В свинцовой тяжести перегрузки неведомая жестокая сила вдруг резко крутанула истребитель. Су-35, выйдя из повиновения своему властелину, неотвратимо понесся к земле. По летным законам пилот должен был мгновенно покинуть потерявший управление самолет. Но Юрий Ващук вопреки всему продолжал профессионально и хладнокровно бороться за спасение крылатой машины.
Ради жизни других
Подобные мгновения – неизбежная часть отважной профессии летчика-испытателя. Не раз хладнокровие, выдержка и филигранное мастерство позволяли Юрию Ващуку при отказах экспериментальных систем благополучно завершать полет, сохраняя уникальную авиатехнику. Ведь в ней – и огромнейший труд коллектива со всемирно знаменитым именем «Сухой», и завтрашний день нашей авиации, и мечты крылатых бойцов о новом качестве защиты неба Отчизны. Поэтому летчик-испытатель каждый раз сознательно шел за грань неизвестности, рискуя собой, «выжимал» из аварийного экстремума максимум, чтобы добытые в те мгновения знания и опыт спасали жизни собратьев-летчиков из боевого строя Военно-воздушных сил.
Так было и на этот раз. Даже на пределе минимальной высоты Юрий не покидал обреченный Су-35, пока не убедился, что в направлении падения истребителя нет населенных пунктов, а информация в блоках контрольно-записывающей аппаратуры будет сохранена…
Добытая ценой огромного риска, она позволила впоследствии воссоздать полную картину поведения крылатой машины, увеличить ресурс и надежность боевых самолетов.
Юрий Ващук учит летать самолеты, участвует в их проектировании, а затем поднимает в испытательные полеты. Он – ведущий летчик истребителя Су-35 (модификации Су-27), оборудованного экспериментальной системой дистанционного управления. Благодаря ей самолет творит в небе небывалые чудеса сверхманевренности, совершает фигуры высшего пилотажа, которые, кроме этих машин, не под силу ни одному другому самолету в мире: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полета на 1800.
Особо подчеркнем: все это – не просто акробатика, а принципиально новые боевые качества, которые в воздушных боях способны дать нашим крылатым бойцам превосходство над врагом, гарантировать надежную защиту неба России. Многие летчики Военно-воздушных сил пока об этом могут только мечтать. И Юрий Ващук – один из тех, кто своим интеллектом, мастерством и мужеством прокладывает путь к осуществлению этой мечты.
25 июня нынешнего года летчика-испытателя «ОКБ Сухого» пригласили в Кремль. Там прозвучали слова:
«Героями России стали и летчики-испытатели Юрий Михайлович Ващук и Александр Николаевич Комаров. Высокий профессионализм, отточенное мастерство помогают им успешно проводить сложнейшие полеты, – говорил президент Владимир Путин на торжественной церемонии вручения государственных наград. – Вся наша история свидетельствует: граждане России – это люди особой закалки, стойкие и мужественные, люди, способные рисковать собой ради жизни других».
Высшего отличия нашего Отечества пилот удостоен за особые заслуги в укреплении обороноспособности страны и героизм, проявленный при испытаниях боевой авиатехники.
«Юрий Ващук – профессионал экстра-класса. И его плодотворная работа сегодня получила заслуженное признание», – сказал, поздравляя летчика с наградой, генеральный директор Авиационной холдинговой компании (АХК) «Сухой» Михаил Погосян.
Когда главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов сообщил об утверждении тактико-технического задания авиакомплекса 5-го поколения, мы решили разузнать о будущем самолете у Героя России Юрия Ващука. Дело в том, что именно коллективу, в котором он трудится, поручено превратить завтрашний день военной авиации в сегодняшний, создать качественно новый самолет XXI века.
Летающий компьютер для боя
– Юрий Михайлович, фирма «Сухого» стала головным исполнителем и разработчиком программы нового отечественного истребителя. Помогите нашим читателям, не искушенным в авиационной науке и технике, наглядно представить его. Какой будет эта крылатая мечта воздушных бойцов?
– Самолет 5-го поколения – сложнейший авиационный комплекс, своеобразный летающий компьютер. Его разработка ведется на основе требований Минобороны, а также с учетом тенденций развития мирового рынка самолетов подобного класса. Отличительными чертами российской боевой машины будут сверхманевренность – возможность управляемого полета на малых скоростях и больших углах атаки; многофункциональность – способность поражать воздушные и наземные цели в любую погоду и время суток; малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Он также будет взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы.
Конструкторы нашей фирмы стремятся создать максимально «умную» машину, которая позволит летчику выполнить боевую задачу, не отвлекаясь на «мелочи». Например, при отказе какой-либо системы сразу включается дублирующая, а летчик лишь получает об этом информацию. Он в этой ситуации принял бы то же решение, что и автоматика. Так зачем отвлекать внимание от полета, когда другого выхода просто нет?
Мы хотим наладить диалог между машиной и человеком. При выполнении боевой задачи самолет сам будет предлагать несколько вариантов действий, а за летчиком – право выбора. Упрощенно все выглядит так. Обнаружено несколько целей, комплекс определяет наиболее важную из них. Летчик принимает решение. Следует предложение: каким оружием уничтожить эту цель. Прорабатываются логические ходы, из которых состоит вся работа военного пилота. К этому стремятся и у нас, и за рубежом. Вопрос в том, кто достигнет наилучшего результата.
Проделана огромная работа по маневренности самолета. Наиболее ярко в этом плане выглядит Су-35. На нем отработан широкий круг задач по выполнению полетов как с управляемым вектором тяги двигателей, так и маневренности за счет аэродинамики конструкции летательного аппарата.
– Насколько, на ваш взгляд, мы готовы к шагу в 5-е поколение?
– Все зависит от двух факторов.
Первый: сейчас тяжело обстоят дела с поставкой современных машин в Военно-воздушные силы России. АХК «Сухой» вынуждена продавать новые самолеты за границу, а прибыль вкладывать в продолжение разработок. Необходимо кардинальное изменение ситуации.
Выскажу мнение летчиков-испытателей, созвучное точке зрения генерального директора АХК «Сухой» Михаила Погосяна. Речь идет о необходимости модернизации авиатехники, широком внедрении ее в войска, чтобы летчики и техники уже сегодня осваивали азы работы на перспективных авиакомплексах. Разрыв здесь недопустим.
Второй фактор: холдинг по 5-му поколению работает не один. У него много смежников, и от них зависит многое. Главное – насколько вовремя и качественно будут выполнены все заказы. Не секрет, что фирмы-изготовители могут предложить «залежалый товар» или сырые разработки, не прошедшие должных испытаний. А некоторые и вовсе могут взвинчивать цены на эксклюзив. В итоге страдает головной разработчик, в первую очередь в финансовом плане. Поэтому только государство способно и обязано взять на себя координацию всех работ. Тогда Россия, используя свой потенциал, останется в строю мировых авиационных держав.
Путь в испытатели
– Ваша профессия – вожделенная мечта многих. Как складывалась школа летчиков-испытателей компании «Сухой»? Как становятся ими, какие здесь критерии отбора?
– У истоков традиций нашей школы стоял знаменитый летчик Владимир Ильюшин, который поднимал и испытывал до 80-х годов все самолеты нашего конструкторского бюро.
Раньше всех летчиков-испытателей набирали только из Военно-воздушных сил. В восьмидесятые годы первым из гражданских стал Евгений Фролов. Он пришел из сборной страны по высшему пилотажу. Затем из учебного авиацентра ДОСААФ пришел Сергей Комарницкий, бывший чемпион страны по пилотажу на реактивных самолетах.
Специфика нашей работы подразумевает, что летчик-испытатель по своим качествам должен быть яркой индивидуальностью, лидером по натуре. В то же время надо уметь ставить интересы коллектива выше личных амбиций. Кто этого не понимает, с тем в итоге приходится расставаться. У нас своя команда единомышленников, каждый из которых работает на общий результат.
Брать своего рода «кота в мешке», а потом смотреть, как он поведет себя в той или иной ситуации, неприемлемо. Даже если у него хороший налет. Авиация – такой мир, где все про всех знают. При этом не имеет особого значения, военный ты или гражданский специалист. Как правило, не составляет особого труда получить объективную и разностороннюю характеристику на любого летчика. На первом месте стоят рекомендации коллег, после чего рассматриваются профессиональные качества: образование, налет по типам самолетов и умение действовать в нестандартной обстановке.
Летчик-испытатель – не просто профессия. Это огромная ответственность, ведь на нас замыкается труд огромного коллектива. И об этом надо помнить всегда.
– Что в вашем «летном багаже», какую авиационную технику освоили?
– Летал в ДОСААФ в сборной Советского Союза (России) по высшему пилотажу. Окончил Московский авиационный институт. Освоил L-39, учебно-тренировочные МиГ-15 и МиГ-17, Як-55, Су-26. В фирме «Як» выполнял отдельные полеты для уточнения пилотажных особенностей самолета.
В то время фирма «Сухого» заметно увеличила объем испытательных полетов, расширила участие в различных авиашоу. Потребовались новые летчики. С подачи Евгения Фролова рассмотрели мою кандидатуру. Конечно же, всегда мечтал стать испытателем, но что выпадет честь работать в такой прославленной фирме, и представить не мог. Это было летом 1992 г. Мое обучение в Школе летчиков-испытателей оплатила фирма.
Освоил МиГ-21, МиГ-23,
Су-24, Ан-24, и Ту-134. Затем были Су-29 и Су-31. Сейчас заканчиваем работы по модификации Су-26. На нем установили новый двигатель, планируем в скором времени передать его в сборную России. На смену Ан-24 и Як-40 разработали Су-80. В последнее время занимаемся им очень активно.
– Какую помощь оказывает ваша фирма российским пилотажным группам?
– АХК «Сухой» нацелена на техническую и финансовую поддержку пилотажников. Сегодня при фирме под Тулой есть аэроклуб. Четырех летчиков высшего пилотажа взяли на оклады инструкторов. Они занимаются подготовкой курсантов и готовятся к спортивным состязаниям. «Русским Витязям» передали самолеты Су-35, им также окажем всестороннюю поддержку. Пилотажные группы работают на авторитет не только конкретной фирмы, но и всей страны.
Мгновения мужества
– Так все-таки кто летчик-испытатель: «камикадзе» как в годы зарождения авиации или уже больше обкатчик крылатых машин?
– Испытатель! Сегодня у конструкторов большие возможности – компьютерное моделирование, проверка моделей в аэродинамической трубе и т.д. Но поведение машины в небе проверяет только полет. Есть множество факторов, которые в теории просто невозможно учесть. На то она и практика.
Даже рядовой полет полон неожиданностей.
– В декабре 2002 г. у вас был особый полет, прервавшийся внезапно. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Мне довелось в позапрошлом году испытывать Су-35 на сверхманевренность без управляемого вектора тяги. Предстояло выполнить обычные «горизонтальные площадки» и один выход на перегрузку, которая не являлась какой-то особенной. Параметры такого полета необходимы были для анализов и уточнений. В режиме перегрузки самолет вдруг перевернуло и крутануло. Потом – отказ управления. За машину боролся, что называется, до последнего. Однако все же пришлось катапультироваться. И хотя расследование показало, что виной всему – технологический брак, все равно была получена ценная информация о поведении машины в экстремальных условиях. Такие знания и опыт в аналогичных случаях спасут жизнь не одного летчика.
– У коллектива «Сухого» впереди новая важная и ответственная работа – создание качественно новой машины XXI века, о которой мечтают крылатые бойцы Военно-воздушных сил. С каким чувством вы подняли бы в воздух самолет 5-го поколения?
– Это будет самый счастливый миг моей жизни. Об этом мечтает каждый летчик.
Комментарии