search
main
0

К рекомендациям надо относиться избирательно. Валентина БЕРЕЗИНА

Березина – это имя. Валентина Александровна в течение многих лет отстаивала право на воспитание в современной школе, по крупицам собирала опыт работы образовательных учреждений, разрабатывала программу развития воспитания в системе образования. Валентина Березина, возглавляющая отдел развития воспитания и дополнительного образования детей Департамента государственной молодежной политики и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, сегодня занимается важной работой – реализацией той, может быть, самой трудной части национального проекта «Образование», что впрямую относится к классным руководителям и классному руководству.

– Валентина Александровна, вознаграждение в 1000 рублей для учителя – это большая сумма. Кто предложил такую надбавку для классного руководителя и зачем?

– Скажу честно: я к такому предложению была не готова, хотя понимала, что классного руководителя нужно поддержать и как-то очень существенно. Такое предложение авторам нацпроекта сделал директор Департамента госполитики в образовании Исаак Иосифович Калина, который несколько лет назад, будучи начальником Управления образования Оренбургской области, представлял региональный опыт развития системы дополнительного образования детей на коллегии Министерства образования.

– Всех волнует одно: что за эти деньги с классных спросят, что потребуют сверх того, что они делали до того, и должны ли спрашивать? В Методических рекомендациях для классного руководителя обозначен такой широкий круг функций, что невольно задумываешься о том, а не будет ли воспитательная работа идти в ущерб учебному процессу?

– Я принимала непосредственное участие в разработке этого документа. В прежних Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (от 21 июня 2001 года) мы ведь уже очерчивали круг работы, того, что вообще может войти в функционал классного руководителя, указав при этом тот минимум, который он обязан был выполнять за те 15-20 процентов, что ему доплачивали к зарплате. Ставки классного руководителя нет, нередки случаи, когда классным назначали добровольно-принудительно, поэтому, как правило, далеко не каждый реализовывал широкий круг обязанностей.

– А часто ограничивались формальным «классным часом»?

– Бывало и так, хотя многое зависело от атмосферы в школе, общего настроя, позиции администрации школы. С другой стороны, классных руководителей можно отчасти понять. Ведь они прежде всего учителя-предметники, им ежедневно нужно готовиться к урокам, вести минимум 18, а чаще – 36 часов в неделю. Долгие годы классный руководитель был, что называется, и чтец, и жнец, и на дуде игрец. В 90-е годы ситуация несколько изменилась к лучшему. В школе появилась возможность ввести ставки целого ряда специалистов, призванных обеспечивать организацию воспитательной деятельности с учащимися: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, старший вожатый, руководители групп продленного дня, библиотекарь, которыми руководит заместитель директора по воспитательной работе. Более того, многие школы стали работать как открытые системы, взаимодействуя с различными социальными институтами, культурными и другими учреждениями. Если ситуацию рассматривать с этой стороны, – получается, классный руководитель работает вовсе не один, а в коллективе единомышленников. Когда мы прописывали рекомендации в 2001 году, нам важно было выделить классного руководителя как ключевую фигуру в организации воспитательного процесса, обозначить точки соприкосновения, взаимодействия разных специалистов в интересах ребенка, и это был первый вариант решения проблемы качества воспитательной работы. Второй, предложенный в 90-е годы, вариант – введение освобожденного классного воспитателя на полную ставку по основной работе, у которого может быть полставки предметника, а может и не быть. Но это решение проблемы не получило широкого распространения, хотя по заказу министерства были разработаны разные модели деятельности освобожденного воспитателя с учетом сложившейся эффективной практики в ряде регионов России. Сегодня в некоторых образовательных учреждениях эти ставки сохранены, появляются новые, но, надо признаться, их крайне мало. Оказалось, что администрация и в целом педагогические коллективы школ к этому не готовы.

– Насколько, по вашему мнению, школы окажутся готовы выполнять в полном объеме все то, что вы нынче включили в функции классного руководителя в новых Методических рекомендациях?

– Вам кажется, что в рекомендациях прописан очень большой функционал, но тут важно помнить о том, что в документе очерчен максимально полный перечень функций, форм и методов работы, даны некоторые ориентиры, но это не значит, что каждый классный руководитель должен строго следовать этим рекомендациям. На то они и рекомендации, чтобы к ним относиться избирательно, исходя из традиций школы, ее устава, концепции и программы развития образовательного учреждения, возможностей… С учетом специфики каждый коллектив, каждый классный руководитель возьмет себе на вооружение необходимое, адаптирует к конкретным условиям, привнесет в свою деятельность авторский почерк. Главное, чтобы был позитивный результат деятельности, а средства, формы, подходы, используемые для достижения данного результата, у каждого свои.

– То есть каждый выбирает то, что ему по душе, никто никого не заставит реализовывать все пункты и отчитываться о них?

– Нет, конечно. Кроме того, ничего сверх того, что уже было прописано ранее, мы не добавили, учтя лишь все то, что хорошо зарекомендовало себя в педагогической практике конкретных школ России в последние годы. В Методических рекомендациях, по сути дела, дан тот «сухой остаток», который в той или иной степени может быть использован в работе классного руководителя. Цели и задачи ясны. Функции уточнялись и корректировались в соответствии с требованиями времени на протяжении всех лет реализации Программы развития воспитания в системе образования начиная с 1999 года. Министерство образования и науки РФ не может и не должно давать единую по содержанию программу воспитания для всех образовательных учреждений. Сегодня существует и активно используется педагогами-практиками более 40 концепций воспитания, разработанных ведущими учеными нашей страны – Ивановым, Бондаревской, Щурковой, Зимней, Таланчуком и многими другими. У каждого из них свои подходы, свое видение содержания и форм работы.

– И все же вы говорите о том редком типе классного руководителя, который может, хочет и умеет работать интересно. А что делать с большинством других?

– Если раньше директор школы ломал голову, кого назначить, и буквально уговаривал многих учителей взять классное руководство за установленную минимальную доплату, то теперь ситуация может кардинальным образом измениться. В соответствии с реализацией национального проекта директорам школ даны в руки некие управленческие рычаги для совершенствования работы классного руководителя. 1000 рублей для многих педагогов в регионах плюс к прежним доплатам – почти 50 процентов от зарплаты. То, что желающих работать в классах будет теперь больше, можно не сомневаться. Начиная с января 2006 года прежняя надбавка за классное руководство сохраняется. Минимум работы, который все классные руководители должны были выполнять, тоже. Но теперь у администрации школы есть возможность реально спросить с классного руководителя за качество работы с учетом ежемесячной доплаты в 1000 рублей. Как правило, количество учителей-предметников в педколлективе намного больше, нежели классов. А это значит, что, принимая на педсовете решение о классном руководстве, у директора есть достаточная возможность выбора кандидатов на этот пост.

– По каким критериям будут оценивать работу классного руководителя, ведь где деньги, там может преобладать субъективизм?

– В Методических рекомендациях критерии оценки работы классного руководителя есть, но они несколько размыты, причем сделано это преднамеренно. Мы исходили из того, что если прописать критерии детально, то вокруг классного руководителя может появиться слишком много желающих войти в состав так называемой контрольно-ревизионной комиссии, которая будет постоянно отслеживать, соответствует ли работа классного руководителя той сумме вознаграждения, что они получают. Я, конечно, утрирую, но убеждена в том, что излишний контроль часто мешает работе – в конце концов подготовка бумаг-отчетов занимает массу времени, и работать с детьми становится попросту некогда. Мы предложили в рекомендациях лишь два уровня критериев: результативности и деятельности. Что такое результативность? Любой из нас, придя в школу и пообщавшись с детьми и их родителями, педагогами некоторое время, составит для себя достаточно четкую картину: к примеру, в 8-м «А» ученики в основном воспитанные, культурные, интеллигентные, учатся хорошо, социально активны и т.д. – безусловно, это во многом результат хорошей работы классного руководителя, она видна невооруженным глазом. Почти в каждой школе есть свои так называемые трудные классы, с которыми не хочет работать никто. И это тоже своего рода результат работы классного руководителя, если он, конечно, был. Понимаю, что вопрос спорный и атмосфера в ученическом коллективе зависит от многих факторов, но тем не менее роль классного руководителя здесь едва ли непервостепенна.

Что такое деятельность? Класс находится в постоянном движении, дети то ставят спектакли, то ходят в походы, то выпускают газеты и так далее. Деятельность всегда на виду, если она есть. И если она успешна, результативность будет налицо. Так работает один классный руководитель. В то время как другой ограничивается только тем, что проставляет оценки в журнал и дневники, проводит скучные и малоэффективные родительские собрания. Если раньше на все это закрывали глаза – формально класс под присмотром и ладно, то теперь через месяц-другой такого классного руководителя могут просто попросить освободить место.

– Дает ли кто-нибудь такие рекомендации руководителям образовательных учреждений?

– Зачем нужны дополнительные рекомендации администрации школы? Ведь это ее реальная управленческая деятельность по обеспечению качества воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

– А если у директора нет нужного количества хороших классных руководителей, например, в сельской школе?

– Знаете, в последнее время мы часто обсуждали этот вопрос – может ли сильный классный руководитель, у которого класс хорошо организованный, отлажена система внеклассной работы, развито ученическое самоуправление, взаимодействие с родительским комитетом, то есть механизм запущен и кажется, что все идет само по себе, взять еще один класс и соответственно получать за дополнительную работу еще одну 1000 рублей? Первоначально в рекомендациях предусматривалось, что один педагог не может получать больше одной доплаты. Наверное, это правильно, так как если ты хороший предметник и к тому же прекрасно справляешься с обязанностями классного руководителя, то физически вряд ли сможешь осилить двойное классное руководство. Тем не менее в утвержденных рекомендациях это ограничение снято, а дальше жизнь покажет. Но, на мой взгляд, в реальной действительности такое совмещение возможно крайне редко и при вынужденных обстоятельствах. Если, например, учитель – классный руководитель длительное время вынужден находиться на больничном или уехал на продолжительные курсы повышения квалификации и т.п., на это время приказом директора школы функции данного классного руководителя могут быть временно возложены на другого педагога, уже имеющего классное руководство, разумеется, за соответствующую доплату.

– А директор может стать классным руководителем?

– А почему нет? Ни одним нормативным документом это не запрещено. И директор, и его заместители, если у них есть призвание и возможности совмещать эти две нагрузки.

– Чтобы стать хорошим воспитателем, нужно этому учиться?

– Хороший вопрос. Того, кто пришел на эту работу по зову сердца, может быть, учить и не надо. Практика показывает, что он самостоятельно выискивает что-то новое, нужное, находит из массы курсов необходимые только ему. Именно для таких энтузиастов, ищущих, любознательных, в 2003 году была издана «Настольная книга классного руководителя», да и в педагогической печати сегодня для них выходит достаточно материалов. Того же, кто получал надбавку за классное руководство и ограничивался лишь минимумом работы, посылать на курсы бесполезно, он и после их окончания мало что изменит в своей деятельности.

Однако вы правы, сегодня ситуация меняется, и с учетом новых требований к работе классного руководителя повышению их профессионального мастерства действительно нужно уделить более пристальное внимание. Надо отдать должное, начиная с 1999 года в ходе реализации Программы развития воспитания в системе образования России во все курсы повышения квалификации, в программы педагогических вузов уже внесены необходимые изменения с целью повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения. Кроме того, существует выстроенная система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров на всех уровнях. Другое дело, что до сего времени классные руководители практически не обучались. Сегодня, когда ситуация меняется, необходимо продумать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации классных руководителей на уровне школы, района, города. В этой работе ведущую роль должны занять методические службы, информационно-образовательные центры, институты повышения квалификации, учреждения дополнительного образования детей. Классных руководителей нужно сегодня научить современной методике, технологиям, формам работы с детьми. Особое внимание должно быть уделено взаимодействию классного руководителя с родителями и прежде всего умению проводить родительские собрания, сегодня их проводят в большинстве своем из рук вон плохо. В 2005 году по заказу министерства были разработаны и изданы программы родительского всеобуча в книге «Педагогическое сопровождение семейного воспитания» под редакцией Волжиной, где все это прописано, но дело не только в организационной стороне. Классный руководитель совместно со своими коллегами-специалистами и родители должны быть союзниками в ежедневной, кропотливой работе по оказанию помощи конкретному ребенку, у которого появились проблемы: с успеваемостью, с поведением, во взаимоотношениях с учителями, со сверстниками и т.п. Когда мы всего этого добьемся, появится то, о чем мечтали лучшие педагоги-воспитатели. Ребенок действительно станет центром школы, возникнут настоящие партнерские отношения участников образовательного процесса – педагогов, родителей и детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте