search
main
0

К 100-летию режиссера: где жили герои фильмов Гайдая

Сто лет со дня рождения известного режиссера Леонида Гайдая исполняется 30 января. К этому событию руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы Андрей Клюев рассказал о местах, где снимались любимые комедии и где потенциально могли жить их герои.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год/ портал мэра Москвы

Киноленты Леонида Гайдая были лидерами проката, да и сегодня они разобраны на цитаты. Многие знают практически наизусть «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» и «12 стульев». При этом о некоторых персонажах зрителям неизвестно почти ничего. Например, где мог проживать студент Шурик, «бабушка — божий одуванчик» и режиссер Якин? Предположениями, основанными на московских реалиях тех лет,  эксперт поделился на портале мэра Москвы.

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика»

Комедию «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» сняли в 1965 году, ее тогда увидели около 70 миллионов жителей страны. Новеллы фильма объединены одним главным героем — студентом Шуриком, которого сыграл актер Александр Демьяненко.

В первой новелле Шурик выступает напарником дебошира Феди на стройке. Стройка становится декорацией для комических погонь и драк, где согласно законам жанра победу одерживает более слабый на вид соперник. В фильме режиссер показал важный этап в жизни столицы — массовое возведение новых микрорайонов в 1960-х. «Напарника» снимали на реальной стройке на улице Седова в районе Свиблово.

В стране быстро старались улучшить жилищные условия граждан, расселять коммунальные квартиры, строить новые районы. Свиблово давал отличную фактуру для съемок: там не было асфальта, городского транспорта, дома были на стадии строительства.

Шурик, скорее всего, не мог жить где-то поблизости. Во второй новелле он прогуливается у главного здания МГУ имени М.В. Ломоносова. Поэтому можно предположить, что он мог жить в общежитии вуза в боковых крыльях здания. Впрочем, он также мог снимать комнату в центре. Староконюшенный или Большой Афанасьевский переулок, Пятницкая, Большая Ордынка подошли бы под возможные места его жительства героя. При этом его “друг” Федя мог бы жить в не расселенных еще коммуналках — такие квартиры были между Пречистенкой и Остоженкой, в доме 5 в Барыковском переулке.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год/ портал мэра Москвы

Во второй новелле «Наваждение» авторы фильма представляют целую экскурсию по столице. Здесь зрителю показаны трамвайное депо имени Баумана, места рядом со станцией метро «Менделеевская», Комсомольский проспект, Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова РАН на улице Вавилова. По словам Андрея Клюева, несмотря на то, что это было научное, а не образовательное учреждение, здание института отлично подошло для съемок благодаря своему архитектурному облику.

Например, корпус Бауманки, который выходит на набережную Яузы, в 1960-е годы считали слишком вычурным. По этой причине там и стали бы проводить съемки. Существовало своеобразное противопоставление новой советской эпохи сталинскому времени, так что выбор пал на недавно возведенное модернистское здание с абстрактной мозаикой.

Съемки у трамвайного депо на Сельскохозяйственной улице были не случайными: здесь ходят трамваи и прохожие не мешают снимать – из-за использования соединительных путей.

А вот сцены у дома Лиды снимались в Одессе. Однако если ситуацию рассматривать на фоне Москвы, то место можно сопоставить с экспериментальным зеленым районом с новостройками – например, 9-м кварталом Новых Черемушек. Подошла бы и улица Гримау (дома 14–16),  проспект 60-летия Октября (дом 21 или 25), по мнению Андрея Клюева.

Кадр из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Режиссер Л. Гайдай. 1965 год/ портал мэра Москвы

Местом «работы» персонажей третьей новеллы — Труса, Бывалого и Балбеса — выступил рынок на Тишинской площади. Его снесли в 1990-х годах, чтобы обустроить там парковку. Тишинский рынок был идеальным для передачи атмосферы классической барахолки. Бабушка, которая охраняла склад с товаром, могла жить неподалеку, в частности, на Большой Грузинской улице, в доме 18, который построили в 1914 году.

 «12 стульев»

Комедию по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова выпустили в 1971 году. Картина была удостоена специального приза на фестивале советских фильмов в Сорренто. Для достоверной передачи старого облика столицы режиссер перенес часть адресов, придуманные авторами книги. Например, общежитие имени монаха Бертольда Шварца, где жили друзья Остапа, разместилось в усадьбе Гандуриных. В романе оно было в Сивцевом Вражке. Для съемок нужен был старенький дореволюционный домик.  Найти такой, чтобы на его фоне не было более поздних строений, было затруднительно. Однако усадьба в Староконюшенном переулке спасла положение.

За стульями Воробьянинов и Бендер направились в музей мебели. Такого музея не существовало, но если бы он был, то для этого подошли бы бывшие дворянские усадьбы. В них нередко после революции выставляли предметы роскоши, быта или коллекционирования хозяев. Поэтому в картине в роли музея показали дом 12 на улице Воронцово Поле.

Бездарный поэт Никифор Ляпис-Трубецкой в фильме Гайдая проживал в величественном доме 8 на Малой Молчановке, с двумя львами перед входом. Архитектура выступала своеобразным противопоставлением невеликой фигуре рифмоплета-халтурщика.

Эллочка-людоедка, чей словарный запас составлял 30 слов, проживала напротив дома 7 в Печатниковом переулке, этим режиссер подчеркнул суть персонажа. В 19 веке этим домом владела семья, которая изготавливала лепнину для других зданий. По этой причине фасад изобильно украшен лепниной – строение выглядело несуразным, немного игрушечным. Героине фильма подошел именно такой вид из окна.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер Л. Гайдай. 1973 год/ портал мэра Москвы

«Иван Васильевич меняет профессию»

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышла в 1973 году, в фильме Гайдай творчески переосмыслил произведение Михаила Булгакова. В основе сценария была пьеса «Иван Васильевич» (1936). Действие современной части в фильме перенесено на 40 лет вперед. При смещении акцентов получилось в итоге новое произведение.

Большинство эпизодов снимались в Москве. Жилье Шурика размещалось в доме 13, строении 1 на Новокузнецкой улице. В период создания комедии это была современная новостройка, которую окружали скверы и переулки. На первом этаже находился магазин радиотоваров — именно там Шурик приобрел транзисторы.

Когда Иван Грозный любуется панорамой Москвы, то перед ним с балкона дома на Новокузнецкой улице открывается Калининский проспект (ныне Новый Арбат). Это подчеркивало дух времени: на широком проспекте были новые дома, магазины и кафе — такая панорама передавала новый облик города.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о проведении 23-часового киномарафона фильмов Гайдая в день его 100-летия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте