search
main
0

Изменения в нашем обществе существенно снизили интерес школьников к предметам естественно-научного цикла. Большинство выпускников готовят себя к гуманитарной, юридической или экономической специальности. Физика им не нужна.

Учителя страдают: сокращаются часы на изучение физики. Проверяющие сетуют: забыта практическая направленность обучения.

Действительно, уже сейчас на изучение физики в 7,8,9-х классах основной школы базисный план отводит 2+2+2 часа в неделю. Этого недостаточно, чтобы на первой ступени завершить базисный курс физики. А ведь желательно, чтобы в среднем звене школьники не просто приобрели какие-то знания, но получили представление о физике как науке, определились в выборе профиля дальнейшего обучения.

Во многих школах почти перестали проводить демонстрационные эксперименты, лабораторные работы, физпрактикум и перешли к “меловому” преподаванию. Соответствующее оборудование в физических кабинетах изношено на 80%. Нет денег на приобретение нового.

Не лучше ситуация и в старшей школе. В 10, 11-х классах дается всего 2+2 часа в неделю на физику. Как умудриться за это время выполнить требования обязательного минимума предметного содержания и дать возможность ребятам освоить экспериментальный метод научного познания, овладеть системой физических законов и понятий, научиться воспринимать и перерабатывать учебную информацию?

В “Методическом письме” Министерства образования есть такая странная фраза: “…не может быть признана неудовлетворительной и работа учителя, если в используемой им учебной программе отсутствует тот или иной материал физики, выходящий за пределы “Обязательного минимума…”. Зачем такое уточнение? На случай, если при проверке работы преподавателя некомпетентные составители тестов включат в свои контрольные дополнительные вопросы? Так им рекомендации министерства – не указ.

Кстати, результаты тестирования школьников показывают, что у ребят нет достаточных практических умений в чтении и построении графиков, в учете погрешностей (абсолютной и относительной) при выполнении практических заданий. Нет четкого представления о фундаментальных физических теориях, законах и границах их применения. Слаба математическая подготовка.

Департамент общего и среднего образования рекомендует старые учебники, с которыми преподаватель вынужден работать за неимением средств купить новые книги. К уже названным можно добавить:

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. “Физика” для 10-11 кл.; Н.М.Шахмаев и др. “Физика. 7-11”.

Для изучения курса “Астрономия” рекомендую взять учебники Е.П.Левитана, А.В.Засова и Э.В.Кононовича, В.В.Порфирьева. К сожалению, “Астрономия” как предмет даже не включена в базисный план.

Министерство образования предлагает целый пакет авторских программ, которые позволяют обеспечить различные варианты осуществления и уровневой, и профильной дифференциации. С той же целью в “Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования” для большинства образовательных областей выделено два уровня – А и В. Уровень углубленного изучения курса физики устанавливают сами образовательные учреждения.

Свобода выбора учебных программ и пособий, которую провозглашает Минобразование, – это прекрасно. Но она грозит обернуться анархией. Как нам не хватает полноценных стандартов, которые поставят все на свои места.

Владимир Комиссаров, доцент кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

О преподавании физики в основной школе в 1999-2000 учебном году

Физическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.99 #8/1 подчеркнуты значимость школьного физического образования, недопустимость дальнейшего сокращения числа часов на изучение физики, необходимость усиления прикладной и практической направленности обучения.

По-прежнему актуальным остается вопрос дифференциации обучения физике, позволяющий, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Физика как школьный предмет призвана участвовать в формировании интеллектуального, понятийного аспекта мировоззрения, современной научной картины мира, которая является целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях природы. Она строится на основополагающих понятиях, законах, моделях классических и квантовых теорий.

Содержание физического образования в каждой конкретной школе содержит как инвариантную (базовую), так и вариативную части. Вариативная составляющая физического образования призвана учесть особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная же составляющая очерчивает учебный материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе. Он очерчен во “Временных требованиях к обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике”, утвержденного приказом Минобразования России от 19.05.98 # 1236. (См. “УГ” # 22, 1998 г.)

На основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с Базисным учебным планом разработана примерная программа для 7-9-х классов. В ней указано число учебных часов, которое целесообразно отводить на изучение методов научного познания и материала по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике и квантовой физике. Кроме того, перечислены демонстрационные опыты и лабораторные работы, призванные обеспечить экспериментальную базу учебного процесса. К программе прилагается перечень учебного оборудования, необходимого для проведения всех видов учебного физического эксперимента. Этот перечень призван помочь учителю в комплектовании физического кабинета школы.

Примерная программа не является рабочей учебной программой: в ней нет распределения учебного материала по классам, материал располагается не в той последовательности, в которой его целесообразно изучать учащимся. Она должна служить учителю лишь ориентиром при составлении рабочей программы или выборе одной из уже существующих авторских учебных программ и комплекта учебников физики.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с обязательным минимумом содержания образования встречается со значительными трудностями. В первую очередь они связаны с тем, что система учебников для 7-9-х классов, по которым в течение почти 30 лет велось преподавание физики и с которыми свыклись учителя, не соответствует новой структуре школы. В них не рассматривается целый ряд важнейших, предусмотренных требованием к минимуму содержания вопросов по электродинамике, квантовой физике и методам научного познания. В то же время много внимания уделяется таким вопросам механики, которые ныне перешли в содержание старших классов полной средней школы.

К настоящему времени разработано и выпущено несколько комплектов учебников по физике для основной школы: “Физика. 7-9” А.Е.Гуревича; “Физика. 8-9” Н.К.Гладышевой и И.И.Нурминского; “Физика. Астрономия. 7-9” под ред. А.А.Пинского и В.Г.Разумовского.

Эти комплекты учебников содержат весь материал, предусмотренный требованиями к минимуму содержания физического образования в основной школе. Они рекомендованы Министерством общего и профессионального образования и включены в Федеральный комплект учебников.

Учебники опробованы в практике преподавания, доступны для учащихся основной школы. Учитель может выбрать любой из рекомендуемых комплектов учебников, исходя из учебных планов школы, своих предпочтений и уровня подготовки учащихся своего класса.

В помощь учителю выпущен “Сборник задач по физике для 7-9 классов” В.И.Лукашика и др. Кроме того, комплекты “Физика. 8-9” и “Физика. Астрономия. 7-9” обеспечены учебно-методической литературой.

Для работы по учебникам 8 – 9-х классов авторов Н.К.Гладышевой и И.И.Нурминского в 1999 г. издательством “Просвещение” выпущены “Методика преподавания физики” и “Дидактический материал по физике 8-9” тех же авторов. В первом из этих пособий, кроме анализа целей обучения физике и путей их достижения, даются тематическое планирование и подробные рекомендации по организации деятельности учителя на всех уроках физики в 8 – 9-х классах. Там же даются рекомендации по использованию указанных учебников в 7-9-х классах. Второе пособие содержит систему тематических и итоговых контрольных работ по всему курсу физики основной школы.

В помощь учителю, работающему с учебниками “Физика. Астрономия. 7-9”, издательство “Просвещение” в 1999 г. выпустило пособия “Методика преподавания физики и астрономии” и “Дидактический материал по физике и астрономии. 7-9 классы” группы авторов под ред.И.Г.Кирилловой. В первом из них раскрываются цели обучения физике и методические приемы, используемые при изложении ряда вопросов физики; приведены тематическое планирование и примеры контрольных работ. Во втором пособии представлена система заданий для самостоятельной работы учащихся в классе и дома в соответствии с рекомендуемым планированием.

Известный учебник физики для 7-8-го класса А.В.Перышкина и Н.А. Родиной в настоящее время перерабатывается в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания образования двумя авторскими коллективами: готовятся к изданию учебники для 7-9-х классов С.В.Громова и Н.А. Родиной и учебники для 7-9 классов А.В. Перышкина и Е.М.Гутник.

Если в общеобразовательном учреждении нет новых учебников, то временно в учебном процессе можно использовать традиционные учебники А.В.Перышкина и Н.А.Родиной “Физика. 7-8” и И.К.Кикоина и др. “Физика-9” и за основу необходимо взять обязательный минимум содержания образования, который является ядром образования, определяет объем и содержание учебного материала, предъявляемого школой учащимся.

В естественно-математическом образовании большую значимость приобретают экологические знания учащихся. Изучение экологии должно стать важным фактором, отвечающим долгосрочной цели национальной безопасности и экологической безопасности развития России.

В системе непрерывного экологического воспитания и образования в начальной и основной школе целесообразно сохранить экологию в интегрированных курсах.

В основной школе к действующим учебникам подготовлено пособие “Физика. Человек. Окружающая среда” для 7-9-х классов автора А.П.Рыженкова.

Узловой для учебного процесса является проблема требований к подготовке учащихся, в решении которой находят отражение общественные представления о задачах образования. Требования к обязательной подготовке школьников в рамках инвариантной составляющей – это описание в деятельностной форме необходимого минимума предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся.

В соответствии с общими задачами обучения и развития к уровню подготовки выпускника основной школы предъявлены три группы требований: освоение экспериментального метода научного познания; владение определенной системой физических законов и понятий; умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию. Разные группы требований предполагают разные преимущественные формы проверки уровня их достижения – устного опроса, развернутых письменных ответов на поставленные вопросы, экспериментальных заданий, заданий с выбором ответа. В Приложении приводятся образцы соответствующих заданий для проверки достижения выпускником основной школы необходимого уровня сформированности знаний и умений. Можно убедиться, что эти задания отнюдь не примитивны и за их выполнение ученику можно ставить не только оценку “3”, но и “4” или “5”.

“Требования к уровню подготовки выпускников основной школы” являются составной частью федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Они означают, что ученик не может получить неудовлетворительную оценку, если проверка выявила у него даже очень существенные пробелы в усвоении материала. В равной степени не может быть признана неудовлетворительной и работа учителя, если в используемой им учебной программе отсутствует тот или иной материал физики, выходящий за пределы “Обязательного минимума”. Поэтому при итоговой проверке результатов обучения целесообразно ограничиться заданиями, проверяющими сформированость у учащихся именно тех знаний и умений, которые очерчены “Требованиями к уровню подготовки выпускников”.

М. ЛЕОНТЬЕВА,

руководитель Департамента

общего среднего образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте