search
main
0

Как из двойки вырастить цветы, или История одного эксперимента

В огромном современном мире есть отдельная планета под названием «Детство». Кому хоть раз приходилось побывать там, знает, что она чрезвычайно хрупкая, уязвимая к грубости, фальши. Все самые красивые цветы на этой планете погибают, если долго приходится оставаться без света любви, человеческого тепла и понимания, доброты… Быть проводником из мира детства во взрослую жизнь – миссия не просто ответственная и важная, но и удивительная! Это процесс не одномоментный: листки календаря отсчитывают взросление наших детей, а вместе с этим и нашу жизнь. Поэтому нужно наполнять смыслом каждое ее мгновение, а свою профессию «учитель» ощущать как призвание.

Я люблю свою работу, люблю тех, кто давно стал моей семьей, – учеников, наших детей. Их нельзя подвести, нельзя обмануть, нельзя сфальшивить сердцем. Самое страшное, когда в глазах ребенка я вижу обиду или разочарование, безразличие или отчаяние, тревогу или страх. К сожалению, зачастую причина этого – неуспеваемость. Как учитель среднего и старшего звена я отмечаю особую эмоциональную уязвимость учеников пятых-шестых классов: они наиболее остро и открыто переживают отрицательные отметки, неудачи в учебе в целом. Без чуткого и грамотного педагогического подхода в таких ситуациях не обойтись, порой мечты ребенка об успешных школьных годах разбиваются о первые двойки, как следствие, вообще пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится трудным учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Чтобы найти средство для преодоления проблемы, надо знать причины, порождающие ее. По мнению современных ученых, истоки неуспеваемости могут быть различными: и педагогическими, и медицинскими, и психологическими, и социальными. Зачастую понятия «неуспеваемость» и «неуспешность» взаимосвязаны, поэтому к решению вопроса подключаются как психолого-педагогическая служба школы, с помощью диагностических методик выявляя познавательные способности ребенка, так и непосредственно учителя-предметники. Ведь именно от учителя зависит то, как максимально эффективно и с учетом особенностей неуспевающих учеников он выстроит образовательный процесс, какие ключи подберет к ребенку.

Как учитель русского языка, одного из сложнейших предметов в школьной программе, где проблема неуспеваемости проявляется особенно остро и решением ее надо заниматься особенно упорно, ведь речь идет о формировании уровня грамотности человека, я все время задаюсь вопросом: как преодолеть неуспеваемость? Как избежать состояния неуспешности ребенка? Как не позволить ему опустить руки и продолжить осваивать предмет с интересом? Используя большой арсенал наших традиционных профессиональных инструментов стимулирования учебной деятельности (поощрение, побуждение к активному труду, задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, использование ИКТ, групповые зачеты, игры), я в какой-то момент (когда повторные пересдачи, бездумная зубрежка обратились для многих ребят лишь напрасной тратой времени, лишенной мотивации) захотела выйти за рамки предмета и предложить таким детям творческий опыт переосмысления своих неудач.

Хочется поделиться одним простым экспериментом, участниками которого стали ученики 6‑го «Б» класса нашей школы. Суть сводилась к следующему: негативный опыт ребенка, связанный с получением плохих отметок, можно сопроводить положительными эмоциями через творческое самовыражение. В итоге каждый из ребят, кто в очередной раз готовился к пересдаче, должен был выполнить непременное условие: захватить с собой знания, хорошее настроение и… цветы. «Что за коррупция?» – преждевременно возмутится кто-то. Спешу успокоить: речь о мотивации и положительном психологическом опыте. Самое важное – цветы ребята могли нарисовать, слепить, сфотографировать, сочинить о них стихотворение или вышить на салфетке, то есть проявить себя в силу индивидуальных способностей, но только не купить их в магазине. Хотелось, чтобы процесс пересдачи двойки или тройки не воспринимался детьми как стрессовая ситуация, а стал осмысленным и комфортным. Уже на стадии творческой подготовки многим ребятам удалось развеять свои негативные мысли и переживания. Когда перед тобой прекрасный рисунок или поделка, созданные своими руками, ты понимаешь, что, как бы парадоксально это ни звучало, именно твоя неудача, твоя отрицательная отметка послужили поводом для создания такой красоты. И хочется улыбнуться.

Результатом такого подхода в моем взаимодействии с ребятами стала регулярно обновляющаяся галерея их прекрасных работ, которые не только украшают класс, радуют взоры гостей, но и дарят хорошее настроение самим творцам. Процесс обучения стал интереснее. А самое главное – это приобретенный детьми опыт и вывод, который каждый из них для себя сделал: не бойся трудностей, смотри вперед с оптимизмом, старайся и никогда не отчаивайся, ведь даже ошибка порой может стать причиной прекрасного.

Марина ФЕСЬКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1383

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте