На сайте ФИПИ опубликованы «Официальные комментарии» по направлениям итогового сочинения 2020 года. Эти комментарии принципиально отличаются от всех предыдущих. К чему приводили обезличенные сочинения, в которых проблемы отцов и детей решались на материале «Горя от ума», а вопросы любви – на примерах из «Войны и мира», мы хорошо знаем. Как часто к ним готовили в школе, на курсах в институтах и репетиторы, не секрет. Сборники аргументов для этих сочинений тоже известны. Сам я обо всем этом не раз писал.
Комментарии этого года ориентированы на личность ученика, его собственный жизненный опыт, его понимание жизни и его отношение к поставленной проблеме. Тем более что сами направления в сочинениях этого года осовремененны. Сделан шаг исключительной важности. Из работы чисто учебной это сочинение может превратиться в работу окончательную.
Эти комментарии ориентируют не только на литературные источники, но прежде всего на «собственный опыт осмысления жизни», «собственный жизненный опыт». Они зовут к «самоанализу и осмыслению опыта других людей». Они предлагают подумать «о сильных и слабых сторонах собственной личности», «о ценностях своего внутреннего мира». В этой связи не могу не сказать о том, что и в Интернете, и в печатных источниках часто это сочинение называют сочинением по литературе, каким оно не является.
Но есть обстоятельства, которые не могут не вызвать тревогу. Главное – не изменены критерии оценки этих сочинений. Остался неизменным главный критерий – наличие в сочинении литературных аргументов. И в материалах ФИПИ по-прежнему приводятся списки книг для сочинения и тексты сочинений, построенных на литературных примерах. Наверное, нужно предложить ученикам для выбора все три пути: по личным размышлениям, с литературными аргументами и с использованием этих путей. Но самое трудное в другом – можем ли мы гарантировать, что предоставленной ученику свободой он действительно сможет воспользоваться.
Лев Айзерман, заслуженный учитель России
Комментарии