search
main
0

Ивановское чудо

Как школа спасла село

Чего только не бывает! Именно так подумалось после письма из Кропоткина. Учительница, давний друг газеты, делилась своими мыслями о тех несуразностях в школьной жизни, которые здравым рассудком не понять. Можно было только посочувствовать нашим дорогим учителям, сегодня они испытывают значительную перегрузку. Работа в условиях пандемии требует колоссального напряжения. И надо находить в себе силы, чтобы продолжать работу.

«А теперь немного спасительного юмора», – значилось в конце послания. Оказывается, в школе появился свой Царь. Именно так зовут ученика, что сидит теперь за партой в первом классе. Отчество у него, правда, обычное – Иванович. Но пока так к нему не обращаются. Просто зовут Царем. Наверное, поначалу неловко было учителю обращаться к обладателю такого имени с вопросами о сложении и вычитании, о правописании или пенять: «Царь, дорогой, что же ты тетрадь-то забыл?» Но подивились, улыбнулись и потихоньку привыкли. Даже стали в будущее заглядывать: хорошо бы возмужавший Царь свою дочь назвал Марьей, появилась бы тогда в школе своя Марья Царевна.

Этот факт долго не выходил у меня из головы. Все было бы смешно, если бы не было так печально. Имя человеку дается на всю жизнь, оно не только для личного пользования – это факт. Приведу слова доктора филологических наук А.Ф.Лосева из книги «Философия имени». Ученый пишет: «В имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех ее бесконечных формах проявления. Это все отвергать – значит впадать не только в антисоциальное одиночество, но и вообще в античеловеческое, в антиразумное одиночество…»

Когда сталкиваешься с явлениями за гранью здравого смысла, то остается только развести руками. И утешиться другими примерами. В последнее время, так богатое несуразностями, все чаще вспоминаю Ивановскую школу, что на реке Лехте в Ярославской области. Как дорогую реликвию храню учебник по семейному родословию, подаренный мне в то время его автором. Его ценность с годами становилась мне все очевиднее. Директор школы Владимир Сергеевич Мартышин создал уникальное учебное пособие не только для детей, но и для взрослых. Меня учебник мотивировал на работу по составлению своего родового древа. А дети в Ивановской школе учатся с младых ногтей знать и ценить свою родословную. В рамках предмета «Отечествоведение» от семейной генеалогии переходят к истории школы (а она живет и здравствует более полутора столетий), села, района, области и таким образом доходят до изучения истории родной страны и мира. Все логично и понятно. Надо сказать, что, создавая школу целостного развития, директор разработал около полутора тысяч новых учебных часов. И все они удивительным образом гармонично вписаны в региональный и школьный компоненты образования. А базисный план, как и подобает с профильной и предпрофильной подготовкой (она тоже здесь на высшем здравом уровне), гармонично сочетается с модулями. Их названия говорят сами за себя – «Духовно-нравственное воспитание», «Школа воспитания искусством», «Семья», «Отечество» и др. Продуманная система обучения неотделима от воспитания личности. Меня, к примеру, поразило, что модуль «Слово» включает такие предметы, как «Красноречие», «Чистописание» и «Старославянский язык».

А ведь в девяностые годы Ивановская школа была на грани закрытия в вымирающем селе. Процесс разорения таких сел был привычным российским явлением. Но именно тогда, в 1990‑м, редактор отдела публицистики журнала «Москва», член Союза писателей России Владимир Мартышин с семьей, где трое детей, переселился из столицы в ярославскую глубинку. Столичного писателя с радостью приняли в школу. А узнав поближе, единогласно выбрали на должность директора. Так Владимир Сергеевич получил плацдарм для воплощения всех своих талантов. А главный его талант – любовь к детям, к России. Та самая настоящая любовь, которая никогда не прекращается. И это не громкие слова. Дела говорят сами за себя.

Идею школы целостного развития поддержали в Департаменте образования Ярославской области. Труды Константина Ушинского, Сергея Рачинского, Василия Зеньковского легли в основу новой концепции. Вскоре школа получила статус федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки.

Представьте только, что уже к 2013 году обычное одноэтажное здание не вмещало всех желающих учиться в школе, где директор Мартышин. Сюда ехали не только из городов и сел Ярославщины, а из разных регионов России. Ехали семьями. В некогда пустеющих окрестных деревнях зазвенели детские голоса. При школе появился детский сад, стали работать различные развивающие и ремесленные студии для всех возрастов. Руководят ими профессионалы своего дела, которых немало среди новых поселян. Жизнь в школе кипит до позднего вечера, не исключая и каникул.

В Ивановском есть все как для целостного развития личности детей, так и для интересной, насыщенной культурными событиями жизни взрослых. Чего стоят многолюдные Иринарховские чтения или Абрамовские дни?! С вдовой писателя Федора Абрамова долгие годы Владимира Мартышина связывали дружеские узы. Есть в Ивановском Музей современной литературы и русского быта. Можно долго рассказывать о делах кадетского отряда «Ивановский спецназ», об общих субботниках, многолюдных праздниках, о выпускниках, поступающих в престижные вузы… С радостью узнаю о том, как живет и развивается сегодня уникальное учебное заведение. Кстати, у него уже есть последователи в регионе.

«Жива школа – живо село!» Этот лозунг в лихие времена списали в архив как устаревший. А в здании Ивановской школы на Лехте он красуется на самом видном месте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте