Половина опрошенных учителей и 2/3 родителей считают, что в Москве созданы отличные условия для обеспечения обязательного общего среднего (полного) образования. В то же время каждый седьмой учитель и каждый 12-й родитель считают созданные условия плохими. Серьезные нарекания по всем учебным округам высказываются по инфраструктуре дошкольного образования (соотношение хороших и плохих оценок колеблется по округам от 3:1 до 1:1). Традиционно много претензий высказывается по отношению к материально-технической базе ОУ, хотя степень претензий за последние годы снизилась, особенно среди учительского и отчасти директорского состава. Согласно представленному мнению, остаются резервы и по оснащению ОУ техническими средствами: картина по всем округам примерно одинакова – от четверти до трети неудовлетворительных оценок. Динамика оценок в разрезе последних пяти лет показывает положительные тенденции в кадровом обеспечении, улучшаются инфраструктурные показатели развития дошкольного образования, снизилась острота проблемы материально-технической базы.
Оценка эффективности работы школы
По всем округам отмечается рост числа старшеклассников и их родителей, удовлетворенных состоянием учебно-воспитательного процесса и в целом работой своих школ. Средние показатели удовлетворенности школой увеличились за последний год в оценках родителей с 56 до 82%, старшеклассников – с 48 до 67%.
Обращает на себя внимание единодушная поддержка примерно 2/3 респондентов обеих категорий позитивных изменений в московском образовании за последние годы.
Учителя более оптимистичны по сравнению с родителями в оценках уровня подготовки выпускников школы. Это во многом понятно: для родителей это не просто выпускники, а их дети, с успехами которых в жизни и образовании мамы и папы связывают и свои судьбы.
Уровень работы школы и отношение к ней со стороны старшеклассников и их родителей определяется прежде всего составом учительских кадров. Социологи отметили выраженную динамику роста позитивных оценок родителями профессионализма учительского состава за последние четыре года.
Оценка старшеклассниками и их родителями уровня преподавания конкретных учебных дисциплин в школах Москвы
Традиционно более высоко оценивается родителями и старшеклассниками преподавание русского языка и литературы (81% и 78% соответственно). Далее по рангу высоких оценок идут история (77% и 69%), математика (81% и 78%), биология (76% и 67%), химия (77% и 66%), информатика (70% и 54%), физика (69% и 56%), география (65% и 56%) и иностранный язык (65% и 54%). Старшеклассники дают по сравнению с родителями более строгую оценку уровня преподавания учебных дисциплин в своих школах – тут сказывается эффект включенного наблюдения. Родители, согласно своей компетентности и предложенной методике, больше оценивают профессионализм учителей-предметников. Иерархия оценок по учебным дисциплинам в целом сохраняется в течение последних трех лет. Вместе с тем значительно возросли по сравнению с прошлым годом оценки со стороны родителей уровня преподавания иностранного языка соответственно с 50 до 65%, биологии с 60 до 76%, химии с 58 до 70%, географии с 54 до 65%.
Распределение оценок по округам в целом воспроизводит общие тенденции по городу и сохраняет в своих ранговых диспропорциях существенные различия в эффективности и уровне профессионализма учительского состава.
В то же время во всех округах и по всем учебным предметам процент высоких оценок не отмечается ниже 50% (основной массив – 70-80%). Важный показатель творческих усилий всех участников образовательного процесса – успеваемость учащихся. Каждый пятый опрошенный родитель (21%) считает успеваемость своих детей отличной, 60% – хорошей, 15% – удовлетворительной, 1% – неудовлетворительной.
Оценка успеваемости самими старшеклассниками: в основном отличная – 29%, хорошая – 59%, удовлетворительная – 10%, неудовлетворительная – 1%.
Качество образования тесно связано с поддержкой одаренных детей, талантливой молодежи, участием школьников в конкурсах и олимпиадах. Широкие возможности открываются в связи с участием школ, учителей и старшеклассников в конкурсных программах национального проекта «Образование». 3/4 родителей высоко оценивают участие школьников в конкурсах и олимпиадах (21% – средне, 7% – низко).
Качество образования напрямую зависит от посещаемости уроков, индивидуальной работы с неуспевающими школьниками. Из опрошенных учителей и руководителей школ всех учебных округов 70% высоко оценивают эффективность проводимых школами мер по улучшению посещаемости занятий (24% оценивают эту работу удовлетворительно и 4% – неудовлетворительно). 81% учителей считают, что проводимая школой работа с неуспевающими школьниками заслуживает высокой оценки (14% – удовлетворительной, 2% – неудовлетворительной).
Эффективность работы школы по личностно-ориентированному образованию представлена в оценках родителей и учителей и включает показатель учета и развития индивидуальных особенностей, интересов и задатков учащихся. В целом по Москве 53% родителей и 68% учителей считают, что их школа осуществляет в полной мере личностно-ориентированное образование (частично выполняет эту функцию – 35% и 25% соответственно; 5% и 4% считают, что такая работа школами не проводится). 76% опрошенных старшеклассников считают, что в процессе обучения в школе их способности и интересы в основном (47%) и даже полностью (29%) реализуются (частично реализуются – 19%, не реализуются – 2%, затруднились ответить – 2%).
О качестве образования свидетельствует прежде всего рост удовлетворенности старшеклассников и их родителей работой школы. Расширение возможностей и улучшение условий для получения доступного и качественного образования в школах Москвы респонденты связывают с ощутимыми результатами внедрения национального проекта «Образование», существенным ростом внимания и заботы со стороны Правительства Москвы, федеральных органов власти к данной приоритетной сфере.
Получает также признание со стороны родителей, педагогов и учащихся проводимая Департаментом образования города Москвы, учебными округами и школами целенаправленная работа по обеспечению современного качества образования в рамках городской целевой программы «Столичное образование-4».
Примерно в полтора раза за последние три года возросли высокие оценки родителями старшеклассников профессионализма учительского состава. Вместе с тем сохраняются, а по ряду показателей увеличиваются ранговые диспропорции мнений участников образовательного процесса в разрезе отдельных учебных округов. Например, по округам обнаружен тройной перепад высоких оценок профессионализма учительского состава, двойное расхождение удовлетворенности родителей работой школ. Такая тенденция порядковых расхождений есть и в оценках старшеклассников и их родителей эффективности преподавания большинства учебных дисциплин.
Замедлился рост рейтинга мнений старшеклассников и их родителей в оценках профессионализма преподавания русского языка и литературы, математики (высокие оценки 2007 года в основном совпадают с показателями за 2005 год). В то же время за последний год возросли показатели эффективности преподавания биологии, химии, географии, истории и информатики.
Оценка и самооценка готовности выпускников школы к самостоятельной жизни
Готовность по окончании школы вступить в самостоятельную жизнь – итоговый результат образования и социализации учащихся, важнейший показатель эффективности работы школы и округа.
Старшеклассники и их родители считают, что более успешно школа готовит обучающихся к взаимодействию с окружающими людьми, анализу информации и умению делать самостоятельные выводы. Только менее половины выпускников, согласно оценкам родителей и самооценке самих учащихся, готовы по окончании школы вступить в самостоятельную жизнь, адаптироваться к изменениям окружающей среды. Каждый десятый старшеклассник не подготовлен к противодействию негативным явлениям современной действительности. За прошедший год по данному показателю ситуация, согласно приведенным оценкам, значительно улучшилась. Вместе с тем базовый показатель – готовность старшеклассников к самостоятельной жизни – несколько снизился. Кроме того, каждый третий старшеклассник затруднился оценить свою готовность к самостоятельной жизни.
Мнения по другим оценочным показателям в разрезе округов представлены в обобщенном виде в Приложении 2. В целом можно сказать, что здесь, как и по другим рейтинговым параметрам, показатели по округам достаточно неравномерны и представлены по преимуществу в позитивной динамике.
Оценка кадрового и управленческого потенциала школы и учебного округа
В современных условиях возрастания требований заказчиков образовательных услуг актуализируется вопрос качества педагогического состава ОУ. Понятно, что только компетентные учителя смогут обеспечить высокий стандарт образования. Со времен Платона известно, что компетентность специалиста складывается из его профессиональных и нравственных качеств. Образованный, но безнравственный человек опасен на любой работе. Особенно важны высокие профессиональные плюс человеческие качества для педагога.
В целом по Москве большинство учителей поставили своим коллегам и себе высокие оценки по обоим ключевым параметрам компетентности. Обращают внимание более высокие оценки профессиональных качеств. Ниже оценивается столь нужное для качественного образования единство человеческих и профессиональных качеств учителя.
В целом по Москве наблюдается высокий уровень оценок «хорошо» по повышению профессионально-квалификационного уровня педагогических кадров, неудовлетворительных оценок практически нет, каждый шестой опрошенный поставил оценку «удовлетворительно».
В среднем по всем округам Москвы с вероятностью более 70% наблюдается незначительная текучесть пед. кадров в пределах 5% от списочного состава. Только в 8% школ города текучесть кадров достигает 10%. Значительная текучесть кадров, доходящая до 20%, наблюдается только в 2% опрошенных школ в целом по городу.
Более половины опрошенных учителей поставили высокую оценку эффективности управления системой школьного образования в своем учебном округе. Около трети оценили эффективность управления как «больше высокая, чем низкая». Низкие оценки в целом по Москве незначительны.
Оценки учителями эффективности управления системой школьного образования в своих школах практически совпадают с аналогичными оценками на уровне учебных округов.
2/3 опрошенных учителей считают, что управление школой на уровне учебного округа изменилось в лучшую сторону. Каждый седьмой опрошенный учитель полагает, что качество управления школами на уровне учебных округов осталось прежним.
В большей степени в учебных округах преобладают демократический и смешанный стили управления. Каждый седьмой учитель считает, что в округах присутствует авторитарный стиль управления.
Около половины опрошенных учителей в целом по Москве считают, что наиболее высокие оценки в целом по городу заслуживают следующие формы общественных форм управления образованием: Совет родительской общественности, Совет ученической общественности, Совет образовательного учреждения.
Родители учащихся, как и сами педагоги, выше оценивают профессиональные качества учителей. Ниже оценивается единство профессиональных и человеческих качеств.
Оценка родителями учащихся профессионализма педагогов своих школ стала важной составляющей общественной экспертизы ОУ. Наиболее высокие оценки родителями в целом по Москве зафиксированы в оценках преподавательского труда учителей по следующим предметам:
математика;
литература и русский язык.
В группу достаточно высоко оцениваемых предметных знаний учителей входят все остальные рассматриваемые дисциплины.
В целом по Москве более половины родителей учащихся высоко оценивают эффективность управления в школе. Еще треть родителей считает, что эффективность управления школой, где учатся их дети, больше высокая, чем низкая. Низкие оценки минимальны.
Две трети родителей считают, что управление изменилось в лучшую сторону. Каждый шестой родитель – что управление не изменилось. Количество оценок «в худшую сторону» незначительно.
В большей степени, по мнению родителей, в школах города преобладает демократический стиль управления. Каждый третий родитель считает, что стиль управления в их школе можно назвать смешанным.
Старшеклассники города равно высоко оценивают профессиональные и человеческие качества своих учителей. Однако единство данных качеств, что и является фундаментом компетентности, оценивается несколько ниже.
Более половины старшеклассников столичных школ высоко оценивают функционирование основных форм общественного управления в своих школах.
Представляет интерес такой параметр управленческой деятельности, как реакция окружного управления, администрации школы на предложения и замечания участников образовательного процесса. Эта реакция в 2006 г. становится более оперативной и адресной, хотя одновременно имеет место нарастание потока обращений и жалоб, случаев повторных обращений и несвоевременные реакции на поставленные проблемы или даже отсутствие таковой в деятельности тех или иных структур образования. Представленная в статистических и социологических материалах картина обращений и жалоб дает дополнительный материал для повышения эффективности деятельности этих структур, равно как и необходимости коррекции работы некоторых из них.
Учителя обращались с предложениями и замечаниями:
– в Департамент образования – 2%;
– в префектуру – 3%;
– не обращались – 78%.
Были ли решены поставленные проблемы:
– да – 10%;
– нет – 4%;
– ответа не получили – 2%.
Родители обращались с предложениями и замечаниями:
– в администрацию школы – 18%;
– в префектуру – 0%;
– в окружное управление – 1%;
– не обращались – 71%.
Были ли учтены поставленные проблемы:
– да – 18%;
– нет – 3%;
– ответа не получили – 4%.
Кадровая проблема, которая еще 3-4 года назад рассматривалась в ряду первоочередных – здоровье учащихся, качество образования, материально-техническая база – несколько отодвинулась. Положительная динамика в кадровом обеспечении образования отмечается по всем округам. Это хороший задел для обеспечения перехода московского образования от стабилизации к устойчивому развитию. В то же время по-прежнему остро стоят вопросы материального и социального положения учителей, «старения» и текучести кадров.
Реализуемые в рамках национального проекта «Образование» на федеральном и городском уровнях меры по материальной и моральной поддержке учителей школы, их социальной защищенности нуждаются в систематизации и определенной переориентации. Мнения родителей и учителей сориентированы на финансовую и материально-техническую поддержку в рамках национального проекта общеобразовательной школы, через которую прежде всего обеспечивается массовая доступность и качество образования, а не только его «точек роста». Подобная стратегия может еще более «дистанцировать» от отечественного образования его «локомотивы». А они и без того имеют гораздо лучшие стартовые условия для победы в коллективных и индивидуальных конкурсных проектах.
Смотр округов-2006 показал определенное повышение оценок участниками образовательного процесса уровня управления школой и некоторое снижение эффективности внутришкольного управления. Особые претензии родители и учителя высказывают в адрес медленного перехода на новые экономические методы управления. Недостаточно результативно действуют общественные органы управления школой и в школе. Имеет место определенная консервация авторитарного стиля руководства.
Результаты общественной экспертизы свидетельствуют о позитивных тенденциях в деятельности учебных округов в 2006 году по большинству оценочных показателей. Подтверждается правильность взятого в последние годы курса на улучшение качества образования, эффективную работу школ и округов по ключевым направлениям московского образования.
Родители, учащиеся и учителя отмечают важность и высокую степень участия школ и округов в реализации приоритетного национального проекта «Образование», выполнении мероприятий городской программы «Столичное образование – 4» по внедрению инновационных образовательных программ и современных образовательных технологий.
Высоко оценивается деятельность образовательных институтов и прежде всего семьи и школы в обучении и воспитании учащейся молодежи.
Положительно характеризуется работа всех учебных округов, в каждом из них выделяются эффективные направления и формы работы.
По совокупности представленных мнений основных участников образовательного процесса можно сделать вывод о стабильном и динамичном развитии окружных систем образования по большинству оценочных показателей.
В то же время участники рейтингового мониторинга указали на значительные резервы, а также нерешенные вопросы содержательного, материально-технического, кадрового и организационно-управленческого обеспечения образования.
Рейтинги мнений достаточно консолидированы, коррелируются в своих базовых суждениях с основным рейтингом. В целом можно говорить о проведении интегрированной государственно-общественной оценки деятельности округов в 2006 году.
Мнения родителей:
В оценке созданных в Москве условий для получения доступного и качественного образования родители считают продвинутыми в системе московского образования следующие направления:
повышение внимания к дошкольному образованию;
развитие сети общеобразовательных учреждений;
обеспечение обязательного общего среднего полного образования;
обеспечение ОУ квалифицированными педагогическими кадрами;
развитие материально-технической базы;
оснащение ОУ современными техническими средствами (компьютеры, интернет).
Две трети опрошенных родителей удовлетворены тем, как школа занимается выявлением интересов и способностей детей, обеспечивает повышенный уровень образования.
О высоком качестве работы большинства столичных школ говорит тот факт, что 82% родителей однозначно удовлетворены работой школы, где учатся их дети. Только у 7% опрошенных родителей иногда возникает желание сменить школу.
В то же время, по мнению многих родителей, школа недостаточно готовит выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь, выбору производственных профессий и трудоустройству в городском хозяйстве, односторонне ориентирует выпускников лишь на поступление в вузы. Проведенный опрос показал, что каждый четвертый родитель компенсирует недостаточную для поступления в вуз школьную подготовку привлечением репетиторов.
Более эффективно реализуется в школе гражданское, патриотическое, физическое воспитание; менее – семейно-бытовое воспитание (44% родителей оценили уровень семейного воспитания старшеклассников как недостаточный).
Минимальный уровень высоких оценок зафиксирован в деле борьбы с игроманией. Недостаточная работа проводится школами по профилактике табакокурения.
Сводные оценки родителей дают возможность установить рейтинги округов по ключевым показателям московского образования:
обеспечение доступного и качественного образования – на первом месте Центральный округ;
информационно-образовательная деятельность образовательных учреждений – на первом месте Юго-Восточный округ;
воспитание и социализация – на первом месте Юго-Восточный округ;
сохранение и укрепление здоровья – на первом месте Юго-Восточный округ.
Мнения старшеклассников:
обеспечение доступности качественного образования – на первом месте Северный и Северо-Восточный округа;
воспитание и социализация – на первом месте Юго-Восточный округ;
Учителя выделили как высокоэффективные следующие направления работы своих школ: снижение количества неуспевающих (второгодников) -81%; создание условий для получения доступного качественного образования, формирование готовности выпускников к продолжению образования – 78%; участие школьников в конкурсах, олимпиадах – 72%.
Меньше высоких оценок деятельности школы по следующим направлениям: предпрофильная подготовка для учащихся девятых классов; выполнение программы профессионального образования; ориентация на получение рабочих профессий.
Приоритетными направлениями развития образовательного процесса в школе учителя считают: разностороннее развитие учащихся – 87%; подготовка учащихся к поступлению в вуз – 59%. В то же время только 18% учителей называют актуальной ориентацию учащихся на последующее трудоустройство в хозяйственно-экономической сфере. Отмечается существенное снижение воспитательной работы и состояния здоровья учащихся.
Мнения учителей:
обеспечение доступного и качественного образования (Северный и Юго-Восточный округа – первое место);
информационно-образовательная деятельность образовательных учреждений (Юго-Восточный округ – первое место),
воспитание и социализация (Юго-Восточный округ – первое место);
сохранение и укрепление здоровья (Юго-Восточный округ – первое место);
Незадействованным в полном объеме остается потенциал участников образовательного процесса в реализации национального проекта «Образование».
Учителя и директора школ подчеркнули, что они либо очень хорошо знакомы, либо в основном знакомы с приоритетами национального проекта «Образование».
Наиболее высоко учителя оценивают степень участия своих школ в конкурсном отборе на получение Премии Президента РФ в рамках национального проекта «Образование» в 2006 году. Одновременно половина учителей отметила свое неучастие в конкурсном отборе.
На январь 2007 г. только треть родителей учащихся была знакома с содержанием приоритетного национального проекта «Образование»; две трети родителей слышали или читали о нем, но не осведомлены об основных целях и задачах проекта. Каждый десятый из опрошенных родителей на момент исследования вообще ничего не слышал о проекте.
Родители ожидают от проекта конкретной поддержки лучших учителей, школ, связывают с проектом достижение нового качества образования, улучшение отношения учителей к учащимся. Большинство родителей учащихся интересуют не избранные «точки роста», а приоритетная поддержка массовой общеобразовательной школы, ее опережающее развитие в рамках национального проекта.
Учитывая тот факт, что большинство родителей учащихся считает, что в основу реализации национального проекта «Образование» должна быть положена поддержка массовой общеобразовательной школы, необходимо разработать показатели общественной оценки целей, задач и итогов реализации проекта «Образование» в городе Москве.
В оценке основных мероприятий городской целевой программы «Столичное образование-4» родители учащихся выделили показатели, которые, по их мнению, выполняются в достаточной мере: создание условий для комплексной безопасности воспитанников и обучающихся, для получения доступного и качественного образования, развитие системы оценки качества образования. Положительно оценивают проведенную работу две трети опрошенных родителей.
Исследование показало, что недостаточно реализуются программные мероприятия по развитию материально-технической базы, системы профессионального обучения, образовательной среды для детей с проблемами здоровья.
Минимальный уровень высоких оценок зафиксирован по ориентации выпускников на получение рабочих профессий.
Выявлена низкая эффективность подготовки учащихся к самостоятельной жизни, умению выбрать профессию, трудоустроиться, зарабатывать деньги.
В дополнительном изучении нуждаются вопросы общественного управления образованием, отмечается несогласованность действий субъектов школьного управления: ОУ – родители – учащиеся.
В особом внимании нуждается оптимизация функций совета ОУ и совета ученической общественности.
В разрезе предшествующих трех лет (в 2003 – 2005 гг.) отмечалась тенденция общего снижения в общественном мнении положительных оценок эффективности управленческой деятельности. По оценкам участников образовательного процесса, в 2006 г. ситуация стабилизировалась и постепенно начинает изменяться в сторону улучшения (показатель высоких оценок учителями управления школой со стороны учебного округа вырос вдвое). В то же время показатель высоких оценок управления в школе снизился за последний год с 45 до 38%.
Обращает внимание удовлетворенность респондентов состоянием отношений учителей, учащихся и администрации школы (негативные оценки по всем округам не превышают, как правило, 5-7%).
Округам и образовательным учреждениям особое внимание следует уделить работе с родителями, более активному их включению в воспитательную работу с детьми. Серьезные трудности у школы возникают с обучением детей мигрантов, в связи с социальным расслоением в обществе, распространенностью алкоголизма и наркомании во многих семьях.
Школа зачастую оказывается конкурентоспособной в выборе молодыми людьми жизненных ориентиров (только 3% опрошенных старшеклассников не признали позитивного влияния школы на определение их жизненных позиций). Школа и учитель, по существу, не уступают свою первенствующую роль в создании эмоциональной и духовной среды для юношей и девушек масс-культуре, средствам массовой информации.
Как и в предшествующие годы, смотр убедительно показывает наличие в каждом округе потенциала для эффективного инновационного развития. Свидетельство тому – широкая палитра мнений и оценок потребителей и производителей образовательных услуг, представленных в материалах общественной мониторинговой оценки. Практически все округа занимают по тем или иным ключевым показателям первые строчки в рейтинге мнений основных участников образовательного процесса.
Представляется целесообразным в этой связи выделить рейтинги округов по номинациям: лучшие округа по обеспечению доступности качественного образования, информационно-образовательной деятельности, воспитанию и социализации, сохранению и укреплению здоровья учащихся, инновационной деятельности, реализации национального проекта «Образование». Наряду с ежегодными конкурсами округов целесообразно такое же проведение окружных смотров образовательных учреждений, на это указали многие респонденты. Важно увязать смотры округов образовательных учреждений и их результаты с мероприятиями, проводимыми в рамках национального проекта «Образование».
Многие респонденты высказывали соображения о создании наряду с отлаженной отраслевой оценкой качества образования системы независимой общественной экспертизы. Отказ от чисто педагогического понимания образования, выход на широкие социальные горизонты задают и масштабы социального измерения: необходимость постоянного государственно-общественного аудита данной стратегически важной для развития Москвы сферы.
Традиционные статистические показатели в основном оперируют данными учреждений и отраслей и не содержат при этом общественной экспертизы. Иными словами, основной участник и наиболее заинтересованный субъект образовательного процесса – население Москвы, родительская, ученическая и даже педагогическая общественность – нередко отстраняются от оценки результатов работы учреждений и органов образования.
Комментарии