search
main
0

Как начинался мир. Тема «Верования и мифология восточных славян». 4-й класс

Цель: Познакомить с верованиями и богами восточных славян.

Разделить класс на четыре команды. Провести соревнование.

1. Какая команда больше выписала пословиц? (Составить общий список пословиц, выписанных всеми членами команды, не допуская повторения).

2. «Отгадай загадку». (Загадки одна команда загадывает каждой из трех оставшихся по очереди – три загадки от команды по выбору).

2. Рассказ учителя. Верования древних славян.

Устраивая свой дом, наши предки защищались не только от врагов, но и от злых духов, старались привлечь на свою сторону добрых духов. Что мы знаем сегодня о верованиях древних славян?

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, – иначе говоря, верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством.

Такая вера получила название язычество, то есть «народная вера» («народ» – это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.

Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. «Всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили». Как же представляли себе наши предки происхождение мира?

3. Чтение мифа «Как начинался мир» и сравнение его с ранее прочитанными мифами о происхождении мира.

4. Чтение мифа «Отец всех живущих». Составление пантеона славянских богов (в тетради).

5. Домашнее задание. Прочитать о Велесе, Перуне, Дажьбоге, Свароге, подготовить о них рассказ.

Тема «Особенности мировоззрения восточных славян»

Цель: Показать взаимосвязь верований, природных условий, общественной организации в формировании культурного пространства народа.

Задачи: Патриотическое воспитание. Воспитание экологического сознания. Формирование личностного самосознания. Работа над осознанием связи времен и поколений.

Материал к уроку

Главная особенность древнего мышления – представление о том, что природа и человек – макрокосм и микрокосм – неразрывно связаны. Жизнь древнего человека подчинялась тем же законам природы, по которым вырастали и опадали листья на деревьях, чередовались времена года.

И свое происхождение человек связывал с космосом. Мифы разных народов рассказывают, как люди произошли от животных и растений, из камней, глины и др., так называемых тотемов. Тотем – слово из языка индейского племени оджибве, в переводе оно означает «род», «его род».

Ближе всего к человеку, конечно, животные. У них ярко выражены основные, очевидные признаки живого: они растут, дышат, размножаются, питаются, передвигаются, проявляют агрессивность и покорность. Наверное, поэтому в глазах древних людей животные были наиболее подходящими кандидатами на роль их предков – тотемов. Тотемные животные были основателями рода, духами-хранителями и целителями. Они считались священными, их запрещалось употреблять в пищу. Считалось, что у нарушителя запрета лицо покроется волдырями, пятнами, тело распухнет, и он умрет. Фольклор сохранил воспоминания о тех временах, главным образом в сказках о животных.

В сказке «Медведь» старик отрубил медведю лапу и принес домой. Старуха «содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться». Медведь на липовой ноге пришел в деревню и съел старика со старухой. Финал сказки напоминает о запрете вредить священным тотемным животным.

Животные в сказках работают вместе с человеком (сказка о «вершках и корешках»), лису приглашают быть кумой в крестьянской семье («Медведь и лиса»), петух добывает волшебные жерновки («Петушок золотой гребешок»).

Гербы русских городов Ярославля и Перми изображали медведя. На территории нынешних Ярославской и Пермской областей в древности был культ медведя. Это подтверждают археологи. Множество бронзовых фигурок медведя найдено при раскопках. Они датируются первыми веками нашей эры. А в Среднем Поволжье почитали оленя. Именно поэтому он изображен на гербе Нижнего Новгорода.

Человека рождает женщина. Поэтому она – связующее звено между миром природы и человеческим обществом. Женщины наделялись магическими свойствами: управляли погодой, хранили домашний очаг. Многие народы во время сильной засухи поручали ритуальное распахивание земли женщинам – считалось, что они могут вызвать дождь. А на Руси, чтобы защитить себя, свою семью и двор от мора и болезни, хозяин впрягал в соху жену и опахивал на ней подворье.

Женщину считали более близкой к природе, чем мужчину. По традиции на Руси сажаньем овощей занимались исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода» (примета).

Земля, дающая хороший урожай (урожай – рожать, рождение), была женской стихией. Землю называли кормилицей, как и кормящую грудью женщину.

Наиболее магической считалась женщина некоторый период после рождения ребенка. Ведь родившиеся дети – это умершие предки, деды и прадеды, возвратившиеся в свой род в новом обличье. Женщина была посредником между обществом и миром мертвых. И сегодня, как и в прошлом, женщины – главные участники погребального обряда. Они обмывают и обряжают мертвое тело, причитают над покойником. Особым было отношение древних к мертвым. Человек приходил в жизнь из мира природы. Туда же, в природу, он возвращался после смерти. По представлениям наших предков, человек, умерев, не исчезал. Да и куда уходить, если вся Вселенная – единая, замкнутая система! Он просто сменял имя, телесную оболочку, место пребывания, но по-прежнему оставался частью природы.

Умершие населяли пустынные местности, леса, болота, находились за морем или на небе. И хотя мертвые уже не жили вместе с живыми, а помещались в особом мире мертвых – загробном мире, – они все равно сохраняли связь со своим бывшим родом. Между миром живых и миром мертвых происходило активное общение. В трудных ситуациях человек обращался за помощью к умершим предкам и считал, что получает ее.

Мертвые влияли на погоду, урожай, плодовитость скота, отношения внутри коллектива живых людей. У некоторых народов в глубокой древности существовал обычай съедать кусочек тела мертвеца. Вырезанный из тела покойника кусочек высушивали на солнце, затем, разрезав на маленькие части, раздавали родственникам и друзьям. Некоторые съедали его, чтобы набраться от мертвеца храбрости и силы, некоторые бросали его, например, в реку, ожидая после этого хорошего улова рыбы. Подобные обычаи есть у первобытных племен Африки и Австралии и сегодня.

Мертвые тоже нуждались в живых. Люди приносили на могилы еду, выливали в землю вино, чтобы мертвые были сытыми; в гроб укладывали одежду и обувь, оружие, орудия труда. Это соприкосновение двух миров – живого и мертвого – было регулярным, постоянным, предписывалось обрядами. О постоянной тесной взаимосвязи между умершими предками рода и живыми говорит расположение древних могил, кладбищ, домов мертвых – вблизи поселений и даже во дворе дома (а первоначально мертвых вообще погребали под полом жилища, под порогом дома).

Итак, природный мир играл очень большую роль в жизни древнего человека. Его мертвые и предки были частью космоса. Но отношение человека к природе было двойственным.

С одной стороны, человек подчинялся природным законам, он был только маленькой частью единой системы. Поэтому те, кто находился ближе к природе, обладали в глазах древних большой властью.

С другой стороны, мир природы – это неизвестный враждебный мир. Законы его неизвестны, устройство Вселенной – тайна, доступная только посвященным. Поэтому те, кто соприкасается с этим миром, – женщины, мертвые – тоже чужие, незнакомые. Они становятся как бы союзниками могущественного мира природы в его враждебности человеку.

Своей магической властью мертвые помогают, но их же и боятся. Из страха перед враждебной силой мертвых родились представления об оживающих покойниках: они встают из могил и всячески вредят живым, нападают, высасывают кровь, приносят болезни и смерть. Женщина считалась способной вызвать долгожданный дождь и усмирить бурю, но ей же приписывались хитрость, коварство, она считалась «нечистой», после рождения ребенка должна была пройти очистительные ритуалы. Звери, птицы, растения – изначально чужие. Они могут помочь, но могут и навредить, принести беды, болезни, уничтожить. Они никогда не становятся окончательно своими, ручными. «Сколько волка не корми, а все в лес смотрит» – говорит известная пословица.

Это двойственное отношение к природе необходимо учитывать при чтении фольклорных произведений. В сказках, например, совершенно мирные баран и овца уходят от плохого хозяина в лес и чувствуют там себя своими. Кот и петух вообще живут в лесу постоянно. Домашние животные в глазах древнего человека сохраняли связь с дикой природой, поэтому они лучше человека знали ее законы. В древности у всхрапнувшей лошади спрашивали: «Друга чуешь аль недруга?»

Вопросы и задания

1. В каких фольклорных произведениях животные выступают помощниками человека?

2. Есть старинная примета: «На Рождество нехорошо, если первым гостем в дом придет женщина: весь год будут хворать бабы в хате». Почему? Сопоставьте примету с пословицами: «Баба и черта перехитрит», «Муж от жены на пядень, жена от мужа на сажень». Объясните особое отношение к женщине.

3. Почему в сказке «Сивка-Бурка» волшебного коня дарит герою умерший отец? С какими представлениями древних о мире мертвых это связано?

4. В старину всех умерших естественной смертью называли «родителями», «батюшкой», «матушкой», независимо от возраста умершего? Почему?

5. Казалось бы, нет у человека более добросовестного и полезного работника, чем лошадь. И тем не менее: «Лошадь холь, корми, а берегись как ворога», «Коню не верь: кобылью голову найдешь и ту зануздай» (приметы). Почему так?

Марина ФРОЛОВА, учитель мировой художественной культуры, Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте