Важнейшая характеристика человеческой личности – ее самооценка, предпосылки формирования которой начинают закладываться еще в младенческом возрасте. Ласковый разговор с малышом, физический и зрительный контакт с ним, улыбки взрослого – это способы, при помощи которых малыш чувствует свою значимость для близких. Благодаря этому у него формируется положительное отношение к людям, к миру в целом и к самому себе.
В дошкольном возрасте самооценка ребенка находится в стадии формирования. Адекватной в этом возрасте считается завышенная самооценка, то есть положительный образ самого себя. Она напрямую зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его деятельности значимые для него взрослые. А к 7-8 годам, когда ребенок, приходя в школу, сравнивает себя с другими, самооценка может быть адекватной, или заниженной, или завышенной. Давайте вспомним мультфильм про мышонка, который пел свою песенку: «Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя!» В самом начале мультфильма мы видим, что у мышонка завышенная самооценка. Он считает, что он самый лучший, не соизмеряет свои силы, считает, что ему любое дело по плечу. Мы видим рассогласование между тем, каким видит себя мышонок, и реальным поведением. Затем под руководством мудрого бобра и других животных самооценка мышонка становится адекватной. Мышонок легко осваивает новое дело, чувствует свою успешность, рад общению с другими.
Так как самооценка складывается на основе мнения значимых взрослых, родителям необходимо:
- Говорить ребенку о своей любви к нему, проявлять ее («Я рада, что ты у меня есть»).
- Почаще обнимать. Объятия – это не только приятно, но и очень полезно. По мнению американского психолога Вирджинии Сатир, для выживания человеку нужно в день не менее четырех объятий, для поддержки – восемь, а для здоровья – двенадцать.
- Быть последовательным. Пусть ваши требования соответствуют уровню развития ребенка и его возрасту.
- Не вешать ярлыки (растяпа, копуша, неряха). Как корабль назовешь, так он и поплывет.
- Благодарить, поощрять, подбадривать, сочувствовать и хвалить («Спасибо, что помог мне…», «Ты хорошо придумал…», «Это было трудно, но ты справился…»).
- Давать право на ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не ругайте ребенка при других, не наказывайте, пусть у него будет возможность понять свой промах и исправить ситуацию, а его репутация в глазах окружающих при этом не пострадает.
Если у ребенка заниженная самооценка, можно поиграть в следующие игры.
«Что я умею делать хорошо?»
Играют все члены семьи. Каждый из участников по очереди называет то, что он умеет делать хорошо. При затруднении другие дополняют ответ участника.
Важно: игра дает возможность ребенку понять, что каждый член семьи (и он в том числе) может сделать для общего блага: чем помочь другим, к кому обратиться за помощью в случае затруднений, чем он ценен для окружающих.
«Я король»
Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля. Он сидит на троне и дает указания, издает законы. Время царствования – 5-7 минут.
Важно: игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость, стать более уверенным, формулировать свою точку зрения, обозначать свои желания.
«Я!»
Выбирается именинник (все по очереди должны побывать в этой роли). Именинник встает на стул. Все другие участники называют хорошие качества. Если именинник услышит качество, которое свойственно ему, он громко кричит: «Я!» Это качество записывается на листок бумаги. Когда все качества исчерпаны, участники хором повторяют все качества, которые свойственны имениннику.
Важно: в игре у участников появляется возможность составить представление о себе, положительный образ, который добавит уверенности.
«Что мне нравится в тебе?
Все участники встают в круг. Каждый из группы высказывается: «Мне нравится в тебе…» Можно играть в паре: участники по очереди говорят друг о друге.
Важно: игра позволяет увидеть себя глазами другого человека, узнать, какие положительные качества отмечают в тебе другие, стать более значимым в своих глазах.
Предложенные игры не только повышают самооценку всех играющих, но и сближают всех членов семьи, помогают научиться выражать свои чувства, уважительно относиться друг к другу, понимать свою самоценность.
Людмила КОЧУКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии