search
main
0

Качество работы настоящего журналиста от возраста не зависит

В Департаменте на очередной пресс-конференции места в зале заняли юные журналисты – представители детских СМИ, которые почти два часа задавали свои вопросы министру образования Москвы Исааку КАЛИНЕ. О чем же говорил Исаак Иосифович?

Должны ли школьники входить в управляющий совет? Это должна решить для себя каждая школа, но мне кажется, что ученики были бы в таком совете очень полезны, без них управляющий совет будет неполноценным. Если бы я был директором школы, то добился бы, чтобы в состав управляющего совета включили учеников. Очень важно понять, на каком уровне должны решать тот или иной вопрос: не опустить его ниже, туда, где ответственность за решение и последствия этого решения не смогут нести, но и не поднимать его так высоко, чтобы оттуда не была видна суть того вопроса, который решается. Мне кажется, что этот уровень решения находится внутри школы.Что дает объединение школ и детских садов? Во-первых, мы очень часто сталкиваемся с тем, что школы организуют так называемые подготовительные курсы для поступления в школу. Я не могу понять этой терминологии, потому что никаких вроде бы вступительных экзаменов в школы нет, в детских садах занимаются с детьми хорошие воспитатели. Однако 80 процентов школ обязательно устраивают платные курсы, и семьи на них радостно бегут, ведь им говорят, что учиться в первом классе без этих курсов будет невозможно. Начинаю спрашивать воспитателей детских садов: те говорят, что делают все необходимое, чтобы дети были готовы к учебе в первом классе. Спрашиваю учителей начальных классов: те говорят, что в детских садах делают все не так, неправильно, поэтому педагоги вынуждены готовить детей к поступлению в первый класс. Объединение школы и детского сада в один коллектив и объединение ответственности за этих детей моментально снимает эту проблему, то есть возникает один педагогический коллектив, и дети не готовятся к переходу, так как их из старшей группы детского сада переводят в начальную школу. Внутри единого педагогического коллектива спокойно решают, что нужно делать с дошкольниками, чтобы они хорошо и легко начинали первый класс. Так что первое последствие объединения в комплексы – снятие проблемы перехода из одного учреждения с одними требованиями в другое учреждение с другими требованиями. Эти требования теперь едины, так как едины учреждения и педагоги друг друга прекрасно понимают. Во-вторых, при объединении происходит использование совместных возможностей. Недавно был в Северо-Западном округе большой семинар с участием известного тренера по гимнастике Ирины Винер, которая очень активно поддерживает наше движение в сторону соединения школ с детскими садами. Теперь ее коллектив может старшие группы детского сада привести в школьный спортзал и заниматься с ними по-настоящему, хорошо, внятно. То есть при объединении можно использовать общие возможности детского сада и школы – актовые и спортивные залы, медицинские кабинеты, классы. Объединение возможностей – это всегда рост возможностей. В-третьих, есть еще не только объединение материально-технических ресурсов, но и объединение кадровых ресурсов. Сегодня тот же учитель музыки, у которого была небольшая нагрузка в школе, может работать и в детском саду в своем комплексе, иметь нормальную нагрузку, а мы можем найти очень хорошего специалиста, чего раньше не могли сделать из-за небольшого количества часов. Это касается не только музыки, но и английского языка, и физической культуры, и других предметов.Как учитель математики с большим стажем работы, я довольно скептически и иронично отношусь к так называемому многообразию учебников: слишком хорошо их все знаю – был период в моей жизни, когда по службе мне приходилось все это изучать. Нет сущностного многообразия учебников, скорее есть некая авторская вкусовщина. Поскольку у меня внутри всегда есть огромное уважение к результатам, я очень не люблю обсуждать ресурсы, а учебник – это ресурс, а не результат. Поэтому я предпочел бы, чтобы мы посмотрели, по каким учебникам учатся те школы, которые находятся в московском топе рейтинга. У тех школ, что используют те или эти учебники, наиболее высокий результат, зачем же тогда другие школы используют иные учебники? Пусть бы эти другие использовали те же учебники, что топовые школы, ведь, оказывается, они дают иной результат. Я, как учитель, а не как чиновник, не вижу никакой темы для обсуждения по поводу единых учебников. Когда кто-то говорит, что в Советском Союзе был один учебник по каждому предмету, это совсем не так. Да, в подавляющем большинстве школ был так называемый базовый учебник по каждому предмету, но в это время всегда несколько сот школ страны вели апробацию пробного учебника. У каждого учителя есть учебник, по которому он, собственно, и преподает, а все остальные некий навигатор, компас. Вообще значение учебника в жизни современной школы немного преувеличено. При сегодняшнем обилии содержательного ресурса (или, как принято говорить, контента) в самых разнообразных формах все равно не может быть ни разных учебников, ни одного учебника, есть многообразный контент, который разными путями осваивают в школе. Но для удобства, конечно, было бы лучше отобрать по конкурсу с участием учителей и учеников один учебник и сказать: по нему самые высокие результаты уже получены. Сегодня же мы действительно можем посмотреть, по каким учебникам учатся школы из Топ-400, и заодно понять, какие учебники можно рекомендовать всем остальным школам. Выбирать учебник будет все равно школа, так записано в Законе «Об образовании в РФ», но что бы школа ни выбрала, у ученика перед глазами все равно находится один. Я не сторонник каких-либо обязательных выпускных экзаменов, потому что уверен, что экзамены не повинность, а возможность ученику продемонстрировать результаты своего совместного труда с учителями за одиннадцать лет. Беда в другом – выбор ЕГЭ у учеников по городу очень невелик и мы все время говорим о том, что это странно. Я не скрываю, что попросил дать списки школ, в которых в течение нескольких лет ни один выпускник не выбирал английский язык для сдачи в форме ЕГЭ. Мне говорят, что выпускники не сдают этот предмет потому, что он не нужен им для поступления в вузы. Поступление в вузы – следующий этап жизни ребят, но ведь иностранный язык они изучают с пятого класса шесть лет, а иногда и больше, но почему-то никто из них не хочет продемонстрировать результаты этого совместного учительско-ученического труда. Не знаю, наверное, надо мной довлеет опыт тренерской работы, но я не очень себе представляю, чтобы мои ребята, занимаясь у меня хотя бы больше чем год, вдруг не захотели выступать на соревнованиях. Победят или не победят, это за скобками, но они же захотят продемонстрировать то, чему мы вместе научились за это время. Поэтому я бы очень хотел, чтобы выпускники Москвы хотели продемонстрировать тот высокий уровень результатов совместной учительско-ученической работы, которая проведена за несколько лет. Тогда точно тема какой-либо обязательности сдачи ЕГЭ по иностранному языку ушла бы из общественного обсуждения. Но когда общество видит, что город вкладывает серьезные ресурсы, что учителя и ученики тратят время (самый дорогой ресурс в жизни человека) на изучение иностранного языка, а результата этого никто не предъявляет, то это по меньшей мере странно. Сегодня мы хотим посмотреть, как знают английский язык в девятых классах школ. Я уверен, что ученики девятых классов наших школ с углубленным изучением английского языка прекрасно сдадут ЕГЭ по английскому языку за одиннадцатый класс. Мы отработаем технологию, ребята проверят уровень своих знаний, тем более что им сдавать ЕГЭ по языку в 2016 году все равно по новой форме, и они уже будут готовы к ней готовы. Думаю, школы с углубленным изучением английского языка должны стать первопроходцами во всем новом, а за ними пойдут другие. Мне кажется, что сегодня хорошо было бы, чтобы с углубленным изучением были не школы, а классы, чтобы в одной школе были такие классы с изучением физики, химии, биологии для того, чтобы человек мог попробовать. Записался в класс с углубленным изучением химии, через три-четыре месяца понял, что это не для него, и может перейти в другой класс, а если он записался в школу с углубленным изучением химии, то оттуда уходить как-то неловко. В случае с классами с углубленным изучением предметов он спокойно придет к директору школы и попросит перевести его из класса с углубленным изучением химии в класс с углубленным изучением, например, литературы. Очень важно иметь в городе, а город наш плотно заселен и проблем тут с этим нет, многопрофильные школы, с тем чтобы в каждой школе были классы с углубленным изучением всех предметов, в том числе и таких предметов, как «Физическая культура», «Технология», ведь для многих ребят именно эти предметы могут стать основой для их успешной жизни. Не хотелось бы иметь замкнутые пространства – коридоры, из которых нет выхода в сторону, лучше, чтобы пока человек молодой, у него была возможность перемещения, смены своих интересов. Люди в серьезном возрасте меняют род занятий, а в пятнадцать лет сказать: «Ты выбрал химию и будь добр занимайся одной химией до конца жизни!» несправедливо и нечестно по отношению к ребятам. Сегодня мы и стараемся создать многопрофильные школы, чтобы в каждой был выбор из всего того спектра предметов, который нужен нашим ребятам.О начальной военной подготовке и службе девушек в армииЖаль, что о службе девушек в армии меня не спрашивали сорок лет назад, когда я сам служил в армии, тогда я бы точно был за. Сейчас хочется сказать: может быть, мы, мужчины, и без девушек сами справимся. Что касается НВП, то я не очень великий сторонник предметной дискретности в школе. Я уверен, что никакой один предмет сам по себе по отдельности ни к чему не готовит: ни математика без литературы, ни история без физики, в том числе ни один предмет, как бы его ни называли, не подготовит к службе в армии. Я думаю, что к нормальной службе в армии готовит вся школьная жизнь, ведь готовность должна быть не только в том, чтобы разобрать-собрать автомат. К службе должна быть и интеллектуальная готовность, а к этому в школе готовят все предметы, ведь нам нужен умный солдат. Будущему солдату нужна и физическая готовность, для этого у нас в школе есть предмет «Физическая культура». У солдата должно быть очень серьезное отношение к жизни, к себе в этом мире – для этого у нас в школе есть литература и обществознание, должно быть понимание величия той страны, в которой он живет, чтобы понимать, что защищает, для этого у нас в школе тоже есть много предметов. Если все предметы вместе не формируют готовность к службе в армии, то одним предметом НВП ее не заменишь. Наша задача с учителями не только армию обеспечить хорошим солдатом, но еще помочь нашим парням, которые пойдут служить в армию, служить максимально безопасно для них и максимально полезно для армии. Для того чтобы отслужить максимально безопасно, наверное, нужен некий курс такой подготовки, он может быть школьным предметом, он может быть внешкольным предметом, он может быть клубной работой: статистика показывает, что ребята, которые занимаются в различных объединениях, служат полезнее для армии и безопаснее для себя, таким ребятам гораздо легче служить. Поэтому если школа может помочь парню подготовиться к более безопасной для него службе, то мы обязаны это сделать. На вопрос: за счет отдельного предмета или за счет всего уклада жизни школы нужно вести такую подготовку, я склонен давать такой ответ – за счет уклада жизни школы, за счет уважения к армии, за счет уважения к стране, за счет уважения к военным, к службе в армии. Все это за счет отдельного предмета не создашь. Если посещение сайтов школ, чтение обращений граждан про школу можно считать посещением школ, то, к сожалению, я их посещаю чаще, чем хотелось бы. Что касается моих приездов в школы, то могу признаться: бываю там ровно столько, сколько мне кажется необходимым. Не очень понимаю, скажем, при сегодняшних возможностях получения информации через сайты, через письма, через форумы, через различные средства коммуникации, в чем состоит необходимость моего появления в школах (хочу я этого или нет) и внесения некоего диссонанса в привычную школьную жизнь. Я не думаю, что школьному коллективу зачем-то нужно появление руководителя Департамента, ведь у каждого из нас есть своя функция. В книге Стругацких «Стажеры» есть замечательная фраза: «Капитан на корабле нужен только во время шторма». Думаю, иногда частое появление капитана вызывает шторм, поэтому если нет необходимости, то мне не надо приезжать в школу, но, к сожалению, иногда приходится там появляться, и, увы, не только по праздникам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте