search
main
0

Как доказать свою правоту? Виктор Толстиков, зам. начальника Управления развития материально-технической базы и имущественных отношений Минобразования России

Надо помнить, что любое образовательное учреждение создается собственником имущества, который и определяет цели и задачи этого учреждения. Фактически наши вузы, ссузы, школы и профтехучилища – это государственные учреждения, которые созданы государством и наделены конкретным имуществом.

Что касается системы образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России, то имущество, которое находится у них в оперативном управлении, закреплено за ними безвозмездно. У нас в системе, подведомственной Минобру, находится огромная федеральная собственность – это порядка 60 млн. квадратных метров площадей и порядка 350 тысяч гектаров земли не в самых худших местах городов и поселков России.

Даже то имущество, которое приобретается образовательными учреждениями за счет внебюджетных средств, становится государственной собственностью и должно быть внесено в реестр госсобственности как находящееся в оперативном управлении. Одним из первых документов, который определил принципы собственности на недвижимое имущество, было постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года. Указом Президента России № 1 все имущество – здания, сооружения и так далее – передавались учреждениям образования безвозмездно. В те годы, когда не было нормального финансирования системы образования, когда бюджет был весьма скудным, когда не давали денег ни на «коммуналку», ни на содержание зданий, ни на приобретение оборудования, вопросы о том, как образовательные учреждения управляют своим имуществом, на повестке дня не стояли. Однако теперь все чаще возникают разговоры об эффективности распоряжения имуществом.

Уже в 1996 году были приняты указ президента, а затем и постановления правительства и тогдашнего Госкомимущества об инвентаризации государственного имущества. На основе этой инвентаризации создана нынешняя информационная база системы образования.

Впоследствии было принято решение коллегии Минобразования России о создании программы «Ведомственный кадастр». Сегодня кадастровые бюро есть во всех регионах России. Эта система создана для того, чтобы собирать информацию о состоянии имущества, и на ее основе формировать проекты бюджета, который выделяется Минобразованию РФ. Важное значение имеет Постановление Правительства РФ № 696 от 3 июля 1996 года об обязательном учете федерального недвижимого имущества. Согласно этому постановлению каждое учебное заведение должно получить в территориальных органах Минимущества России свидетельство о включении имущества, находящегося у него в оперативном управлении, в реестр федеральной собственности. (К этому свидетельству обязательно должен быть приложен перечень имущества, внесенного в реестр).

Следующим шагом было принятие в июле 1997 года закона № 122-ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку в соответствии с Гражданским кодексом РФ любое право становится таковым только с момента регистрации, каждому образовательному учреждению теперь нужно зарегистрировать право на оперативное управление объектами недвижимого имущества, внесенными в реестр. Это очень важно, потому что сейчас известно немало случаев, когда возникают споры по тому или иному объекту. Если у образовательного учреждения есть документы, оно может рассчитывать на то, чтобы в судебном порядке доказать свое право на имущество, если кто-то вдруг попытается его отнять или передать другому лицу.

К сожалению, у многих образовательных учреждений нет свидетельств, а в базе Минобразования РФ – обновленной информации об изменениях, которые произошли в последнее время в материальной базе системы. Мы ежегодно получаем собственность от других ведомств, например, ликвидируется военный городок, и его здания передают вузам. При передаче имущество должно быть правильно оформлено и принято на баланс, для того, чтобы потом можно было финансировать расходы по его содержанию.

В последние годы образовательные учреждения строят новые здания, которые нужно оформлять так же, как и передаваемые им по той или иной причине с других уровней собственности. Если этого не происходит, то не исключено, что кто-то, претендующий на присвоение или передачу недвижимости, может воспользоваться отсутствием документов и отобрать у учебного заведения новостройку.

В июле 2001 года был принят Федеральный закон «О разграничении собственности на землю». Собственность на землю до того не была разграничена, все земельные участки в городах, поселках и на других территориях были в распоряжении местных органов власти. С принятием закона начались процессы этого разграничения, причем его порядок определен Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 года № 140. В этом документе описаны действия учреждений, которые они должны предпринять, чтобы подтвердить свои права в территориальных комитетах по управлению государственным имуществом.

Процессы разграничения собственности на землю идут очень тяжело, поскольку возникает много спорных пограничных вопросов, в том числе из-за отсутствия правоустанавливающих документов на земельные участки. Один из серьезных критериев отнесения земельного участка к федеральной собственности – нахождение на нем объекта, зарегистрированного в установленном порядке и имеющего все необходимые документы, которые подтверждают его принадлежность к федеральной собственности.

Очень важны сегодня и вопросы арендных отношений, поскольку по Гражданскому кодексу РФ имуществом, находящимся в оперативном управлении, нельзя распоряжаться тем или иным образом, в том числе его нельзя сдавать в аренду. Но в этом случае мы пользуемся своим, отраслевым законодательством – федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые позволяют учебным заведениям выступать арендодателями имущества, закрепленного за ними на правах оперативного управления, зарабатывать на сдаче недвижимости дополнительные средства и таким образом распоряжаться собственностью. Однако в последнее время введены серьезные ограничения. В соответствии с Законом «О бюджете» все доходы от внебюджетной деятельности учитываются в доходах федерального бюджета. В частности, в Законе «О бюджете» на 2004 год, в статье 28.

Минимущество России делает постоянные попытки взять под контроль весь этот процесс. Сегодня уже подготовлен трехсторонний договор о сдаче в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с которым образовательное учреждение не считается арендодателем. Мы считаем, что такой документ нарушает положения Закона «Об образовании» и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Пока мы доказали свою правоту Минимуществу, и пока двусторонние договоры признаются правомочными, но их нужно регистрировать в территориальных органах Минимущества и сдавать их копии в территориальные органы казначейства и Минимущества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте