Осень в этом году сделала «пеликанам» подарок – «бабье лето», по крайней мере на начало конкурса. Можно подумать, что оргкомитет, специально сверившись с прогнозом погоды, перенес сроки проведения конкурса с конца на середину сентября. Впрочем, причина не в погоде, а в Первом канале, который будет транслировать торжественную церемонию закрытия в День учителя третьего октября.
Это приятное, но не самое главное изменение, которое произошло с конкурсом. В этом году в очередной раз обновилась процедура отбора победителей. Первый заочный тур «Самопрезентация» позади. Три дня члены номинационного жюри просматривали методические материалы и видеоуроки, подготовленные конкурсантами, знакомились с их опытом работы. Итог – рецензии, которые написали члены номинационного жюри на «пеликанов».
20 сентября для жюри – последний день работы над первым заочным туром, а для финалиста – первый день конкурса. Ближе к ночи в учебном центре на стенде появляются странные листы с непонятным набором цифр. На «Учителе года России-2004» работает агентурная сеть – счетная комиссия под предводительством математика Валерия Салахова, директора гимназии-лаборатории Сургута, бессменного члена конкурсного жюри. Несколькими часами раньше была проведена тайная жеребьевка. Каждый конкурсант вытянул из лототрона свой номер, о котором, кроме него и комиссии, никто не должен знать. После очередного испытания «пеликаны» ищут в общем рейтинге свои отметки. Баллы каждого тура никак не влияют на дальнейшую «судьбу» конкурсанта, скорее они призваны кого-то подбодрить, а кого-то и заставить мобилизоваться. Кто скрывается под 35 и 19 номерами, мы узнаем только в конце, однако, на сегодня у них самый высокий балл – 39.
К традиционным учредителям конкурса – «Учительской газете», Профсоюзу работников народного образования и науки РФ, Министерству образования и науки РФ, Федерации Интернет Образования – присоединилось Федеральное агентство по образованию.
День первый,
ознакомительный
Межрегиональный клуб «Учитель года» взял на себя всю творческую часть конкурса. Евгений Травин, суперфиналист 2000 года, учитель экономики из Ленинградской области, правит бал. Для каждого федерального округа назначен куратор, который должен сдружить учителей. Как? Подробный инструктаж можно получить у московского психолога Андрея Милехина, суперфиналиста 2001 года.
– Лена, вы у меня ассоциируетесь с мягким солнышком.
– Ой нет, скорее с лягушкой.
Не пугайтесь, это как раз и есть психологическая игра, которой обучил своих коллег Милехин, чтобы те в свою очередь сыграли в нее на тренингах со своими конкурсантами. Учителям игра понравилась, они с детским азартом перекидывали мягкую игрушку коллегам и рассказывали о своих первых ассоциациях. Были на тренингах и другие психологические игры. Но самое интересное в конце. Каждой группе выданы газеты и скотч. Из этих материалов нужно построить арку, которая будет стоять только на полу. В нее должны пройти все участники и сказать: «Добро пожаловать на конкурс!» Арки оказались похожи на хозяев. В северо-западном регионе мужчин мало, поэтому вверху на арке появился бантик. Поволжцы построили невысокую, но очень добротную арку. У южан она отличалась изысканностью. А у Центрального федерального округа арка развалилась, как только ее перестали поддерживать.
После ужина в актовом зале опять клубится народ. Учителя года России обещали показать мастер-классы, чтобы конкурсанты могли знать, на кого равняться. Высший пилотаж демонстрируют литераторы Олег Парамонов из Брянска и Михаил Нянковский из Ярославля, «француженка» Екатерина Филиппова из Рязани и ее землячка Зинаида Климентовская, учительница начальных классов, музыкант Артур Заруба из Подмосковья. И, конечно, действующий победитель – Игорь Карачевцев, историк из Санкт-Петербурга.
Московское время 23.00. Представители дальних регионов спят на ходу, а еще нужно добраться до гостиницы. «И это в первый день, что же дальше будет? – удивляются учителя. – Мы думали отдохнуть с дороги, а уже с ног валимся».
Не успели «пеликаны» положить голову на подушку, как уже звенит будильник. На часах 6.30, самое время вставать и собираться в школу на знакомство с учителями, кабинетом, расписанием. Ведь впереди второй конкурсный тур – «Учитель-предметник», во время которого педагогам предстоит дать урок в незнакомом классе.
Когда подписывался номер газеты, в учебном центре поселка Московский Игорь Карачевцев сажал дерево на аллее победителей – это традиция церемонии открытия, которую проводит Клуб учителей года России.
Продолжение спецрепортажа читайте в следующих номерах «МП»
Комментарии