», а этой осенью в полуфинале уже две команды: в возрастной категории 6‑7 лет в компетенции «Кондитерское дело» и в возрастной категории 8‑9 лет в компетенции «Графический дизайн».
В начальной школе профориентационная работа продолжается через уроки с приглашенными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, проектную деятельность. Особенно запомнились мастер-классы, которые представили мамы на День матери: они рассказали о своих профессиях, подготовили квизы, квесты, игры, в ходе которых ребята узнали много нового о профессиях, получили представление о секретах мастерства своих родителей.
Большая работа по профессиональному самоопределению проводится для обучающихся 5‑11‑х классов. Школа принимает участие в городских проектах, назначение которых – многоцелевая предпрофильная подготовка и профориентация. С этого года три 7‑х класса обучаются по программе «Математическая вертикаль». В сотрудничестве с колледжами реализуются проекты «Юные мастера» и «Профессиональное обучение без границ», в рамках последнего прошли обучение 235 обучающихся по 9 направлениям.
Школой и колледжами создана динамичная, чутко реагирующая на потребительский запрос система профессионального обучения, позволяющая создавать индивидуальные траектории обучения. Примером может служить обучающаяся 9‑го класса, проходящая в настоящее время обучение по двум специальностям – «делопроизводство» и «автослесарь» и уже запланировавшая на следующий год обучение по специальности «электросварщик». В бизнес-плане этой девушки обучение в инженерном классе и открытие автомастерской после окончания школы.
В этом году по запросам родителей и обучающихся были заключены договоры уже с 6 колледжами, что позволит школьникам 9‑11‑х классов освоить основные программы профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих на базах партнеров нашей школы.
Занятия в рамках проекта «Юные мастера» направлены на получение обучающимися практических навыков, необходимых в жизни. В первом полугодии прошлого учебного года параллель восьмых классов (127 обучающихся) нашей школы на уроках технологии осваивала основы графического дизайна (мультимедийная журналистика), печатные технологии в прессе (искусство верстки) под руководством педагогов из Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова. Во втором полугодии обучающиеся 7‑х классов (118 человек) знакомились с электронными схемами (электроника) и основами веб-дизайна под руководством специалистов Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова.
Школа активно использует ресурсы дополнительного образования своих социальных партнеров.
В 2019‑2020 учебном году на базе Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова проходили занятия объединения «Архитектурное рисование», в котором прошли обучение 30 учащихся 5‑6‑х классов школы. На базе НИУ МГСУ 25 учеников 5‑х классов обучались на курсах дополнительного образования Центра технологической поддержки образования НИУ МГСУ: была осуществлена подготовка научно-технических проектов школьников по темам «Основы градостроительства и архитектурного макетирования».
В дни осенних и весенних каникул на площадке НИУ МГСУ ученики 9‑х классов приобретали новые знания и навыки в профильном молодежном лагере инженерной направленности «Стройка». Программа лагеря направлена на формирование мотивации к выбору инженерных профессий, углубление технологических компетенций учащихся, личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления.
Дополнительное образование в форме кружков, реализуемое в стенах колледжей и вузов, привлекает обучающихся с 7‑го по 11‑й класс возможностью подготовиться к участию в конкурсах WorldSkills и WorldSkills Junior.
Обучающиеся школы стали победителями в VII Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia 2018 года в номинации «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий (Junior)», призерами на региональном этапе в номинации «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз». В этом году ученик 9‑го класса завоевал первое место в VIII Национальном чемпионате «Молодые профессионалы»-2020 (WorldSkills Russia, Junior) в номинации «Полиграфические технологии». Наши обучающиеся на протяжении ряда лет с высокими результатами принимают участие в «Олимпиаде возможностей», соревнованиях профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс»: в 2019 году ученик 11‑го класса стал победителем Всероссийского этапа в номинации «Издательское дело».
Сотрудничество с социальными партнерами позволяет педагогам повысить свое профессиональное мастерство благодаря участию в «Университетских средах», обучению на курсах повышения квалификации. В команде наших специалистов теперь 2 эксперта демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, 6 компатриотов.
Современное московское образование невозможно представить без профильного обучения.
Оно предоставляет возможность удовлетворить запросы детей и родителей, помочь выстроить индивидуальную траекторию развития, дать учащимся глубокие и прочные знания именно в той области, где они предполагают реализовать себя в будущем. На основе запросов социума в школе успешно реализуется 4 профиля: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический.
Мы являемся кандидатами в проект «Инженерный класс в московской школе». Ученики инженерных классов – призеры и победители научно-практических конференций «Инженеры будущего», «Учись строить будущее», городского конкурса «Инженерный старт», олимпиады Casio. Сориентировать в будущей профессии и приобрести необходимые навыки помогают практика в лабораториях НИУ МГСУ и МГТУ имени Баумана, участие в «Субботах московского школьника», в проектах «Инженерные каникулы». На протяжении ряда лет наши ребята принимают участие в работе выездной проектно-исследовательской инженерной школы «Город будущего» в Звенигороде. Результатом стала победа проекта команды в номинациях «Лучшая научно-производственная концепция» и «Приз зрительских симпатий».
В рамках «Суббот московского школьника» учащиеся профильных классов естественно-научной направленности осваивают навыки медицинских профессий с помощью интерактивного комплекса «Телементор» в лабораториях предпрофессионального образования МЦКО.
Профильное обучение дает свои результаты: в копилке школы стобалльные результаты по физике, химии, русскому языку, литературе. В этом году все выпускники инженерного класса поступили в профильные вузы.
Неотъемлемой частью педагогического процесса в школе является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения. Работа в данном направлении имеет цель формирования у школьника, особенно старших классов, жизненных ориентиров и установок, направленных на осознанный выбор профессии. На основании диагностики профессиональной направленности обучающихся, которую осуществляют специалисты психолого-педагогической службы школы, дальнейшую работу с родителями и ребятами проводят классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог. Это и тренинги, и индивидуальные консультации, и рассмотрение возможных траекторий профессионального образования, и разработка планов профессионального развития.
Мы считаем, что в результате последовательной реализации программы профессионального самоопределения, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершен процесс выбора профессии с учетом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станут дальнейшая успешная социализация выпускников и их легкое вступление в профессиональный мир.
Елена КАРАБИЦКАЯ, заместитель директора по качеству образования школы №1577;
Татьяна ОНИЩЕНКО, заместитель директора по содержанию образования школы №1577
Комментарии