search
main
0

Из первых рук: проекты

Вносится Правительством
Российской Федерации

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, Федеральный закон “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Семейный кодекс Российской Федерации

Статья 1. Внести в Федеральный закон от
21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст.788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
“учреждения – образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, содержатся, воспитываются и (или) обучаются, находятся на полном государственном обеспечении”;
в абзаце восьмом слова: “обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения в очных образовательных учреждениях” заменить словами: “лица, обучающиеся по очной форме в государственных или муниципальных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания ими обучения в указанных образовательных учреждениях”;
в абзаце десятом слова: “очного профессионального образования” заменить словами: “профессионального образования по очной форме”.

2. Статью 2 после слов: “детей, оставшихся без попечения родителей,” дополнить соответственно словами: “независимо от форм их устройства”.

3. В статье 5:
абзац второй изложить в следующей редакции:
“Размер и порядок выплаты ежемесячных денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации”;
дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
“За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируется предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплата жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в домах независимо от форм собственности, занимаемого по договору социального найма или на праве собственности до окончания ими обучения в образовательных учреждениях по очной форме, аренда жилых помещений в домах независимо от форм собственности до предоставления им жилой площади в установленном порядке.
Указанные расходы, за исключением расходов по предоставлению жилых помещений, учитываются при определении дотации субъектам Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности”;

4. В статье 6:
в пункте 1 слова: “дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,” заменить словами “дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
“Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на прием вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования”.
пункт 4 после слов “при выпуске из этих образовательных учреждений” дополнить словами “и продолжении образования в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме”;
в пунктах 5, 6 и 7 слова “из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,” заменить словами “дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
в пункте 8:
слова “из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,” заменить словами “дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
слова “профессионального образования” дополнить словом “однократно”;
слова “не менее 500 рублей” заменить словами “не менее 1500 рублей”;
в пункте 9 слова: “из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,” заменить словами “детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

5. В статье 8:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
“1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют за собой право пользования жилым помещением, занимаемым по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, на условиях и в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Руководители учреждений, опекун (попечитель) или приемные родители не позднее, чем за два года до окончания их пребывания (обучения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении (в том числе исполняющем наказание в виде лишения свободы), у опекуна (попечителя) или приемных родителей, обязаны направить в орган опеки и попечительства по месту выявления и последнего проживания детей до устройства (поступления) их в учреждение, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а также в орган опеки и попечительства, на территории которого, по имеющейся информации, у этих детей имеются жилые помещения, запрос о наличии у них жилых помещений и возможности возвращения детей в ранее занимаемое ими жилое помещение.
Подготовка заключения о возможности или невозможности возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемое ими жилое помещение осуществляется в сроки и порядке, определяемые Правительством Российской Федерации.
Не допускается возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемое ими жилое помещение в случаях:
1) вселения иных лиц в жилое помещение, ранее занимаемое детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за время их пребывания (обучения) в учреждении;
2) проживания в жилом помещении:
лиц, лишенных родительских прав;
лиц, отстраненных в установленном законом порядке от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, не являющихся членами указанных детей;
лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;
лиц, больных психическими заболеваниями, при которых они признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, страдающих туберкулезом и иными тяжелыми формами хронических заболеваний, проживание с которыми невозможно по медицинским и санитарным показаниям;
3) несоответствия общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, установленной норме жилой площади, в том числе в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) сноса, угрозы разрушения, нахождения в аварийном состоянии или реконструкции дома, в котором находилось сохраняемое жилое помещение, или несоответствия жилого помещения санитарным и техническим требованиям;
5) утраты ранее занимаемого ими жилого помещения вследствие его купли-продажи, обмена или других сделок с ним;
6) наличия иных заслуживающих внимания обстоятельств, препятствующих созданию нормальных жилищных условий или социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае невозможности возвращения в ранее занимаемое ими жилое помещение, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи”;
пункт 2 считать пунктом 6;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
“2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим жилого помещения, по их выбору предоставляется жилое помещение либо по месту выявления и первичного устройства детей в семью или на воспитание в соответствующие учреждения, либо по месту регистрации рождения. Если место рождения указанных детей находится за пределами территории Российской Федерации, жилое помещение предоставляется им по месту последнего проживания на территории районов и городов субъектов Российской Федерации.
Жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения, либо в случае невозможности возвращения в ранее занимаемое ими жилое помещение, предоставляется во внеочередном порядке, однократно, без ограничения по возрасту, в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации”;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
“3. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого согласно пункту 2 настоящей статьи им должна быть предоставлена жилая площадь.
Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и контроль за своевременным предоставлением им жилого помещения осуществляются в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации”;
дополнить новыми пунктами 4 и 5 следующего содержания:
“4. На период до обеспечения жилым помещением в государственном или муниципальном жилищном фонде орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно пункту 2 настоящей статьи должна быть предоставлена жилая площадь, организует размещение их в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а при невозможности размещения в этих учреждениях, в арендуемых им жилых помещениях в домах независимо от форм собственности. Арендуемое жилое помещение должно быть размером не менее установленной социальной нормы жилой площади, изолированным, меблированным, благоустроенным и отвечающим санитарно-техническим нормам.
При отсутствии необходимого жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения, площадью не ниже установленных норм, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме, проживающие в жилых помещениях в домах государственного и муниципального жилищного фонда, занимаемых ими по договору социального найма или на праве собственности, освобождаются от оплаты за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в указанных домах до окончания ими образовательного учреждения”;
пункты 4, 5, 6 и 7 считать соответственно пунктами 7, 8, 9 и 10.

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348; 2001,
N 53 (п.1), ст. 5025) следующие изменения:

в абзаце третьем пункта 17 статьи 4 слова: “не менее 500 рублей” заменить словами “не менее 1500 рублей”.

Статья 3. Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N32, ст. 3301; 1996, N9 ст. 773; N34, ст. 4026; 1999, N28, ст. 3471; 2001, N17, ст. 1644; N21, ст. 2063; 2002, N12, ст. 1093) следующие изменения и дополнения:

в пункте 2 статьи 37:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания:
“Предварительное разрешение дает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного”;
дополнить новым абзацем следующего содержания:
“До выдачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом подопечного, находящегося за пределами его места жительства, орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного вправе запросить сведения от органа опеки и попечительства по месту нахождения имущества подопечного о состоянии его имущества.”;
абзац второй считать абзацем третьим.

Статья 4. Внести в Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 883; 1985, N4, ст.117; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N5, ст. 346; N35, ст.3503; 1998, N 13, ст. 1467; 2001, N17, ст.1647) следующие изменения:

в пункте 2 статьи 37 слова: “если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали”; ” заменить словами: “при отсутствии у них жилого помещения и невозможности их возвращения в ранее занимаемое ими жилое помещение”.

Статья 5. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N46, ст. 5243; 1998, N26, ст.3014; 2000, N2, ст.153) следующие изменения:

абзац второй пункта 5 статьи 150 изложить в следующей редакции:
“На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере и порядке, установленными субъектом Российской Федерации в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утвержденными Правительством Российской Федерации”.

Статья 6. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования, абзац пятый пункта 3 статьи 1, абзац восьмой пункта 4 статьи 1, абзац девятнадцатый пункта 5 статьи 1 вступают в силу с 01 января 2004 года.
Лица, не обеспеченные жилой площадью на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилой площадью в порядке, установленном абзацем двадцать вторым пунктом 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль

“__” ________2002 г.
N _____ __________

Пояснительная записка

к проекту федерального закона “о внесении изменений и дополнений в федеральный закон “о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, федеральный закон “о порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в российской федерации”, гражданский кодекс российской федерации, жилищный кодекс рсфср, семейный кодекс российской федерации”

Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, Федеральный закон “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Семейный кодекс Российской Федерации” разработан Министерством образования Российской Федерации в соответствии с п.55 Плана подготовки проектов федеральных законов на 2001 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1875-р.
Законопроект направлялся на согласование с субъектами Российской Федерации (20.07.2001 года N 885/28-13) и был доработан с учетом их замечаний и предложений.
Сохранив общий принцип возрастного ограничения при предоставлении льгот и гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, периодом от 18 до 23 лет, законопроект предусматривает два исключения из этого правила. В случаях, когда в возрасте до 23 лет лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не завершили профессионального образования по очной форме или не были обеспечены жилой площадью, действие закона в части предоставления им полного государственного обеспечения в период обучения и обеспечения жилой площадью распространяется на лиц указанной категории старше 23 лет, вплоть до завершения ими образования в данном образовательном учреждении или получения жилой площади по установленным социальным нормам.
Согласно изменениям и дополнениям предусмотренные ранее Федеральным законом льготы и дополнительные гарантии по социальной защите распространяются на всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от формы их устройства, т.е. воспитывающихся как в детских учреждениях, так и находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье.
Законопроектом внесены дополнения в статьи 2 и 5 в части финансирования оплаты жилья в домах независимо от форм собственности, занимаемого по договору социального найма или на праве собственности, коммунальных услуг в пределах нормы жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в указанных домах, аренды жилых помещений до предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Поскольку передача органам местного самоуправления государственными органами определенных полномочий в порядке статьи 132 Конституции Российской Федерации должна сопровождаться выделением необходимых для этих целей материально-финансовых средств, законопроектом предусматривается учет средств на указанные расходы при определении дотации субъектам Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (абзац 4 ст. 5 законопроекта).
Статьей 6 законопроекта льготы по внеконкурсному зачислению в учреждения профессионального образования для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются и на лиц из их числа в возрасте до 23 лет. *
Повышается с 500 рублей до 1500 рублей единовременное денежное пособие для указанных категорий граждан при их трудоустройстве по окончании образовательных учреждений.
Приведена в соответствие с Порядком предоставления академических отпусков (утвержден приказом Министерства образования от 5 ноября 1998 г. N 2782) норма о сохранении полного государственного обеспечения и получении стипендии детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С целью приведения норм законопроекта в соответствие с действующим законодательством существенные изменения вносятся в статью 8 законопроекта.
Несовершеннолетние освобождаются от поиска ранее занимаемых ими жилых помещений, такая обязанность возлагается на их попечителей и органы опеки и попечительства.
Несовершеннолетние, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, приемных семьях, у родственников, попечителей, а также приравненные к ним совершеннолетние из этой категории (по окончании службы в Вооруженных Силах, пребывания в образовательном учреждении, исправительном учреждении) обеспечиваются жилой площадью, равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, во внеочередном порядке.
Признание сирот нуждающимися в жилье законопроект связывает с такими обстоятельствами, как невозможность возвращения им прежде занимаемого вместе с родителями жилого помещения, поскольку в определенных случаях возврат несовершеннолетних к прежнему месту жительства нецелесообразен даже при наличии такой площади (к родителям, лишенным родительских прав, уклонившимся от воспитания детей и от защиты их прав и интересов и т. п.).
Устанавливается требование обязательного направления руководителями детских учреждений, опекунами, попечителями запросов в те органы опеки и попечительства, на территории которых дети были выявлены или проживали до помещения в детские учреждения, или где, по имеющимся сведениям, имеется жилая площадь, которая может быть им возвращена. Предусматривается обязательная подготовка органом опеки и попечительства заключения о возможности либо невозможности возврата жилой площади этой категории граждан.
Нововведением является и упорядочение системы учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Данная норма направле как на своевременное обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан, так и на осуществление контроля за процедурой постановки на учет и предоставления жилых помещений.
В соответствии с законопроектом на соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возлагается обязанность вести централизованный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем в пределах данного региона. Одновременно четко устанавливаются обязанности и полномочия органов местного самоуправления при работе с указанными категориями граждан.
В течение времени ожидания жилья органы исполнительной власти субъектов РФ должны принять меры к размещению указанных лиц в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в специально арендованных жилых помещениях.
Внесение изменений в Федеральный закон “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”, статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации вызваны необходимостью приведения указанных норм в соответствие с принимаемым законопроектом.
Уточнения в Гражданский кодекс Российской Федерации вносятся для решения вопроса об органе опеки и попечительства, который обладает правомочиями давать предварительное разрешение на совершение сделок с имуществом (в том числе и жилыми помещениями), принадлежащим несовершеннолетним и находящимся за пределами их места жительства. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Этой же статьей определено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Поскольку наиболее полной информацией о правах и интересах несовершеннолетнего располагает орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего, именно этот орган опеки и попечительства должен принимать решение о предварительном разрешении совершения различных сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему и находящемуся за пределами его местожительства.
Изменения, вносимые в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, уточняют условия, при которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещении, несмотря на наличие у них закрепленного жилого помещения, когда возвращение в такое жилое помещение невозможно.
Финансирование законопроекта предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте