search
main
0

Изменения системы образования из-за запросов рынка труда обсудили на конгрессе “Инновационная практика: наука плюс бизнес”

VI Конгресс \”Инновационная практика: наука плюс бизнес\” состоялся в Москве 10 декабря. Организаторами мероприятия выступили компания \”Иннопрактика\” и МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе конгресса приняли участие более 1400 человек, среди них первые лица и ведущие специалисты государственных структур, крупных российских корпораций, фондов развития, инвестиционных компаний, представители вузов, научно-исследовательских институтов и высокотехнологичных российских организаций.

HR-территория была посвящена обсуждению трансформации системы образования в соответствии с запросами рынка труда. В рамках Территории технологического предпринимательства участники сессий обсудили механизмы продуктивного взаимодействия быстрорастущих российских МСП с другими участниками инновационной экосистемы. Территория науки, культуры и спорта собрала представителей этих сфер для обсуждения новых возможностей развития \”умного спорта\” в стране и передачи культурного кода подрастающему поколению. Молодежная территория предоставила школьникам возможность в игровом формате понять, что такое культурный код и как традиции и ценностные ориентиры влияют на коммуникации и принятие решений в процессе сотрудничества.

Пленарное заседание \”Культурный код экономики: все мы родом из детства\” открыла театральная постановка с известным актером Андреем Соколовым. Она заставила задуматься о формах взаимодействия человека и робота в новых технологических реалиях. Затронутая тема отразилась в выступлениях всех участников мероприятия.

В рамках деловой части участники пленарного заседания поделились мнениями о том, как формируются ценности и каким образом влияют на этот процесс семья, школа, вуз, когда закладывается основной пакет ценностей и как они соотносятся с общечеловеческими.

В своем выступлении заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец отметила, что передача ценностной парадигмы из поколения в поколение не подвержена существенным изменениям на протяжении веков. В этом смысле не стоит сильно беспокоиться и относительно детей цифровой эпохи: \”Совместно создавая конструктивный контент, работая с детьми, окружая их родительской любовью и позитивной средой, мы тем самым прививаем им вечные ценности, к чему, собственно, и стремимся\”.

Особую роль учителей в этом процессе подчеркнула министр просвещения РФ Ольга Васильева: \”Именно педагоги в первую очередь должны быть носителями общечеловеческих ценностей и передавать их новым поколениям, а также помогать детям осознать, что в современном мире учиться нужно на протяжении всей жизни и быть готовыми отвечать на постоянно меняющиеся вызовы общества\”.

По мнению помощника Президента РФ, председателя Попечительского совета Российского научного фонда Андрея Фурсенко, школа — это один из ключевых институтов, формирующих личность человека, но представление о ней как о месте, где ученика только заставляют, твердя ему \”ты должен\”, уходит в прошлое. Именно школа дает первый бесценный опыт осознания ответственности за себя и за коллектив.

– Новое цифровое поколение не хуже предыдущего, просто оно другое, — заметил Андрей Фурсенко. — Его представители с трудом воспринимают приказы и императивы, будучи настроенными на партнерские отношения даже с педагогами. Исходя из этого, старшему поколению нужно научиться именно в таком ключе объяснять им все новое, что и будет представлять для них ценность.

В свою очередь, министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что система образования должна соответствовать запросам рынка труда, необходим разумный баланс между фундаментальными знаниями, которые дает вуз, и потребностями работодателей.

– Во всем мире перед системой высшего образования стоят схожие задачи — найти и соблюсти баланс между базовыми знаниями, фундаментальными профессиональными компетенциями и возможностью уже в университетской среде принимать различные практические решения, – отметил министр. – Все это требует умения быстро меняться, адаптироваться, оперативно формировать команды, расширять сферу компетентности, реагируя на внешние изменения среды. Выпускники вузов должны осознавать, что для дальнейшей востребованности и конкурентоспособности в профессии полученного образования им скорее всего будет недостаточно и в течение жизни придется еще учиться и овладевать новыми компетенциями.

Ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что в скором времени изменится само понятие профессии: \”Появятся новые профессии на стыке естественных и гуманитарных наук, и вузы должны оперативно реагировать на эти запросы, адаптируя к ним свои программы обучения\”.

Генеральный директор \”Яндекса\” в России Елена Бунина нарисовала картину \”идеальной школы будущего\”, где искусственный интеллект помогает и детям, и педагогам, но не выступает источником ценностей: \”Совершенно точно он не сможет заменить собой творческое начало человека, физический мир и живое общение, да и в возможности роботов искренне смеяться и по-настоящему сопереживать верится слабо. Человек все равно останется в центре этой картины\”.

Подводя итоги пленарного заседания, модератор дискуссии, первый заместитель гендиректора компании \”Иннопрактика\” Наталья Попова добавила, что уже скоро человек не сможет сравниться с искусственным интеллектом в объеме хранимой информации и скорости ее обработки, но этого и не требуется.

– На первый план выйдут такие конкурентные преимущества, как креативность, умение нестандартно мыслить. И вся образовательная система должна помочь взрастить по-настоящему творческую личность, – убеждена она.

Модератором дискуссионного клуба \”Школьное образование как флагманское направление развития общества\” стал Андрей Фурсенко. По его мнению, именно школа играет ключевую роль в формировании будущей востребованности человека. Он поделился с участниками яркой цитатой: \”Инновационную экономику формируют ребята с одного двора\”. В ней заложена мысль о необходимости развития сообществ, которые в дальнейшем смогут стать драйверами развития страны.

В течение всех мероприятий конгресса работала Территория достижений – выставочная площадка, гости которой смогли протестировать платформу для оценки и развития эмоционально-интеллектуальных ресурсов, диагностический комплекс профориентации \”ОКЕАН\”, систему диагностики параметров внимания \”СИРИН\”. В рамках выставки также были представлены проекты молодых инноваторов — школьников Университетской гимназии МГУ, Воздушно-инженерной школы МГУ и участников проекта \”ЛАНАТ\”. Кроме того, российские производители продемонстрировали инновационное оборудование для школ и университетов с использованием VR- и блокчейн-технологий, а также программно-аппаратный комплекс для выявления имеющейся у детей предрасположенности к занятию определенными видами спорта.

Источник информации и фото:

VI Международный конгресс \”Инновационная практика: наука плюс бизнес\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте