В одной из недавних публикаций, вышедших на сайте «Учительская газета», председатель Национального родительского комитета РФ, детский омбудсмен и психолог Ирина Волынец рассказала, что делать, если ребенка преследуют в школе, и травля носит систематический характер.
Сегодня продолжим тему. В беседе с корреспондентом Nation News, вместе с Ириной Волынец, принял участие психолог Павел Жавнеров. Он убежден, что причина травли в школе – следствие повышенной эмоциональности у детей. Отсутствие жизненного опыта не позволяет осознать тяжесть последствий.
Дети в этом возрасте, считает Жавнеров, руководствуются инстинктивными посылами, которые проявляются на подсознательном уровне. Каждый одноклассник, отличающийся поведением, манерой ходить, говорить, какими-то предметами, не свойственными широкому кругу ровесников (брекеты, очки и т. д.), может стать мишенью для буллинга.
Повторение издевательств провоцируют сами дети, которые им подвержены. Бурная реакция, выражающаяся в слезах, потоке слов, вызывает желание повторить содеянное. Современные учителя, считает психолог, не имеют рычагов воздействия на школьников, а уговоры вряд ли дадут нужный результат. Отсутствие наказания закрепляет подобную манеру поведения, подростки начинают думать, что им можно все.
Универсальных советов нет, каждый случай требует индивидуального подхода. Но, так или иначе, договариваться нужно. Для начала необходимо понять, кто является организатором травли – отдельный человек или группа школьников, разобраться, что является причиной буллинга – внешность, одежда, либо манера поведения.
Чтобы повторения издевательств не было, Павел Жавнеров советует не бежать жаловаться, а попробовать договориться с преследователями самостоятельно. В качестве аргумента приводит слова президента США Авраама Линкольна: «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей».
В школьной жизни, как и в политике, рекомендует руководствоваться теми же принципами. Для начала – постараться избавиться от причины, послужившей поводом для буллинга. Ввести подростка в круг ровесников, сделав полезным маленькому сообществу. Позволить списать домашнее задание, поиграть вместе с обидчиками в футбол, незаметно стать частью детской компании. Как только ребенок войдет в группу своих обидчиков, он перестанет служить мишенью для дальнейшей травли.
Большая доля ответственности лежит на родителях. Кто, как не они, должны научить ребенка правильно реагировать на обиды, не придавать им особого значения, не принимать все на свой счет. Как только это случится, подросток поймет, что все, что происходит сейчас с ним, может коснуться любого другого одноклассника и станет воспринимать происходящее спокойнее. Обидчики же, осознав, что объект внимания больше не подвержен травле, оставят его в покое.
К теме буллинга в школе мы вернемся еще не раз. Участниками наших бесед станут педагоги, психологи, ученые, родители.
Комментарии