На последнем областном форуме молодых учителей, который недавно прошел в Воронеже, одной из самых востребованных оказалась образовательная площадка под названием «Национальная система учительского роста – горизонтальный и вертикальный карьерный рост педагога». Ведущая Людмила Дорохова, заведующая отделом труда и заработной платы Воронежского обкома профсоюза работников образования и науки РФ, рассказала молодым педагогам об особенностях НСУР и о том, какие преимущества новая система может предложить учителям.
Судя по интересу, проявленному участниками форума, а в аудитории собралось около 50 молодых учителей и свободных мест практически не осталось, было понятно, что тема действительно актуальна. Вот только знают о проекте пока немногие. Некоторые молодые педагоги потом признались, что вообще впервые услышали о НСУР.
Цитата
«Идеи, о которых нам рассказали, конечно интересные. Я впервые узнала, что учитель сможет выстраивать свою карьеру, не уходя из профессии, то есть, ему не обязательно становиться чиновником, а можно будет стать старшим учителем и остаться работать с детьми. Но, если честно, я пока не очень во все это верю, потому что любое повышение по службе означает увеличение зарплаты, а везде говорят, что денег нет. Даже общее повышение с января, которое нам обещали из-за увеличения МРОТ, я на себе не почувствовала. Нам говорят: ждите, в премию всё получите!»
– Кристина Н.,
учитель русского языка и литературы
Пока национальная система учительского роста обсуждается и проходит испытания, в Воронежском регионе педагогам предложили свой вариант профессионального и карьерного развития. Многоступенчатым его не назовешь, зато материальный стимул гарантирован и соблюдается. С 2015 года в области проходит конкурс на присвоение статуса «Учитель – методист». Идея родилась в областном департаменте образования, науки и молодежной политики, а непосредственным организатором ежегодных конкурсов стал Воронежский институт развития образования. Когда всё только задумывалось, главным была не столько забота о профессиональном развитии учителя, сколько желание возродить в региональной системе образования методическую службу. Чтобы лучшие педагоги могли помочь своим коллегам, поделиться с ними опытом, научить, как более грамотно решать все новые и новые задачи, которых в последние годы перед учителями все больше.
Прошло уже четыре конкурса: один в 2015 году, два – в 2016-м и один в 2017-м. Победителей строгое жюри выбрало немного – 6, 7, 11 и 7 педагогов соответственно. На сегодняшний в области официально работает 31 учитель-методист, успешно преодолевший все конкурсные испытания. А это очень непросто. В прошлом году конкурс проводился в три этапа. Заочный, на нем оценивались портфолио претендентов, а также видеозапись и технологическая карта предметного урока. Очный этап состоял из мастер-классов и письменного методического анализа учебного занятия, который претенденты сделали после просмотра видеоурока.
Все победители кроме статуса учитель-методист получают, согласно положению о конкурсе, дополнительные 40% к заработной плате, педагогическую нагрузку «не более 22 часов в неделю (с учетом основного места работы и по совместительству)» и еще целый ряд обязательств. В частности, участвовать в реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников области, в том числе руководить стажировкой. Проводить открытые уроки, семинары, мастер-классы – не менее 15 в год на муниципальном уровне и пяти в год – на региональном. Выступления на конференциях и работа в районных, городских методобъединениях – это само собой, в дополнение – участие в роли эксперта во всех региональных конкурсах и в проведении аттестации коллег-педагогов (не менее 15 в год). Также учитель-методист должен руководить педпрактикой студентов (хотя бы одного человека в год) и выполнять функции наставника (тьютора) по отношению к молодым педагогам. Должен не забывать постоянно «транслировать свои достижения и разработки» через собственный сайт и публикации» и проводить «апробацию методических разработок в области инновационной педагогической деятельности», и в завершение два раза в год отчитываться о проделанной работе.
Несмотря на очень приличный перечень обязанностей, число желающих участвовать в конкурсе на присвоение статуса «Учитель-методист» год от года не уменьшается. Это вселяет надежду, что именно такие педагоги и их неравнодушные коллеги помогут решить еще одну очень важную проблему – проблему наставничества в школах.
«Учительская газета» уже не раз писала о большом ежегодном проекте под названием Школа молодого педагога «ШМель Петрович», который проводит в Воронежском регионе областной комитет профсоюза работников народного образования и науки РФ. На этот сбор ежегодно приезжают от 100 до 150 начинающих учителей из школ Воронежской области и других регионов. Одна из традиций «Шмеля» – анонимное анкетирование участников сбора. Анкета остается постоянной (с небольшими изменениями) на протяжении уже трех лет, один из вопросов звучит так: «С какими трудностями вы столкнулись, придя работать в школу?» Из большого перечня предлагаемых ответов можно выбрать несколько, и так получается уже на протяжении трех лет, что основная тройка ответов-лидеров складывается следующим образом. В 2015 году самыми популярными оказались ответы: низкая заработная плата (39 голосов), отсутствие жилья (36), высокая оплата съемного жилья (24). На четвертом месте в ряду трудностей – отсутствие наставника, это отметили 17 молодых педагогов.
В 2016 году число отвечавших на вопросы увеличилось с 78 до 87 учителей. Немного изменилась и тройка ответов-лидеров: на первом месте по-прежнему низкая заработная плата (41 ответивший), на втором (!) – отсутствие наставника (31), на третьем – отсутствие жилья (28).
В 2017-м анкетируемых было уже 103 человека. А в ряду основных трудностей, как и раньше, – низкая заработная плата (этот вариант выбрали 43 отвечавших), отсутствие наставника и отсутствие жилья (в обоих случаях по 34 ответа) и высокая оплата съемного жилья (27 ответов).
Эти цифры – наглядная иллюстрация тех бед и проблем, с которыми молодые учителя сталкиваются в первые годы работы в школе. И, к сожалению, год от года они не меняются. Хотя нет, если присмотреться, изменения есть: начинающие педагоги все больше и больше нуждаются в учителях-наставниках!
В анкете 2017 года у молодых учителей была возможность не только выбирать варианты ответов, но и предлагать свои. В итоге, появились такие комментарии: «Трудно внедрить что-то новое в школу, где любят, чтобы все было по-старому», и в конце ответа – грустный смайлик. Вот еще: «Главная трудность – безнравственность коллег, ведь учитель – это идеал, человек, который воспитывает и наставляет ребенка, но пришлось разочароваться в некоторых коллегах. И еще трудность – неспособность справиться с эмоциональным напряжением, нехватка психологической помощи».
Отвечая еще на один вопрос («Чувствуете ли вы себя уверенно в профессии?»), трое педагогов объяснили свою неуверенность отсутствием наставника, а двое наоборот, высказались о своей уверенности, потому что у них есть наставник, и он им помогает.
Понимая всю важность проблемы, Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ инициировал подписание с администрацией города Воронежа одного очень важного документа. Называется он «Соглашение по обеспечению социально-экономических и правовых гарантий работников образования на 2018 – 2020 годы». В пункте 2.4 данного соглашения стороны рекомендуют при заключении коллективных договоров предусматривать специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов, в том числе проведение работы по сохранению и развитию системы наставничества и установление наставникам доплаты за работу с молодыми специалистами на условиях, определяемых коллективными договорами при наличии фонда оплаты труда. Подобные рекомендации действуют и на областном уровне.
Фото автора
Комментарии