Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Факультатив

Как Буратино превратился в Элли

Вспоминаем книжных художников-долгожителей
Учительская газета, №36 от 08 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Может ли книга для детей обойтись без иллюстраций? Ответ на кажущийся простым вопрос во многом зависит от возраста ребенка. Рано или поздно наступает время, когда юному читателю становится интересно самому рисовать в воображении те вселенные, в которых действуют герои, например, Дефо, Верна или Толкина. Однако для тех, кто младше, картинки невероятно важны. Если ребенок пока не умеет читать или только начинает свой путь в мир литературы, смысловая оценка произведения в его восприятии уступает зрительной. Поэтому мудрые родители, покупая книжечки для своих детей, обращают особое внимание как на имя автора, так и на имя художника.

С персонажами многих сказок и детских рассказов в раннем возрасте мы ознакомились не только благодаря мамам, папам, бабушкам и дедушкам, читавшим нам и вместе с нами хорошие книги, но и благодаря замечательным художникам-иллюстраторам. Иван Билибин, Юрий Васнецов, Николай Радлов, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Виктор Чижиков… При упоминании одних фамилий сразу рождаются нужные ассоциации: так, насыщенный русскими узорами билибинский стиль очень узнаваем, а Олимпийский мишка Чижикова до сих пор продолжает жить на многочисленных сувенирах и аксессуарах, хотя с момента его создания и прошло целых четыре десятилетия. Иных художников, к сожалению, помнят уже не столь хорошо. А ведь некоторые из них прожили очень долгую жизнь, создав на своем веку множество удивительных образов, обогативших детскую литературу.

Целую галерею ставших поистине классическими в советских книгах сказочных образов представил Борис Дехтерев. Это и Золушка, и Красная Шапочка, и Дюймовочка, и Кот в сапогах. Родился Борис Александрович в Российской империи в 1908 году, умер уже в новой России в 1993‑м. Советские годы в жизни Дехтерева – работа в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Суриковском институте и издательстве «Детская литература». А главное – сотни акварелей и карандашных рисунков, разошедшихся миллионными тиражами во множестве книг. Достаточно вспомнить хотя бы знакомые нескольким поколениям советских детей тонкие книжечки со сказками Пушкина, проиллюстрированные Дехтеревым. Канонические образы старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» или князя Гвидона и тридцати трех богатырей с ранних лет сохранились в памяти каждого из нас.

Долгую жизнь – почти девяносто лет – прожил и Владимир Сутеев. Человек поистине удивительный. Художник, писатель, режиссер-мультипликатор. Лично знавшие Владимира Григорьевича люди утверждали, что он, подобно Юлию Цезарю, мог делать несколько дел одновременно. Итог жизни – десятки сказок и сценариев мультфильмов, а также совершенно чудесных иллюстраций к книгам Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто и других классиков детской литературы.

Излюбленной темой Евгения РАЧЕВА всегда были животные. Фото с сайта culture.ru

Еще один художник-долгожитель, родившийся в самом начале ХХ века и ушедший от нас в его конце, – Евгений Рачев. Излюбленной темой Евгения Михайловича всегда были животные. Лисы, волки, зайцы, медведи… И каждого лесного зверя иллюстратор наделял своими чертами характера. Все, как у людей. Неспроста рисунки Рачева к басням Ивана Крылова считаются одними из лучших. Помимо книг Крылова Евгений Михайлович проиллюстрировал сборники рассказов и сказок Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Дмитрия Мамина-Сибиряка и еще целого ряда писателей, прочно вошедших в круг детского чтения.

Художник Леонид Владимирский не дожил до своего большого юбилея всего шесть лет. 21 сентября – столетие со дня его рождения. Леонид Викторович появился на свет в 1920 году. После Великой Отечественной войны поступил во ВГИК, стал заниматься набиравшими в ту пору популярность диафильмами. В 1953‑м изначально именно для диафильма Владимирский создал образ Буратино – длинноносого деревянного мальчишки в полосатом колпаке, и образ этот быстро стал классическим, разлетевшись по страницам детских книг. Кстати, позировал художнику вовсе не мальчишка, моделью выступила на тот момент пятилетняя дочка Владимирского Ая. Папа надевал на девочку картонный нос и рисовал. Прошло несколько лет, и Буратино превратился в Элли – героиню «Волшебника Изумрудного города» Леонид Викторович также рисовал с дочери.

Иллюстраторов детских книг порой называют соавторами писателей, ведь юные читатели воспринимают персонажей сквозь призму графики – рисунков, созданных художниками. Однако сам Владимирский соавтором Алексея Толстого или Александра Волкова себя не считал, хотя в какой-то степени имел на это право, особенно в отношении Волкова. К примеру, Леонид Викторович рассказывал о том, как в свое время повлиял на создание сказочной повести «Семь подземных королей» из цикла о Волшебной стране. Волков изначально придумал аж двенадцать подземных королей, однако Владимирский предложил сократить их число – привести в соответствие с цветами радуги. И писатель пошел художнику навстречу, «ликвидировав» лишних героев. Невероятно, но «Волшебника Изумрудного города» с иллюстрациями Леонида Викторовича за последние шестьдесят лет переиздавали более ста раз! Аккурат в преддверии юбилея Владимирского книги из легендарного цикла вновь были переизданы редакцией «Малыш» издательства «АСТ». А вместе с ними – «Приключения Буратино» и «Русские народные сказки».

Как видим, придуманные в минувшие столетия герои детских сказок и рассказов не стареют. Буратино, Элли и другие персонажи приходят к все новым и новым поколениям читателей. И в этом заслуга не только писателей, но и тех, кто оживлял созданные ими образы.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt