Школьный возраст – период ответственный. В это время формируется личность. Также закладываются базовые принципы здорового образа жизни – трудолюбие, усидчивость, опрятность, навыки самообслуживания, адаптации к новой среде и др. Но главное – приходит понимание необходимости ведения ЗОЖ. Конечно же, помогают ребенку в этом и педагоги, и родители.
Культура здоровья – понятие комплексное, которое включает в себя теоретические знания и грамотное применение их на практике. На культуру здоровья влияют социальные, физиологические и педагогические факторы. К последним можно отнести организацию здоровьесберегающей деятельности в школе. Педагогу самому важно владеть понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни». А также знать те факторы внутришкольной среды, которые оказывают негативное влияние на формирование ЗОЖ. К таким относятся повышенная нагрузка, недостаточный уровень знаний о собственном здоровье и возможностей его сохранения, физическая гиподинамия и др. Также фактором риска признается неумеренное использование ИКТ, которое влечет за собой увеличение зрительной нагрузки, малоподвижность, формирование зависимости и т. д.
По данным многочисленных медицинских исследований, по всем группам болезней рост заболеваемости наблюдается в возрасте 15-17 лет. То есть школьник становится нездоров аккурат к окончанию школы. Поэтому важно активизировать совместные усилия педагогов и врачей, направленные на профилактическую работу.
Как поясняют специалисты Городского центра медицинской профилактики, на формирование здоровья влияют такие факторы, как наследственность, среда обитания, качество медицинской помощи и профилактики, образ жизни. Причем доля последнего показателя – пятьдесят процентов из ста. По данным исследования центра, именно с образом жизни все складывается не так гладко, как хотелось бы.
Например, если говорить об источниках информации о ЗОЖ и доверии к ним, то опрос показал, что знания относительно здоровья дети получают в основном в Интернете. Около половины из них слышат о ЗОЖ из уст педагогов и медиков, однако доверяют информации, соответственно, 30 и 40%.
Более 57% детей не ведут здоровый образ жизни. В чем это выражается? По данным Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И.Мечникова, все школьники испытывают дефицит сна, и чем старше ребенок, тем больше он недосыпает. Младшие школьники (25% мальчиков и 15% девочек) ежедневно занимаются на компьютере. Растет количество дополнительных образовательных нагрузок. Если в 1-2‑х классах она составляет около 40%, то к 3-4‑м классам достигает 70%. У младшеклассников наблюдается дефицит двигательной активности: только 4% из них делают утреннюю зарядку, а гуляют менее 2 часов в день почти 60% детей.
У старших школьников показатели и того хуже. К примеру, гипокинезия (состояние недостаточной двигательной активности организма) к 7‑му классу составляет 88%. Пробовали курить к 6‑му классу 43% детей, а употребляют пиво и вино раз в месяц в 5‑м классе 12%, а в 7‑м классе – 35% школьников.
Большинство детей питаются неправильно. Если в первом классе на школьный завтрак ходят 90% детей, то старшеклассников – лишь 18%; обедают в школе 78% младшеклассников, а старшеклассников – 9%. То есть подростки предпочитают большую часть дня обходиться без горячего питания. Ничего хорошего в этом нет. Как утверждают медики, рациональное питание – это не только фактор развития и роста, оно оказывает влияние на уровень интеллекта. Так что здоровые привычки питания должны формироваться с детства, и главная роль здесь отводится семье.
В то же время в вопросах формирования здорового образа жизни дети считаются самой перспективной возрастной категорией, потому что именно в начале жизни у ребенка формируются фундаментальные жизненные стереотипы. Естественно, что в учебную деятельность можно и нужно включать правила ведения здорового образа жизни. Безусловно, и родителям, и педагогам, и врачам необходимо помнить, что самый важный фактор для положительной мотивации, в том числе относительно ЗОЖ, – это личный пример взрослых.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии