Киноконцерн «Мосфильм» и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» выпустили в повторный прокат комедию-фарс Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Мы поговорили с Иваном Кудрявцевым, директором по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение», о том, в чем главная идея этого фильма, почему он важен и интересен сейчас и чем картина может быть полезна молодому поколению.
– Иван, в какой мере фильм отразил ситуацию эпохи 1990‑х?
– На мой взгляд, «Ширли-мырли» – это такой же памятник 90‑м, как «Брат» Балабанова. И одно без другого не дает нам полной картины эпохи. Нельзя воспринимать этот период только через призму «Брата», не получится понять его исключительно через призму «Ширли-мырли».
В «Ширли-мырли» режиссер смотрит мудрым, ироничным взглядом на страну, которая забылась в своих мечтах, в своих грезах, которая надеялась только на чудо, на какой-нибудь волшебный алмаз, продав который вся страна сможет улететь на Канары. Это время аферистов, время афер. Собственно, сам фильм – это одна грандиозная афера (но в хорошем смысле этого слова), в которую зритель и его создатель с удовольствием сыграли.
– Если это фильм о 90‑х, почему он популярен и сейчас?
– Наше время очень сильно повторяет вот это первое отрезвление 1990‑х. Когда мы начинаем избавляться от иллюзий, начинаем понимать, что все это время жили самообманом. Мы думали, что можем все блага этого мира купить. А оказалось, что не можем и не должны были на это надеяться. Что мы мало создаем, производим своего. Куда ни ткнись, у нас везде импорт. И это очень болезненный, но очень полезный урок, который мы в очередной раз должны выучить.
Но если говорить не назидательно, а смотреть на вещи с юмором, как предлагает нам Владимир Меньшов, то времена сейчас очень похожи. Может, машины стали дороже, квартиры комфортнее и продукты разнообразнее, но мы все время надеемся на чудо, что нам удастся сорвать какой-то большой куш. И братья Кроликовы поэтому очень близки зрителю. Ведь в кино мы, как в зеркале, можем в ком-то не совсем приятном, комичном, нелепом вдруг взять и обнаружить себя.
Поэтому, кстати, народу «Ширли-мырли» понравился, этот фильм до него, как говорится, дошел. Больше миллиона человек посмотрели картину в тех немногих кинотеатрах, которые в 1995 году в стране работали. И хотя свое производство фильм в прокате не отбил, он все-таки стал абсолютным народным хитом.
Хотя люди, относящие себя к элите, фильм очень ругали. Потому что элите нравится себя ощущать какой-то обособленной группой. А им говорят, что все одинаковые, что все вы братья Кроликовы, просто один в смокинге, а другой в телогрейке. А так порода-то одна. И живем мы все в квартире, которая то ли квартира, то ли купе поезда. То есть страна наша – она все время куда-то едет, она никак не может корни пустить, и мы все время куда-то движемся, вместо того чтобы остановиться и начать делать что-то здесь, на этой земле.
Юмор Меньшова как будто переносит нас в баню, где нет генералов. Он меткий и дерзкий. Очень доходчивый.
– Как Меньшову удалось собрать столько звезд на одной съемочной площадке?
– Владимир Валентинович Меньшов – человек колоссального авторитета. Он получил за фильм «Москва слезам не верит» премию «Оскар», на тот момент уже снял «Любовь и голуби», он очень талантливый артист, был на короткой ноге с руководителями студий. И надо понимать, что он в эпоху безвременья, когда кино испытывало жесточайший кризис, особенно кинопрокат, когда вся страна бросилась смотреть иностранные фильмы через видеомагнитофон, когда все кино жило в витринах ларьков возле метро, в эту эпоху он оставался практикующим режиссером, который не опускал руки, а делал очень амбициозный по тем временам проект.
Сейчас, когда смотришь на эти кадры с самолетом, танками, военными, с погонями, с полноразмерной декорацией аэропорта Внуково, понимаешь, что в нынешние времена этот фильм стоил бы огромных денег. Но и по тем временам бюджет фильма – миллион долларов – казался баснословным. Его предоставил Меньшову Владимир Досталь, на тот момент руководитель киноконцерна «Мосфильм».
Поэтому Владимиру Валентиновичу собрать звездный каст на тот момент труда не составило. В фильме участвовали Чурикова, Ефремов, Джигарханян, Табаков, Быков, не хватит пальцев двух рук, чтобы перечислить всех суперзвезд и народных артистов СССР или РСФСР.
Но не всех актеров он взял на те роли, на которые планировал. Например, на роль Кроликова изначально планировался Табаков, который затем сыграл Суходрищева. А вот всех близнецов в итоге исполнил Валерий Гаркалин, у которого путь к званию народного артиста начался как раз с фильма «Ширли-мырли».
– Чему этот фильм может научить именно современное поколение?
– Главным образом для молодых это путешествие в ту эпоху, которая таит в себе множество удивительных открытий. Можно обнаружить много параллелей с нашим сегодняшним днем. И самое главное – «Ширли-мырли» поможет молодому зрителю легче находить язык со старшим поколением, потому что шутки из «Ширли-мырли», комические образы из этого фильма стали частью нашего культурного кода, национального фольклора, знать его элементы молодому зрителю нужно, просто чтобы лучше понимать старшее поколение, говорить с ним на одном языке.
Глеб БОГАЧЕВ
Комментарии