search
main
0

Из рода медведя. Этнокультура помогает понять друг друга

Простая логика подсказывает, что в округе со столь колоритным названием обучение и воспитание детей представителей малых народов и национальностей должно быть организовано достаточно серьезно. Насколько верно это утверждение, мы попросили ответить главного специалиста отдела общего образования, куратора направления «Этнообразование» Татьяну ЛЫТКИНУ.

Работа выстроена следующим образом. Начиная с самого раннего возраста в детских садах проводятся занятия по обучению языку и национальные игры. В поселках, где проживает довольно много ханты и манси, у нас качественно налажена преемственность дошкольного и школьного образования, где элементы этнокультуры ребятам передают на протяжении многих лет обучения. Чтобы сохранить национальный язык, необходимо приложить много усилий. Не секрет, что сейчас большинство коренных народов утрачивают связь с предками, новое поколение перестает разговаривать на родном языке, забывает культуру. Причина, к сожалению, тоже понятна – люди не заинтересованы учить язык ради языка, поскольку на нем почти никто не разговаривает. В школах куда более востребованы иностранные языки, информатика, предметы, по которым сдают ЕГЭ. Тем не менее наши усилия не потрачены понапрасну – интерес к своей культуре растет.

Работу по сохранению национальной культуры мы вели и продолжаем вести. Стали активно проводить фестивали, конкурсы, школы мастеров, ориентированные прежде всего на взрослых жителей. Расчет был прост – нужно сначала заинтересовать родителей, показать им, что их культура имеет большую ценность, что необходимо сохранить народные традиции и передать их по наследству. А для этого очень важно научить детей всему тому, что умеют их отцы и деды, прежде всего языку. Но заставить изучать человека родной язык, если он сам этого не хочет, дело безнадежное. Поэтому обучение это мы организовали не так, как обычно проходят занятия по другим языкам, а в рамках ознакомления с народными промыслами – через рыбалку, охоту, декоративно-прикладное творчество. Ведь эти виды деятельности трудно себе представить без использования исконных терминов, оборотов, названий.

Региональная программа «Дети Югры», подпрограмма «Дети коренных малочисленных народов Севера» были призваны сначала привлечь внимание к культуре народов, разбудить интерес к традиционным промыслам и затем уже начать изучать все это начиная с дошкольного возраста. В районах округа открыто несколько этноцентров. Там регулярно проходят праздничные мероприятия, проводится очень большая работа по изучению культуры народов Севера. Причем это организовано везде по-своему – в одном этноцентре упор сделан на рыболовство, которым здесь занимаются испокон веков, в другом – на народные ремесла, вышивание и т.д.

Эта работа мне по сердцу, ведь у меня самой дед по линии мамы был хант, да и в роду немало представителей этого народа. Правда, в свое время нас никто не обучал языку, иначе бы не пришлось сейчас исправлять эту ситуацию специальными мерами. Что греха таить, раньше люди даже стыдились своей национальности, старались не упоминать, что они принадлежат к малочисленным народам, поскольку боялись, что над ними будут смеяться. Но сейчас благодаря принятым мерам самосознание представителей ханты, манси, ненцев заметно изменилось, люди начали с большим уважением относиться как к своей, так и чужой культуре. Появился интерес, дети стали гордиться своей принадлежностью к тому или иному народу.

Есть и курьезные примеры. В частности, один мой знакомый мальчик, начав изучать хантыйский язык на занятиях, обучил ему и своих товарищей, с которыми играл во дворе. Для чего? Для того чтобы они могли свободно делиться друг с другом чисто мальчишескими секретами, не боясь быть подслушанными.

У нас создано несколько учебников и букварей для детей, не владеющих национальным языком. Существует грантовая поддержка для школьников, которые изучают родные языки, участвуют в экспедициях, занимаются краеведением и т. д. Регулярно проходят национальные олимпиады по родным языкам.

К сожалению, в связи со сложной экономической обстановкой финансирование ряда проектов снижено, поэтому количество мероприятий по нашему профилю уменьшилось. Тем не менее на следующий год у нас выделены средства на разработку учебно-методических и дидактических материалов по изучению национальных языков.

Традиционная культура ханты, манси и ненцев – языческая. Однако почти все коренные народы Югры – православные. При этом они умудрились сохранить и собственные верования. И у них в порядке вещей совмещать одно с другим без каких-либо конфликтов. Человек может вполне искренне верить в Бога и при этом просить помощи у духа огня, ходить в церковь и приносить жертву местным божкам, изучать Библию и с гордостью говорить, что его род произошел от чайки или медведя. Поэтому у нас нет проблем с изучением религиозной культуры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте