ЕГЭ и коронавирус
Коронавирус не только закрывает границы, отменяет авиаперелеты и футбольные матчи, рушит экономики мира, порождая волну социальных протестов по всей планете, в его силах даже сдвинуть сроки ЕГЭ, причем уже дважды. Некоторые депутаты Госдумы и вовсе предлагали перенести государственные экзамены на осень, а то и совсем отменить. Как бы там ни было, однако ЕГЭ-2020 все-таки состоится – 29 и 30 июня пройдут пробные экзамены, на них ученикам присутствовать не надо, только самим организаторам, а 3 июля российские выпускники будут сдавать географию, литературу и информатику. 6 и 7 июля пройдет обязательный ЕГЭ по русскому языку, 10 июля – по профильной математике, 13 июля – по истории и физике, 16 июля – по обществознанию и химии, 20 июля – по биологии и письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам, 22 и 23 июля пройдет устная часть по иностранным языкам. Резервные дни – 24 июля (кроме русского и иностранного языков), 25 июля по всем предметам.
Коронавирус сделал свое дело, в этом году оценки в аттестат выставлялись на основании годовых отметок, а не баллов ЕГЭ, поэтому в пересдаче для получения аттестатов нет необходимости. Сами экзамены сдаются только теми, кто собирается поступать в вуз. Примечательно, что в этом году ЕГЭ сдают 640 тысяч человек, свыше 100 тысяч выпускников приняли решение поступать в колледжи, отказавшись от сдачи ЕГЭ. Десятиклассники не смогут сдать ЕГЭ этим летом, хотя раньше у них такая возможность была. Важно, что участники ЕГЭ вправе изменить перечень предметов и сроки участия в экзамене, для этого они подают заявление в Государственную аттестационную комиссию своего региона не позднее, чем за неделю от начала соответствующего экзамена.
Как сообщили в Рособрнадзоре, в этом году будет и вторая волна, она стартует 3 августа и предназначена для тех, кто пропустил основные сроки по болезни. Также в эту волну ЕГЭ могут сдать те выпускники, кто не смог сдать экзамены в основные сроки из-за нарушений правил проведения экзамена – из-за технических неполадок в аудитории, нехватки бланков или других сбоев. В этом случае выпускнику нужно сразу же после окончания экзамена написать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена на имя директора школы, где проводился ЕГЭ. Вторая волна предназначена и для тех выпускников, чьи результаты в прошлую волну были аннулированы, к примеру, за попытку пронести мобильный телефон или за списывание.
Результаты экзаменов будут известны уже к 15 августа. Чтобы вузы успели провести зачисление в нужные сроки, подать документы онлайн в выбранный университет можно уже сейчас. Позже, когда станут известны баллы ЕГЭ, вуз сам добавит эту информацию к портфолио абитуриентов и опубликует списки рекомендованных к зачислению.
…Важная деталь: ЕГЭ можно будет сдавать без масок и перчаток, однако при входе на экзамен в обязательном порядке у выпускников проверят температуру, если она выше нормы, заболевшему школьнику придется сдавать ЕГЭ в резервный день.
Выпускнику на заметку
Дополнительные периоды сдачи ЕГЭ предусмотрят и в течение года.
Подать документы для поступления по результатам ЕГЭ можно сразу в несколько вузов, причем без личного присутствия.
Зачисление в вузы пройдет в августе.
В вузах выделят дополнительные места, чтобы не менее 60% выпускников могли претендовать на бесплатное обучение.
Военный призыв для поступающих в этом году отложен.
Рекомендуют стобалльники
Даниил ЧУЛКОВ (100 баллов по математике):
– Считаю печатные материалы из брошюр для ЕГЭ слишком однообразными. И они не всегда соответствуют реальному уровню экзамена. Готовиться всегда нужно к самому сложному, а не набивать руку на простых задачах и упражнениях.
Татьяна ГЕТМАН (100 баллов по русскому языку):
– Если вам плохо дается сочинение и вы никак не можете понять проблему предложенного текста, на основе которого нужно его написать, то купите пособия, полностью посвященные именно написанию сочинения. В них много полезных примеров, которые сами собой запомнятся и уложатся у вас в голове.
Айрат ХУСНУТДИНОВ (100 баллов по физике):
– Есть мнение, что перед смертью не надышишься. Я категорически не согласен. Перед смертью еще как надышишься, и к своей подготовке можно добавить что-то весомое. Например, перед математикой я решил запомнить формулы, которые сэкономят время. Волнения у меня не было, и я повторил их перед самым заходом в аудиторию. Перед русским языком я накануне написал сочинение и запомнил некоторые клише. На ЕГЭ я использовал фразы, в которых был уверен, которые хорошо подходили и грамматически, и по смыслу.
У меня дома есть эллиптический тренажер, который дает неприятную нагрузку. Он сформировал у меня «положительную выносливость». Я чередовал учебу с занятиями спортом, и это помогло мне переключаться и отдыхать. Когда занимаешься на тренажере, отдыхает голова, когда занимаешься учебой, отдыхает тело.
Анастасия БЕЛОВА (100 баллов по русскому языку):
– Чтобы информация лучше отложилась в голове, я старалась воспринимать ее визуально. Например, для заданий на ударения цветными фломастерами выписывала слова и вешала листок на видное место – на холодильник и над рабочим столом. Так они все время попадались на глаза, и в итоге я их запомнила. Главное – не нужно бояться ЕГЭ. Ведь можно идеально знать весь материал, но из-за волнения и страха потерять драгоценные баллы.
Катя ХАКИМОВА баллов по физике):
– Покупайте сборники и учебники авторитетных авторов – экспертов ЕГЭ и составителей заданий. Классические научные труды и задачники полезно читать для общего развития, но к ЕГЭ лучше приобрести современные издания, заточенные под содержание и структуру экзамена. Я занималась по сборникам заданий М.Ю.Демидовой. Марина Юрьевна Демидова руководит Федеральной комиссией по разработке КИМов ЕГЭ, и ее сборники похожи на реальные варианты. Я прорешала пособия Демидовой и на экзамене встретила несколько знакомых задач, только с другими числами.
Анна РЫБАЛКИНА (100 баллов по русскому языку):
1) после прочтения информации сразу постарайтесь ее воспроизвести. Затем повторите все через 8‑9 часов и через 24 часа;
2) повторите материал за 15‑20 минут до сна и утром, на свежую голову;
3) каждый раз осмысливайте ошибки и обращайте внимание на более трудные места;
4) не заучивайте, старайтесь воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Посмотреть можно, если вспомнить материал не удается в течение двух минут;
5) чтобы перевести информацию в долговременную память, повторяйте спустя сутки-двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы.
Катя РЯБИНИНА (100 баллов по английскому языку):
– У меня немножко бзик с тем, чтобы правильно распределять время, и в какой-то момент я поняла, что по обществознанию мне надо очень много запомнить. Я делала табличку в GoogleSheets, там у меня были записаны темы, а напротив темы в каждой ячейке я писала дату, в которую я эту тему буду повторять. Ячейку я закрашивала цветом в зависимости от того, насколько хорошо я знаю материал. В моем случае повторить тему – это полностью от руки переписать конспект по памяти, не открывая учебник. Ближе к делу я понимала, где у меня остаются проблемные места, и тратила время на то, что действительно проседает.
Екатерина КИЯНОВА-ЧАРСКАЯ (100 баллов по химии):
– Многим учителям не нравится формат ЕГЭ. Потому что человек, который очень хорошо знает химию, может плохо написать ЕГЭ просто потому, что в вариантах ответа бывает несколько возможно правильных. Я поняла, что ЕГЭ – это проверка на стрессоустойчивость, твоих способностей к обучаемости и того, как ты в принципе можешь подстроиться под какие-то условия. Я по жизни очень экспрессивная. С начала 11‑го класса все вокруг мне говорили: «Катя, ты будешь страдать на экзамене, тебя сорвет, будешь нервничать». Все очень волновались, видимо, испугались, что я постоянно сижу и учу. Но мне было несложно.
Меня раздражает, что одиннадцатиклассников пугают экзаменом: рассказывают, что нас с ног до головы обыщут, попросят снять ботинки, раздеться, показать все шпаргалки, под угрозой расстрела будут выпускать в туалет только по одному. На самом деле преподаватели, которые проводят ЕГЭ, боятся напортачить еще больше, чем ученики.
Совсем скоро начнутся вступительные экзамены в вузы. О том, что нужно сделать для последнего рывка и как правильно настроиться на сдачу экзаменов, рассказала Наталья Давыдова, почетный работник общего образования РФ с 26‑летним стажем, член Международной профессиональной гильдии психологов-игропрактиков, репетитор и автор множества образовательных проектов.
Накануне
Семь советов от репетитора
Оглядитесь вокруг
Когда занятия в школе завершены и вскоре предстоит сдавать экзамены, нужно оглядеться и понять, что делать дальше, сфокусироваться на задачах, которые предстоит решать. Можно открыть календарь, отметить точку, в которой находимся сейчас, и дни экзаменов, а затем планируем свою деятельность. Сожалеть о неиспользованных возможностях, о том, что не сделано и не выучено, не стоит. Необходимо решить, как распределить оставшееся для подготовки время, чтобы улучшить свои результаты. Проверяя «багаж» своих знаний, нужно начать с того, что уже есть, а затем определить недостатки.
Воспользуйтесь справочниками
Оставшийся период – это время емких справочников и других материалов для повторения. Используйте носители информации, которые вы воспринимаете лучше всего. Если вам больше подходит видеоряд, то смотрите учебные ролики и анимационные фильмы. Если хорошо работаете с текстом, читайте статьи. Некоторые ученики хорошо воспринимают информацию на слух – им лучше слушать аудиофайлы, можно попросить родителей или друзей почитать вслух.
Не суетитесь
Необходимо регулировать режим дня, насколько это возможно, чтобы последовательными шагами идти к успеху. При этом суету зачастую создают не сами школьники, а их родители. В столь сложной ситуации подростку нужна фигура эмоционально устойчивого взрослого. Родителям можно порекомендовать, как в случае разгерметизации самолета, надеть «маску спокойствия» сначала на себя, а затем на ребенка. В этот период школьникам особенно необходимы качественное и регулярное питание, а также прогулки на свежем воздухе.
Следите за дыханием
Подготовка к экзаменам не должна уносить детей и их родителей в мир неконтролируемых эмоций и переживаний, и здесь могут помочь дыхательные упражнения. Например, дыхание по квадрату (равные по продолжительности вдох, задержка дыхания, выдох и задержка дыхания). Рекомендуется умываться холодной водой, принимать холодный душ и так далее. Можно обратиться к психологу, и иногда даже одной консультации хватит, чтобы вернуться в осознанную позицию. В некоторых семьях есть домашние ритуалы – например, когда-то мамы перед экзаменами дарили детям медные пятачки, символизирующие пятерку.
Составляйте шпаргалки
Брать их на экзамен, конечно же, не нужно, но на финишном этапе подготовки они очень помогут. В процессе составления шпаргалок школьники конспектируют материал, выделяют главное, активизируют творческие способности.
Найдите время для отдыха
Тщательно распланируйте последний день перед экзаменом. Подготовку лучше завершить до обеда, а вторую половину дня потратить на прогулку, пообщаться с друзьями, поужинать в кругу семьи. Главное – зарядиться радостью и оптимизмом, проникнуться доверием к миру. Представьте, что экзамен – это красивая игра наподобие шахмат, а в роли гроссмейстера, с которым предстоит играть, выступает эксперт. День экзамена – это не кошмар, а приключение, вызов, игра, в которой вы должны проявить себя с наилучшей стороны.
«Подружитесь» с заданиями
Придя на экзамен и получив конверт с заданиями, для начала просмотрите их «по диагонали». Стоит ознакомиться с ними, по возможности «подружиться», а затем выполнять в предложенной последовательности. Первая часть экзамена – самая простая – позволяет постепенно набирать обороты и напористо идти вперед. Когда дойдете до сложных заданий, то уже будете в хорошей «спортивной» форме. Если во время экзамена вы почувствовали, что переволновались, сделайте несколько медленных глотков воды. Это поможет успокоиться, а затем приложить максимум усилий и в конце концов сделать то, что вам по силам.
С опорой на знания
Наталья АРТЕМЬЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №10 имени А.С.Пушкина, ведущий эксперт ГЭК по литературе, Петрозаводск
3 июля стартует ЕГЭ. И первый экзамен, который выбрали выпускники для поступления в вузы, – это литература, самый интересный и самый сложный из всех ЕГЭ.
Особое внимание уделите подготовке к заданиям №9 и 16. За них вместе можно получить сразу 20 баллов, это очень много. Но и выполнить их на максимальный балл трудно. Здесь нужно рассмотреть предложенное произведение в литературном контексте, сопоставить литературные явления и факты. Главное в том, чтобы правильно выбрать контекст, преодолеть соблазн сравнивать все со всем. Задания также требуют хорошего знания литературного материала, способности видеть все внутренние взаимосвязи художественных произведений на основе сходства и различия. Для успешного написания развернутых ответов в заданиях №9 и 16 советую составлять таблицы по сквозным темам: в одном столбце формулировка темы (например, конфликт отцов и детей, тема малой родины, маленького человека, лишнего человека, изображения природы, взаимной любви, мотив дороги, войны), в другом – прочитанные произведения с кратким комментарием к ним. Это поможет в подготовке к выполнению самых сложных заданий с развернутым ответом.
Совет при написании развернутых ответов в заданиях №8, 9 и №15, 16: держите перед собой критерии всякий раз, когда пишете сочинение, пока их не запомните наизусть!
То же самое можно сказать и о подготовке к написанию самого важного и серьезного задания №17 – сочинения по литературе. Темы и специфика разнообразны – от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Это сочинение объемное, требующее от вас особой глубины раскрытия темы и убедительности суждений. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к выбору темы, найти ту, которая будет максимально понятна и по которой легко ориентироваться в тексте произведения. Отдельно хочется сказать об умении анализировать художественное произведение, потому что степень освоения литературы как предмета – это именно умение или неумение анализировать текст. Очень часто под аргументацией многие подразумевают или пересказ сюжета, или общие размышления о произведении. А ведь аргументация на уровне анализа художественного произведения подразумевает ссылку на конкретный элемент текста и интерпретацию этого элемента, будь то образ, мотив, деталь, эпизод.
Кроме того, в 17‑м задании есть неоднозначный критерий, по крайней мере, именно так его многие воспринимают: «опора на теоретико-литературные знания». Литературное сочинение – это своего рода небольшая научная работа, атрибутом которой является соответствующая лексика. К ее выбору необходимо подходить осознанно, словно каменщик, подбирающий нужный кусочек из тысячи. Поэтому представьте, что стена должна стоять на самых крепких камнях, где в основании лежат только нужные образцы из определенной породы. Камни, как и слова, бывают разные. Гораздо важнее не количество терминов, а именно уместность их употребления, не допускайте ошибок. Если есть хоть малейшее сомнение в правильности формулировки, перепишите, замените.
Также хочется обратить ваше внимание на композиционную цельность и логичность изложения вашего сочинения. У сочинения должна быть структура, классический канон всем известен: введение, основная часть, заключение. И все эти части должны быть связаны между собой темой, то есть если прочитать их по отдельности, то можно сформулировать главную мысль. Внутри основной части мысль не должна перескакивать с одного на другое. Она должна развиваться. Это тоже непросто, но проблема решается легко: если перед тем, как приступили к написанию, вы составили план и набросали кратко тезисы, то намного проще будет писать сочинение!
Семь счастливых советов тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ по литературе:
1) повторите теорию литературы, составьте словарик основных терминов;
2) освежите в памяти сюжеты прочитанных произведений, запишите в читательском дневнике автора, название, род, жанр, направление, действующих героев, идею, авторскую позицию, основные цитаты;
3) смотрите видеоуроки по подготовке к ЕГЭ, слушайте лекции по определенным темам, это поможет вам;
4) пишите сочинения в соответствии с критериями оценивания;
5) развернутые ответы на задания №8, 9 и №15, 16 можете устно проговаривать, это своего рода хорошая практика;
6) вслух читайте стихотворения каждый день, повторяйте их несколько раз, так запомнятся основные строки, что пригодится при выполнении 16‑го задания;
7) для того чтобы не попасть впросак и правильно истолковать мысли и идеи автора, важно ознакомиться с анализами произведения, а еще лучше – с критикой. Читайте критические статьи!
Советы психолога
Выпускникам
Ольга БАЛАШОВА, руководитель психолого-педагогической службы школы №1392 имени Д.В.Рябинкина
Экзамены (в строгом переводе с латыни – испытания) – это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Подготовка к экзамену
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план подготовки, четко определяя, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Не надо переутомляться
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Родителям
✓ Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
✓ Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально сорваться.
✓ Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
✓ Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
✓ Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
✓ Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
✓ Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
✓ Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходимы питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.
✓ Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
✓ Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой.
✓ Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
✓ Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет умение концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
✓ Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
✓ Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
– пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования: не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
– если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
– если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Комментарии