от глухоты.
Фонетической
“Фонетические умения – необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся”, – писал Л.А.Федоренко.
Убеждена: основа образования – обучение родному языку. Причем в последние годы методика развития речи из практической становится научной. Основным источником этого процесса служит лингвистика – наука о языке. Уже на начальном этапе обучения малыши усваивают простейшие лингвистические понятия и оперируют ими. Но фундаментом всего курса русского языка остается фонетика.
Тестируя будущего первоклассника, логопед устанавливает, насколько хорошо тот воспринимает звуки речи и воспроизводит их, т.е. насколько у него развит фонетический и фонематический слух. Данные логопедического исследования первоклассника прежде всего необходимы учителю, так как обучение грамоте основывается на знаниях по фонетике.
Ребенок на момент поступления в школу должен: уметь узнавать звуки в речевом потоке, слышать правильное произношение звука и отличать его от неправильного, осуществлять слуховой контроль над собственными произносимыми звуками, управлять своим речевым аппаратом, безошибочно использовать звуки в свободной речи. Все вышеперечисленное свидетельствует о хорошо развитом речевом слухе.
Дети с недоразвитием речевого слуха будут испытывать определенные трудности: при выделении твердых и мягких согласных; постановке ударения; замене, смешении и искажении звуков речи, а это в свою очередь ведет к возникновению трудностей при дальнейшем изучении языка.
Поэтому рекомендую родителям обращать особое внимание на то, как их малыш произносит отдельные звуки, целиком слова, а чуть позже, насколько правильно употребляет слова в своей речи. Уже к концу первого класса дети должны безошибочно различать гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, ставить ударение, делить слова на слоги, другими словами, делать полный звуковой анализ слова. Это возможно только при условии хорошо развитого речевого слуха, который формируется в процессе речевого развития.
В классе неизбежно оказываются ученики с различным уровнем подготовки и речевым развитием. И если в 1-м классе научить правильно и последовательно выделять все звуки в слове, будет решена серьезнейшая проблема замены и пропуска букв и слогов при письме, а следовательно, искажения слов. (Правда, здесь важно не допустить смешение звучания и написания – это ведет к неразвитости речевого слуха, что в свою очередь неизбежно сказывается на всем последующем процессе обучения языку).
Фонематический слух необходим в процессе овладения чтением. Поскольку русское письмо звукобуквенное, то читающий оперирует прежде всего звуками. Сейчас изучение грамоте по любому букварю предполагает добуквенный период, когда первоклассники знакомятся с основами фонетики русского языка.
Опыт показывает также, как трудно научить выразительному чтению в последующий период обучения, если у ученика плохо развит речевой слух, т.е. он не слышит интонации и логического ударения.
От того, насколько правильно и глубоко шла фонетическая подготовка в начальной школе, зависит, возникнут ли фонетические ошибки у старшеклассников. (А эти ошибки – едва ли не самые стойкие).
Если проанализировать письменные работы ребят, имеющих проблемы с русским, убеждаешься, что характер ошибок имеет логопедическую основу: замена букв, перестановка слогов, пропуск гласных, искажение слов и т.п. Родители склонны не придавать значения таким ошибкам, считая их несерьезными. Но учитель придерживается другого мнения. Эти ошибки не представляют опасности, если единичны, в противном случае необходима помощь специалиста. И вот здесь может возникнуть другая проблема: сможет ли логопед помочь школьнику так, как он смог бы это сделать в четыре-пять лет.
Беседуя с родителями, чьи дети страдают фонемно-фонетическим недоразвитием, приходишь к выводу о том, что либо не было желания, либо возможности заниматься с логопедом. А ведь фонетические знания и умения необходимы для правильного формирования речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.
Проблемы недоразвития речевой деятельности и плохо развитого фонематического слуха сами собой не решаются. “Сами собой” они могут только усугубляться. Задумайтесь над этим.
Светлана БОГДАНОВА,
учитель начальных классов, школа # 697, г.Москва
Комментарии