search
main
0

Качество за счет реорганизации. Концепция аналитико-синтетической переработки информации

Использование и развитие современных ИКТ в обучении предопределено характером и темпами информатизации общества в целом и образовательного процесса в особенности. Изменяются средства учебной деятельности – преобразуется деятельность всех субъектов образовательного процесса, происходит специфическое изменение содержания обучения. Переосмыслению подвергается само понятие «знать». И если раньше оно означало «накопление информации в памяти», то теперь это уже «процесс получения доступа к информации». Одной из составляющих информатизации образования стало дистанционное обучение.

С 2005 года в Орловском государственном аграрном университете (ОГАУ) реализуется программа внедрения и развития дистанционных форм образования. С этой целью было создано структурное подразделение «Лаборатория дистанционного обучения». Ее основные задачи – организация учебного процесса на основе применения вычислительной и коммуникационной техники, внедрение мультимедийных и сетевых технологий, оказание помощи профессорско-преподавательскому составу в создании и размещении на интернет-ресурсе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК).

Организация дистанционного обучения предлагается в двух дополняющих друг друга вариантах:

на основе лицензированной сетевой автоматизированной информационной системы e-Learning Server 3000;

в форме типовых ЭУМК дисциплин, распространяемых на компакт-дисках (кейс-технологии).

Практическая реализация проекта дистанционного обучения (ДО) требует решения двух основных задач – организационной и методической. Решение первой (прием обучающихся, ведение учетной документации, контроль успеваемости, защита квалификационных работ и так далее) упрощается, если за основу берется утвержденная форма обучения. Для обеспечения учебного процесса целесообразно иметь в наличии отдельный компьютерный класс. Методическая задача состоит в подготовке учебно-методического обеспечения дисциплин исходя из базовых дидактических принципов и на основе действующей учебной документации (государственный образовательный стандарт, примерный и рабочий учебный план, типовые и рабочие программы учебных дисциплин и так далее). В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически проработанные информационные базы данных ДО, содержание которых соответствует государственному образовательному стандарту.

Информационной основой для обоих вариантов служат электронные документы, включающие учебные материалы (учебники, учебные пособия, монографии, конспекты лекций и другое), материалы текущего и итогового контроля усвоения знаний (тесты, экзаменационные билеты и прочее), а также контроля накопленных когнитивных знаний, отражающих самостоятельность действий будущих специалистов (курсовые, дипломные работы и так далее).

Все ЭУМК имеют модульную структуру. Модульная технология обучения как нельзя лучше создает условия для компьютеризации учебного процесса. Ее динамизм, требующий значительной активации работы студентов, реализуется за счет огромных возможностей компьютера по обработке и передаче информации. Система обучения прекрасно вписывается в технологии ДО.

Первоначально ДО внедрялись на трех специальностях экономического факультета. Сейчас в рамках инновационной образовательной программы «Развитие региональной системы трансферта инновационных технологий в животноводстве» данные технологии активно реализуются на факультете биотехнологии и ветеринарной медицины.

Традиционно считается, что e-Learning – прерогатива заочного обучения. Но опыт нашего университета и множества передовых вузов страны показывает, что сфера применения этой технологии весьма разнообразна. Перевод образовательного процесса в электронную среду меняет традиционные представления о форме и практике преподавания. В процессе обучения студентов активизируется познавательная деятельность, способность самостоятельно приобретать и применять знания, что актуально как в техническом, так и информационном аспекте. Все это и предопределило активное внедрение ДО на очном отделении ОГАУ. Изменения коснулись организации самостоятельной работы студентов и контроля уровня знаний, а также преподавания отдельных дисциплин или модулей с применением интернет-технологий.

Наиболее удобными для апробирования новой методики обучения можно считать дисциплины естественнонаучного цикла, в которых широко представлены математические формулы, табличные и графические материалы, задачи, требующие расчетов на компьютере. Хорошо структурированный учебный материал описательного характера гуманитарных дисциплин также позволяет эффективно применять новые технологии. ДО нашло свое применение на курсах переподготовки и повышения квалификации, в довузовской подготовке абитуриентов, в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.

Для организации ДО применяются различные средства и формы ИКТ:

информационно-поисковые справочные системы;

автоматизированное тестирование;

электронные учебники;

электронные курсы;

on-line лекции и on-line консультации;

электронная почта;

электронные доски;

видеоконференции;

форумы;

поисково-исследовательские практикумы с применением ИКТ;

виртуальные тренажеры и лаборатории.

Сейчас наш и другие вузы страны переходят на двухуровневую систему образования в соответствии с требованиями Болонского процесса, согласно которому российская система высшего образования к 2010 году должна приобрести сходство с европейской системой. Одна из особенностей последней – высокий удельный вес самостоятельной работы студентов. Это обусловлено уровнем информатизации европейских вузов и широкими возможностями доступа студентов к электронным ресурсам.

Как показывает опыт, наши студенты еще не имеют достаточной готовности к самообучению, а электронное обучение в значительной степени ослабляет фактор общения преподавателя со студентом. Внедрение ДО позволяет ускорить процесс информатизации вуза, повысить информационную культуру студентов и преподавателей, но, чтобы оставался определенный минимум очных аудиторных занятий, необходимо более широко использовать различные формы on-line общения.

В российских условиях ДО потенциально способно помочь в решении и других проблем, в частности:

обеспечить дополнительные возможности индивидуального обучения для детей со специальными потребностями (одаренных или с отклонениями в развитии);

сформировать систему непрерывного послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров без отрыва от производства и места жительства;

расширить образовательные возможности для учеников сельских малочисленных школ, компенсирующие отсутствие или недостаточную квалификацию учителей по некоторым предметам, в частности, ориентированные на поступление в вузы;

создать дополнительные возможности информационно-консультационных служб.

Очевидно, что на начальных этапах внедрения образовательных технологий на основе компьютерных телекоммуникаций возникают существенные трудности и помехи, среди которых:

недостаточно насыщенный компьютерный парк учебных учреждений и индивидуальных пользователей;

недостаточное развитие компьютерных телекоммуникационных сетей в России, их нестабильность;

низкая информационная культура и компьютерная грамотность населения, что создает дополнительные психологические барьеры в развитии телекоммуникационных методов обучения;

неготовность многих преподавателей к перестройке мышления и методологии преподнесения учебного материала.

На смену устаревшей модели обучения приходит новая, основанная на следующих положениях:

в центре технологии обучения – ученик/студент;

в основе учебной деятельности – сотрудничество;

учащиеся играют активная роль в обучении;

суть технологии – развитие способности к самообучению.

Все, что мы говорим об учащихся, в полной мере относится и к педагогам. Несмотря на то что студенты быстрее осваивают современные ИКТ, без активного включения преподавателей в освоение и развитие информационной среды профессиональной деятельности радикальное повышение эффективности работы образовательных учреждений не представляется возможным. Иными словами, успешность ДО зависит от эффективной организации и качества используемых материалов, педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Для успешного вхождения студентов, аспирантов и преподавателей в информационную среду профессиональной деятельности, быстрого и качественного сбора и переработки информации, а также успешного освоения ДО нами разработана концепция аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ) для непрофильного ИТ-образования. Она успешно применяется при выполнении поисково-исследовательского практикума по информатике и информационным технологиям, в самостоятельной и научно-исследовательской работе студентов и аспирантов всех форм обучения.

Опишем основные положения концепции.

Концепция методической системы АСПИ как инструмента организации структурированных информационных ресурсов опирается на принципы системного, синергетического, когнитивного, личностно-ориентированного, деятельностного и дифференцированного подходов. АСПИ – системообразующий компонент информационной деятельности, который обеспечивает инициацию следующих процессов и их осознанное управление студентами:

освоение основ информационной культуры и компетенций ИТ-пользователя, приобретение знаний, умений и навыков развития информационной среды профессиональной деятельности и осознание ее правовых и морально-этических норм;

развитие системного и алгоритмического мышления, навыков непрерывного и опережающего самообразования и саморазвития, профессиональной рефлексии, формирование самооценки физического состояния для эффективного приема и переработки информации;

изучение основ информационных технологий автоматизации управления объектами и процессами предметной области по специальности.

Теоретические основы методической системы АСПИ как инструмента организации студентами структурированных информационных ресурсов в направлении подготовки к управлению знаниями целесообразно представлять в виде комплекса знаковых моделей, имеющего следующую структуру:

модель информационной среды профессиональной деятельности как модель макро- и мезоуровня управления состоянием прикладной предметной области. Она достаточно полно и компактно отражает взаимодействие информационной техносферы, специалистов, объектов прикладных предметных областей посредством прямых и обратных информационных потоков;

информационная система текста как модель микроуровня управления состоянием прикладной предметной области. Содержит системное описание научного текста на естественном языке (в том числе его морфологическое, функциональное и информационное описания), а также метаинформацию (семантические категории) логико-лингвистической модели объектов и процессов прикладной предметной области. Системное описание представляет собой структурную модель минимальной сложности и отражает его существенные свойства (целостность, переводимость, информативность) на семантическом и прагматическом уровнях. Такая модель показывает этапы анализа первичного научного текста на естественном языке, синтеза вторичного текста и тезауруса и может служить репликатором познавательной, исследовательской, инновационной, информационной деятельности;

мягкий алгоритм построения модели информационной среды профессиональной деятельности как модель макро- и мезоуровня коллективной информационной деятельности. Содержит ряд блоков: организационный, постановки задачи, АСПИ, профессиональной рефлексии, внедрения результатов поисково-исследовательской, инновационной и информационной деятельности в информационную среду вуза, школы (или производственного учреждения);

мягкий алгоритм АСПИ научного и учебного текста как модель микроуровня индивидуальной информационной деятельности и организации саморазвития обучающихся. Суть его в извлечении из изучаемого первичного текста семантической и прагматической информации и упорядочении ее по семантическим категориям информационной системы текста.

Учебно-методический комплекс, разработанный на основе указанных моделей, оптимизирует разработку студентами структурированных профессионально-ориентированных информационных ресурсов, отражающих состояние объектов и процессов прикладной предметной области по специальности или направлению, ИТ-сферы, освоение непрерывного и опережающего ИТ-образования. Включает теоретические основы содержания образования и поисково-исследовательский практикум по информатике и информационным технологиям, документацию в виде макетов и шаблонов, обеспечивающих комфортное и эффективное выполнение операций и процедур АСПИ и организации структурированных информационных ресурсов по специальности или направлению.

Комплекс имеет хорошо организованную структуру и наряду с универсальными содержит блоки, ориентированные на информационные потребности в конкретных прикладных предметных областях, то есть обладает свойствами конструктора, который можно преобразовывать и модифицировать в соответствии с направлениями познавательной, исследовательской, инновационной, информационной деятельности.

Педагогические формы и средства освоения содержания образования, реализуемые с помощью УМК, направлены на интегративное применение нескольких информационных технологий для решения социально-значимых задач разработки структурированных профессионально-ориентированных информационных ресурсов. Рациональное соотношение коллективных и индивидуальных форм сбора, переработки, передачи информации достигается в деловых и ролевых играх, проектной деятельности, научно-исследовательской работе студентов и школьников, участии в конференциях, публикациях в периодических и других изданиях.

Коллективные формы способствуют приобретению опыта командной работы, осознанию особенностей информационной деятельности руководителя, исполнителя, исследователя, практика, стимулируют освоение функций системного аналитика, эксперта и лица, принимающего решения.

Программы и проекты научно-исследовательских и образовательных организационных структур помогают при решении проблем информатизации образования и профессиональной деятельности для предоставления студентам опыта взаимодействия со специалистами. Они призваны повысить эффективность взаимодействия профессорско-преподавательского состава и учителей школ Орла и Орловской области в следующих основных направлениях:

информационно-технологическая подготовка и переподготовка учителей и преподавателей вузов;

профориентационная работа (элективные и факультативные курсы, кружки, программы работы научно-исследовательского общества);

проектная деятельность студентов и школьников средствами ИКТ при решении социально-значимых задач информатизации профессиональной и учебной деятельности.

Применение УМК, разработанного на основе концепции АСПИ и включающего поисково-исследовательский практикум, повышает качество образования по информатике и информационным технологиям, способствует освоению гуманитарных, социальных и профессионально-ориентированных аспектов этих курсов, оптимизирует информационную деятельность обучающихся, в ходе которой выявляются их склонности к научно-исследовательской и научно-педагогической, инновационной и практической деятельности.

При выполнении поисково-исследовательского практикума студенты изучают строение и функции информационной среды профессиональной деятельности, знакомятся с опытом ее развития, имеют возможность осознать свое место и функции, определить характер взаимодействия с различными специалистами при решении проблем информатизации предметной области, организации профессионального саморазвития специалистов. Предлагаемые теоретические и методические основы АСПИ повышают эффективность коллективной информационной деятельности, сплачивают коллективы школьников и студенческих групп, развивают ответственность и профессиональную рефлексию, уважение к творческой научной и инновационной деятельности, приносят моральное и интеллектуальное удовлетворение.

Концепция АСПИ прошла успешную апробацию в курсах информатики и информационных технологий для ряда специальностей и направлений типологии «знаковые системы» (филология), «человек, социальная группа, общество» (социальная работа и социальная педагогика, экономика АПК), «природа, техника» (механико-технологические процессы в АПК и прочее), а также в курсах по выбору, факультативных и элективных курсах, научно-исследовательской работе студентов и школьников Орла.

Елена АЛФЕЕВА,

заведующая кафедрой информационных технологий

Орловского государственного аграрного университета,

Алла КОЛОМЕЙЧЕНКО,

сотрудник кафедры

Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте