Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Актуально

Как мы оттачивали мастерство

От каждого потребовался его талант, а слаженная работа привела к успеху
УГ - Москва, №20 от 18 мая 2021. Читать номер
Автор:

Осенью 2020 года в Московском детском чемпионате KidSkills открылась новая компетенция «Столярное дело» (возрастные категории 6‑7 и 8‑9 лет). И мы, подумав, решили: а почему бы не попробовать?!

Состав команды 8‑9 лет определился довольно быстро. Ребята и их родители выразили желание участвовать в соревнованиях.
Мальчики имели довольно уверенные навыки пиления лобзиком. С определением состава младшей команды дело обстояло сложнее. Один первоклассник, Антон, благодаря домашним занятиям с папой имел достаточно уверенные для своего возраста навыки работы с инструментом. Работа у него спорилась: получалось и быстро, и довольно качественно. Но по условиям конкурсного задания требовались и навыки нанесения рисунка с помощью копировальной бумаги. Здесь нужны точность, умение рисовать, терпение и аккуратность. И тут обнаружилось, что Антон этого делать не умеет, ну совершенно никак не дружит с карандашом. Кроме того, не может похвастаться терпением и усидчивостью. Так обидно! А ведь мальчик имеет неоспоримые практические преимущества перед ровесниками. Значит, есть хороший шанс на успешное участие в конкурсе! Что же делать? Ответ нашелся не сразу…

Второго члена команды выбирали исходя из наличия необходимых качеств: терпение и усидчивость, навыки работы с карандашом – умение рисовать, копировать, чертить. Задача стояла непростая: не только подобрать «компаньона» по практическим навыками и чертам характера, нужно было найти такого сотоварища, с которым у Антона могли бы сложиться партнерские отношения. И такого мальчика нашли! Им оказался Ярослав, который еще с детского сада успешно занимался в кружках школы шахматами и рисованием. Правда, до этого заниматься выпиливанием рисунков из тонкослойной фанеры ему не приходилось. Но у него, как и у Антона, было горячее желание участвовать в конкурсе.

В каждой паре мы подробно объяснили ребятам, что для победы нужны не только практические умения, но поддержка, помощь друг другу, терпение и добрые отношения. Словом, все то, что отличает команду от случайных попутчиков.

Началась нелегкая работа по обучению и повышению уровня практических навыков обеих групп. В процессе всплывали новые трудности и недостатки, которые легче преодолевались и решались в младшей команде. Мальчишки действительно быстро нашли общий язык, поняли, что удачно дополняют друг друга во всем, что между ними нет и не может быть конкуренции, и нажимали в подготовке на свои сильные стороны. И я был все время рядом, наблюдал, беседовал, объяснял: вот здесь надо слушать друг друга, здесь – действовать вместе, а на этом этапе – разделить работу… В старшей команде подготовка шла куда медленнее. Ребята то словно старались опередить один другого, то оба вдруг остывали, теряли на время интерес. Иногда один хотел, а другой не желал что-то делать… Действовать сообща не получалось – каждый работал в одиночку, сам. Обсуждали только самое необходимое, но и после не всегда придерживались своих же договоренностей. Словом, сложить полноценное взаимодействие не получалось. А потенциал был хороший! В результате на отборочных соревнованиях Антон и Ярослав прошли на следующий этап. У старшей команды этого не получилось.

Впереди были новые задачи: освоение малогабаритных настольных станков с функциями выпиливания, точения, шлифования и сверления изделий из дерева. Достигнутые успехи дополнительно стимулировали и ребят, и их родителей. Мне было тоже интересно продолжать работу. Сформировалась крепкая команда с устойчивой позитивной атмосферой: педагог, ребята, родители.
Все тренировки проходили своевременно и слаженно. Активной была поддержка со стороны родителей. Они помогали чем могли.
Нужно осваивать многофункциональные станки – они готовы! Нужно подготовить и помочь сделать вспомогательные инструменты – они вместе с нами! Мальчишки видели, что взрослые горят подготовкой не меньше их, причем не деля сыновей, а помогая сразу обоим. Каждая пауза была заполнена их моральной поддержкой и заботой. Во время больших перерывов организовывали чаепитие. Ребята стали вместе гулять и вместе же отмечали день рождения Антона.

Мастерство ребят значительно повысилось. Появились слаженность и уверенность в успехе совместной работы. И вот результат: сначала выход в полуфинал, а затем и в финальную часть городских соревнований. И мы на пьедестале Московского детского чемпионата KidSkills! 2‑е место, серебряные медали и ценные подарки! Победу праздновали все вместе: вспоминали преодоления и смешные ситуации, огорчения и неудачи. Много смеялись и строили планы на следующий год – снова конкурс. Конечно, этой командой, в этом составе! «Мы же теперь друзья», – сказали мальчишки.

Так на собственном опыте мы еще раз убедились, как важно работать не только над практическими умениями наших учеников.
Возможно, даже более важными составляющими успеха являются дух команды, умение взаимодействовать. И это ставит перед нами новые задачи: понять, каким же образом сделать так, чтобы точных попаданий при формировании команд было больше.
Следовательно, вывод: учиться! Пока подбираю, что почитать по этому вопросу. Впереди лето, будет чем заняться.

Петр ГАЛУШКО, учитель школы №2127

P.S. Пока готовился номер, в Ульяновске завершились отборочные соревнования для участия в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Москву по компетенции «Кузовной ремонт, юниоры», представляла команда школы №2127 под руководством Петра Васильевича Галушко. Итог – 1‑е место!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt