«Фундаментальные понятия» – интернет-проект «Учительской газеты», который мы осуществляем в партнерстве с лучшими педагогами страны, лауреатами и победителями Всероссийского конкурса «Учитель года». Его полная версия размещается на нашем сайте в открытом доступе. Дайджест материалов «Фундаментальных понятий» «УГ» представляет на своих страницах последний вторник каждого месяца. Тема мартовского выпуска – «Изменение и развитие». Читайте материалы интернет-проекта «УГ» «Фундаментальные понятия» на www.ug.ru
Немецкий язык
Судьба слова
Язык – это механизм, в котором удивительно четко сбалансировано соотношение нужного и ненужного. Наряду с отмиранием устаревшего словаря в нем постоянно происходит обновление лексики за счет словообразования, изменения значений слов, а также заимствования все новых и новых слов. Учителю любого иностранного языка необходимо быть в курсе изменения словаря, особенно молодежного. В своем тексте я объясню механизм заимствования некоторых слов и прослежу их судьбу на примерах из немецкой молодежной периодики. Именно там представлен современный язык, который используется немецкой молодежью. С ним должны быть знакомы наши ученики для успешной коммуникации. Конечно, этим аппаратом должен владеть и современный учитель немецкого языка. Итак, давайте вместе задумаемся над вопросами: как приживаются иноязычные англицизмы в современном немецком языке? Каковы причины этих заимствований? Оправданны ли они? И как можно использовать англицизмы на уроках немецкого языка?
Денис РОЧЕВ, учитель немецкого языка гатчинской гимназии «Апекс», победитель конкурса «Учитель года Ленинградской области-2006», победитель ПНПО-2009
Химия
Ключ к изменению мира
Наследственность – один из сложнейших природных механизмов, который на молекулярном уровне обслуживается молекулами ДНК, сегодня не только понятен человеку, но и позволяет эффективно вмешиваться в природу. Вот только мы до конца не знаем, хорошо это или плохо. Но пока одни задумываются о нравственном выборе, другие вовсю используют достижения генной инженерии в практических целях.
Впрочем, генетика интересна не только как ключ к изменению мира. Сама история этой науки, фактически сформировавшейся на протяжении одного столетия (XX века), представляет собой удивительный пример развития научной мысли, вобравший в себя и ярчайшее достижение человеческого ума (им можно считать открытие в 1951 году механизма действия ДНК), и самое парадоксальное решение в истории науки. Дело в том, что именно ученые-генетики в 1975 году приняли решение, фактически запрещавшее дальнейшие работы в этой области. Человек сам себе запретил развиваться! Можно ли представить что-то более удивительное?
Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии школы № 1259, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», Москва
Литература
Начнем с Паддингтона
Наблюдения показывают, что опытный педагог, за плечами которого не один десяток лет работы, не всегда может похвастать тем, что его любят ученики. В любой школе встречаются учителя, которые неплохо разбираются в своем предмете, готовятся к урокам и читают методическую литературу, но несмотря на это не вызывают теплых чувств ни у коллег, ни у учеников. В чем же тут дело?
Оказывается, есть еще одна очень важная составляющая педагогической деятельности – способность учителя устанавливать добрые отношения со своими подопечными и коллегами, умение держаться достойно в самых неожиданных ситуациях.
Бесспорно, что далеко не каждый может стать балериной или музыкантом, в то время как профессия учителя считается вполне земной, доступной если не всем, то многим. Она действительно доступна в том смысле, что не требует безупречной фигуры или абсолютного музыкального слуха, но в ее основе лежит общение с людьми, что не всегда принимается во внимание как теми, кто собирается сеять разумное, доброе, вечное, так и теми, кто учит этому.
С чего начнем наш разговор? С замечательного героя Майкла Бонда Медвежонка Паддингтона, которого все хотели чему-то научить, заняться его развитием.
Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы московской школы №143, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006»
Закон Мюллера – Геккеля
Мой урок разработан для учеников 10-х классов, изучающих курс «Общая биология». Он состоит из четырех этапов. На первом этапе учащиеся знакомятся с основными законами диалектики, рассматривают сущность понятия «развитие», характеризуют развитие историческое и индивидуальное. Здесь описывается работа в группах.
На втором этапе рассматривается биогенетический закон Мюллера – Геккеля с точки зрения 3-го закона диалектики – закона отрицания отрицания, устанавливаются общие закономерности развития зародышей, прослеживаются черты предыдущих форм в новых тканях и органах. В фокусе третьего этапа – молекула ДНК. А на четвертом, заключительном, этапе урока ученики отвечают на вопросы, работают с понятиями «изменение» и «развитие» и вместе с учителем делают выводы.
Елена КЛИМЕНКО, учитель биологии гимназии №24, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Калуга
Живые объекты
Главные свойства живого – обмен веществ, способность к воспроизводству, материальную основу которого составляют молекулы нуклеиновых кислот, и среди прочих признаков – способность к росту и развитию.
Большинство учеников, интуитивно ощущая разницу между последними двумя понятиями, не могут словесно ее обозначить. Действительно, и в том и в другом случае речь идет об изменениях, происходящих с организмом. Поэтому важно провести границу между ростом, представляющим скорее количественные изменения, и развитием, предполагающим изменения качественные.
Сергей ЦИКЛОВ, учитель биологии школы №7, учитель года Владимирской области-2002, Кольчугино,
Владимирская область
Биология
Мальчик или девочка?
Любой организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития получил название онтогенеза. Причем развитие организма определяется как внутренними, так и внешними причинами. От чего же зависит пол будущего организма? Есть три варианта развития событий. Попробуем разобраться, насколько многогранен ответ природы на, казалось бы, простой вопрос: мальчик или девочка?
Наталия ЧЕРНОВА, учитель биологии школы №3 поселка городского типа Жешарт Республики Коми, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009»
Экономика
«Голландская болезнь» российской экономики
Часто страны, обладающие большими запасами ресурсов, делают выбор в пользу «стремления жить сегодняшним днем», забывая о том, что такая стратегия поведения может привести к негативным последствиям в будущем. Один из примеров подобного явления получил название «голландская болезнь». В последнее десятилетие применительно к данному термину очень часто упоминается Россия. Почему же нам приписывают «чужие» болезни? И что такое «голландская болезнь»?
Евгений СМЫШЛЯЕВ, учитель экономики школы №9, учитель года Подмосковья-2006, Лобня, Московская область
Эффективно и малозатратно. Как это сделать?
Способность быстрого приспособления к изменчивым внешним условиям и способность самостоятельно осуществлять некоторые изменения не только желательные, но и необходимые факторы для успешной реализации экономических процессов. При внедрении некоторых изменений процесс производства вполне может стать более эффективным и малозатратным. Как продемонстрировать это ученикам? Я предлагаю нестандартное занятие по экономике на тему «Факторы, влияющие на производительность труда».
Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии №1 города Кемерова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009»
Взгляд
Остановиться, чтобы пойти дальше
По нашей стране шагает Год учителя! Направление движения указал нам Президент России в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Дорогу осилит идущий», – гласит древняя мудрость, и мы идем вперед. Но уже хочется сделать остановку в пути, посидеть у дороги и подумать о проблемах и противоречиях современной российской школы, духовном воспитании школьников, роли учителя в нашем обществе.
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории и обществознания, заслуженный учитель России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003», директор гимназии № 166 Санкт-Петербурга
Комментарии