search
main
0

Из свободных – в подданные Правовое образование в курсе истории средних веков

Окончание. Начало в N 3

Примерный план урока “Салическая правда”:
1. Коллективное чтение и анализ текста “Салической правды” по предложенным вопросам.
2. Игра-реконструкция “Суд по “Салической правде”.
Вопросы и задания по “Салической правде”:
1. Как вы считаете, господство каких порядков в большей степени отражает “Салическая правда” – общинных, рабовладельческих или феодальных? Почему?
2. Попробуйте по “Салической правде” восстановить основные виды хозяйственной деятельности франков; как выглядели дом, одежда, утварь рядового франка.
3. Чем определяется положение человека во франкском обществе – его происхождением, богатством, близостью к королю или половозрастными признаками?
4. Найдите в “Салической правде” доказательства возвышения королевской власти.
5. Каковы взаимоотношения франков и римского населения?
6. Была ли у франков частная собственность на землю?
7. Покажите роль общины у франков.
8. Что сближает литов с рабами, а что – со свободными франками?
9. Какое неравенство – имущественное или правовое – являлось определяющим во франкском обществе?
10. Что в “Салической правде” вам кажется справедливым, а что – несправедливым?
11. Как происходит суд по “Салической правде”?
При изучении “Салической правды” возможно проведение игры-реконструкции “Суд по “Салической правде”.
Ход игры “Суд по “Салической правде”
1. Класс делится на три группы: “рахинбурги” (2-3 человека) и две примерно равных “франкских общины”. Для проведения после игры рефлексии можно выбрать “писца”, который осветит ход судебного процесса в письме к королю.
2. Каждая “община” составляет свой вариант “судебного иска” к соседней “общине” и, по жребию, каждая группа сначала является “истцом”, затем – “ответчиком”.
(Один из вариантов сценария дан в “Книге для чтения по истории средних веков. Пособие для учащихся 7-го класса средней школы./Сост. Н.И.Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 1991. С. 20-22”).
3. Рахинбурги опрашивают “свидетелей” и выносят свой приговор согласно “Салической правде”.
4. Писец зачитывает свое письмо о судебном заседании.
5. Учитель оценивает степень достоверности представленных вариантов судебных заседаний, указывает на ошибочную модернизацию жизни франков (если таковая была в ходе игры).
Данная игра позволяет реконструировать не только ход судебного заседания, но и быт, нравы франков. В ходе суда ясной становится социальная и имущественная дифференциация франкского общества, наглядно видна сложившаяся система государственных и судебных учреждений Франкского государства.
Аспекты правового образования темы: конкретное знакомство с памятником обычного права. Государственные и судебные органы варварского королевства. “Персональность права” – различие наказаний в зависимости от социального положения потерпевшего и ответчика. Понятие “обвинительный процесс”.

Тема “Распространение христианства в Европе. Церковь и духовенство”

Здесь важно понимание прав человека в христианстве. Полезно провести сравнение “Десяти заповедей Моисея” и “Нагорной проповеди Христа”. В ходе чтения источников анализируется, к соблюдению каких прав человека должно привести строгое следование заповедям Моисея и Нагорной проповеди, проводится различие между понятиями “мораль” и “закон”.
Важным является понимание того, что основой формирующейся, пока еще политически раздробленной, европейской цивилизации являлось христианство.
Многообразный материал, собранный в учебнике Гуревича, может стать основой для спецкурса о христианстве в X-XI классах. Однако для семиклассников необходима адаптация и сокращение данного материала.
Примерный план урока.
1. Моральные ценности христианства (“Десять заповедей Моисея”, “Нагорная проповедь Христа”).
2. Формирование основных догматов христианства (Бойцов, с.31-36).
3. Место церкви в средневековом обществе (Гуревич, главы 4.3, 4.4).
4. Роль церкви в жизни простых верующих (Гуревич, главы 4.6, 4.7, 4.9, 6.3).
Аспекты правового образования темы: понятие “мораль”. Подробное освещение данной темы позволяет восстановить систему ценностей средневекового общества, основой которой являлось христианство. Права человека в Библии и реальность соблюдения их в средневековом обществе. Нарушение церковью прав человека.

Тема “Средневековый город”

Цель урока: показать складывание корпоративных свобод, дать определение “привилегия” на основе анализа нового вида законодательного источника – хартии Бомона.

Эта тема является важной для понимания того, как зарождается борьба за корпоративные права в средневековом обществе несвободы. Характерно название раздела из учебника Гуревича – “От подданного к гражданину”.
Цеховые уставы и хартии средневековых городов являются ярким свидетельством зарождающейся борьбы за корпоративные права. Как пример вольностей, завоеванных горожанами в ходе борьбы с сеньорами, можно использовать хартию Бомона в Аргонне. Она является образцом привилегий, защищающих права горожан.
Вопросы к документу:
1. Какие права горожан зафиксированы в хартии?
2. Чем права горожан отличаются от прав крестьян? Почему эти права называются привилегиями?
3. Как были завоеваны права горожан?
4. Какие выборные должности могли занимать горожане?
5. Как известия о правах горожан могли восприниматься крестьянами окружающей местности? К каким действиям это подталкивало крестьян?
Аспекты правового образования темы: знакомство с новыми законодательными источниками – уставами и хартиями городов. Понятие “корпоративные права и свободы”. Их отличие от индивидуальных прав. Значение коммунального движения для появления идей борьбы за права и свободы человека.

Тема “Европейское общество
в X-XIII вв.”

Здесь рассматривается положение различных сословий средневекового общества, традиции, консервировавшие сложившиеся порядки.
После изучения темы возможно проведение игры “Встреча представителей сословий”. Цель ее – показать положение различных категорий населения средневекового общества и взаимосвязь между ними.
Ход игры
1. Учащиеся делятся на несколько групп (это деление не совпадает с традиционным трехсословным, но позволяет увидеть различия между крестьянами и горожанами): а) король; б) рыцари; в) духовенство; г) крестьяне; д) горожане.
2. Роль короля совпадает с ролью судьи. Для введения обобщенного образа средневекового королевства можно назвать короля Артуром – именем идеального короля идеального вневременного и внепространственного королевства рыцарских романов. Король оценивает выступление команд и в конце должен решить, какое сословие самое важное и больше делает для процветания королевства.
3. Каждая команда заранее готовит рассказ-представление (5-7 минут) о жизни своего сословия и его роли в жизни общества. Готовится герб и девиз команды, подбирается литературное произведение, повествующее о жизни сословия.
4. Команды выступают в следующем порядке: 1) рыцари; 2) духовенство; 3) крестьяне; 4) горожане.
5. После выступления первой команды (рыцарей) другие задают им вопросы-претензии. Например, духовенство: “Почему рыцари ведут бесконечные войны и забывают о Божьем мире? Знаете ли вы, что это такое?” Затем вопросы рыцарям задают крестьяне и горожане.
6. Конкурс литературных произведений. Например, рыцари рассказывают о поэзии труверов и трубадуров и зачитывают выразительные строки из сирвенты Бертрана де Борна. Духовенство рассказывает о Библии, показывает иллюстрации с изображением средневековых соборов.
Крестьянство рассказывает о поэме “Крестьянин Гельмбрехт” Вернера Садовника.
Горожане – о романе о Лисе.
7. Выступление короля завершает игру. С одной стороны, он должен отметить наиболее хорошо подготовившиеся команды и распределить места (оценки отличившимся выставляет учитель). Однако общий вывод заключается в невозможности определения важности одного сословия. С точки зрения средневекового человека, сословия “воюющих”, “молящихся”, “работающих” составляли один организм, все части которого взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Аспекты правового образования темы: понятия “сословие”, “привилегии”. Права отдельных сословий. Роль городов в изменении положения сословий и отношений между ними. Чем наследственные права отличаются от индивидуальных?

Тема “Великая хартия вольностей и формирование сословно-представительной монархии”

Великая хартия вольностей – это документ, впервые в истории ограничивающий власть короля не обычаем, религиозными или моральными нормами, а законом. Впервые в средние века некоторые категории населения получили определенные гарантии от произвола властей и некоторые основы гражданской свободы. Комитет 25 баронов, орган, не демократически выбранный, тем не менее может рассматриваться как зародыш будущего парламента, ограничивающий власть короля. 39-я статья хартии явилась знаменем борьбы за права человека в Англии.
Даже учитывая вынужденный характер уступок, содержащихся в этом документе, его сословную направленность, нельзя не признать высокую ценность провозглашенных в этом документе принципов: соответствие действий должностных лиц закону, соразмерность деяния и наказания, признание виновным по суду, сохранность основного имущества, свободу покидать страну и возвращаться в нее и, наконец, право восстания с “общиной всей земли” в случае нарушения вольностей и свобод.
Изучение Великой хартии вольностей может происходить в ходе анализа самого документа.
Вопросы по Великой хартии вольностей:
1. Как вы думаете, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своей конституции?
2. Какие права и каким слоям населения гарантировала Великая хартия вольностей?
3. Как формировались и какие функции имели общий совет королевства и совет 25 баронов? У какого органа больше сходства с возникшим позже парламентом?
4. В чем и как ограничивала Великая хартия вольностей королевскую власть?
5. Какие категории населения больше выиграли от принятия Великой хартии вольностей?
6. Прочитайте статью 39. Как вы думаете, кто подразумевается здесь под “свободным человеком”, какие права ему гарантированы?
7. Как вы думаете, что является более важным для прогресса идеи свободы личности – гарантии прав для привилегированного меньшинства общества или равенство в одинаковом бесправии перед властью всех слоев общества?
8. Какой суд гарантировался в Великой хартии вольностей?
9. Существовало ли равенство всех слоев населения перед законом и в судопроизводстве?
10. Какое значение имела Великая хартия вольностей для прогресса идеи свобод и прав человека?
По данной теме возможна ролевая игра “Принятие Великой хартии вольностей”. Цель игры: показать противоречия между отдельными категориями английского общества и доказать, что Великая хартия вольностей является реальным компромиссом между интересами этих категорий.
Ход игры:
1. Ученики знакомятся с материалом учебника, рассказывающим об Англии XII-XIII вв. Однако учащиеся еще не знакомы с самим текстом Великой хартии вольностей.
2. Играющие делятся на следующие группы: а) король; б) бароны; в) церковь; г) рыцари; д) горожане и торгово-ремесленные слои общества; е) крестьяне.
3. Каждой группе раздаются карточки, в которых кратко изложены исторические условия, определяющие недовольство той или иной группы:
Бароны. Реформы Генриха II, отца Иоанна, существенно ограничили права баронов: вместо военной службы они должны были платить щитовые деньги, введение королевского суда ограничило судебную власть баронов. Политика Иоанна была направлена на дальнейшее сужение прав баронов. Он отбирал земли у неугодных баронов, изгонял их из страны и даже казнил. Иоанн произвольно увеличивал традиционные размеры денежных сборов при передаче наследства.
Рыцари в это время делились на вассалов короля и вассалов баронов. В имущественном положении рыцари уступали баронам. Рыцари страдали от незаконных поборов короля, захватов земель и особенно от замены военной службы щитовыми деньгами.
Церковь. Со времен Генриха II английские короли пытались ограничить власть римского папы в своих владениях, препятствуя назначению церковных лиц и ограничивая традиционные права церкви.
Горожане страдали от возросших налогов, от ограничений старинных вольностей городов, от запруд на реках, препятствующих свободному передвижению торговых судов, от различия мер и весов, от злоупотреблений королевских чиновников и несовершенства судебной системы.
Крестьяне делились на свободных и феодально зависимых (вилланов). Крестьяне обязаны были платить оброк, страдали от обязательной трудовой повинности, от произвола королевских чиновников, от штрафов, часто превышающих размеры их имущества, от несовершенства судебной системы.
4. В течение 15 минут каждая группа вырабатывает свои требования.
5. Представители каждой группы собираются на общий совет и вырабатывают общие требования.
Представители господствующего сословия имеют права “вето” на требования, их не устраивающие.
6. Выработанный текст сопоставляется с текстом Великой хартии вольностей.
Аспекты правового образования темы: данная игра позволяет познакомиться как с самим документом, так и наглядно увидеть противоречия внутри английского общества XIII века. Понятие “равное и справедливое судопроизводство”, право неприкосновенности личности, право неприкосновенности частной собственности. Значение Великой хартии вольностей для дальнейшего прогресса идей борьбы за права человека.

Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте