search
main
0

Итоговое сочинение в новом учебном году: темы, комментарии, критерии оценки

Итоговое сочинение в 2022-2023 году ожидают некоторые изменения. Появится закрытый банк с темами для итогового сочинения. Банк будут комплектовать на базе тем прошлых лет. Рассказываем про нововведение и критерии оценивания работ.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

На сайте Федерального института педагогических измерений опубликовали названия разделов и подразделов в этом банке, а также комментарии к ним. Разместили и образец комплекта тем итогового сочинения. Банк представлен тремя разделами: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Сейчас банк тем содержит около полутора тысяч позиций. В каждом комплекте предусмотрены по 6 пунктов – по две темы в каждом разделе.

При этом порядок и процедура проведения итогового сочинения, как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», останутся прежними. Комплекты тем будут формировать отдельно для каждого часового пояса, их будут открывать за 15 минут до начала итогового сочинения. Прежними остаются также критерии оценивания работы. Напоминаем, что написание итогового сочинения для учащихся 11 классов является допуском к ЕГЭ. Его оценивают по системе «зачет»/«незачет».

Разделы и подразделы закрытого банка тем итогового сочинения

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • Познание человеком самого себя.
  • Свобода человека и ее ограничения.

Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • Человек и общество.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.

Природа и культура в жизни человека

  • Природа и человек.
  • Наука и человек.
  • Искусство и человек.

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Темы раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» посвящены вопросам, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора. Они побуждают к размышлениям о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности. Темы раздела касаются рассуждений о смысле жизни, гуманных и антигуманных поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести. При выборе темы данного раздела, школьнику предстоит задуматься об образе жизни человека, выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах ее достижения, любви и дружбе. Кроме того, темы побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков героев книг), которые стремятся понять себя.

Темы раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи. Выбрав эти темы, ученики будут размышлять о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека. Темы данного раздела касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории. Они дают возможность задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, о своем вкладе в общественный прогресс. Также они побуждают рассуждать об образовании и воспитании, споре поколений и общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Темы раздела «Природа и культура в жизни человека» связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии. Они нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки. Тематика касается миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами). Данный тематический раздел позволит школьнику осмыслить роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей. Ученик задумается о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

С образцом комплекта тем можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

Фото: pexels.ru

Какие требования важно соблюсти в итоговом сочинении

Формулировка темы сочинения должна быть тщательно продумана. Она может выглядеть утверждением, проблемным вопросом или цитатой. Ответ на проблемный вопрос должен выражать позицию автора сочинения. Готовясь к написанию работы, стоит изучить афоризмы или цитаты известных личностей. Они помогут раскрыть тему, их можно использовать во вступлении или заключении, а также в аргументации.

Кроме того, необходима четкая формулировка проблемы и собственного отношения к ней. Тезис надо выражать ясно – без сложных конструкций. Лучше это сделать во вступительной части работы. Высказывание должно быть логичным: тема – проблема – тезис – аргументы.

По структуре сочинение должно состоять из трех частей. Во вступлении сообщается тема, проблема, формулируется отношение к ней. В основной части работы излагается аргументация с примерами из литературных источников. В заключении подводится итог рассуждений.

Сочинение демонстрирует, насколько школьник может формулировать свои мысли ясно и точно, по работе можно судить о его способности применять разные лексические средства и грамматические конструкции. Рекомендованный объем сочинения – 350 слов. Нельзя сдавать сочинение, насчитывающее меньше 250 слов, иначе автоматически будет поставлен незачет. Кроме того, для получения зачета на 100 слов допустимо не более 5 ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Каковы основные критерии оценки работы, и как оспорить результат

Во-первых, для получения зачета необходимо раскрыть тему сочинения. В работе школьнику предстоит раскрыть главную мысль, в основной части – дать собственный комментарий. В сочинении стоит опираться на литературный текст, дать оценку героя либо его поступка.

Во-вторых, выпускнику важно показать свое умение использовать литературный материал для обоснования собственной позиции. Литературным материалом могут служит не только художественные книги, но и дневники, воспоминания, публицистика.

В-третьих, эксперты обратят внимание на композицию и логику рассуждения. Благодаря этому они оценят умение школьника выстраивать тезисно-доказательную композицию. Заключение должно быть связано со вступлением логически. Текст должен быть понятен.

В-четвертых, для оценивания важно качество речи. Оно показывает, как точно в работе школьник выразил свою мысль, и в какой степени разнообразен его словарный запас.

В-пятых, важна грамотность – в сочинении не должно быть орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.

Важно иметь в виду наличие используемых в сочинении цитат из произведений в открытом доступе. Иначе проверяющий может признать такую работу не соответствующей второму критерию (аргументация, привлечение литературного материала).

Если школьнику оценка за сочинение покажется спорной, он сам либо его родители могут подать заявление на имя директора школы с просьбой о проверке работы независимым экспертом.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что с 1 сентября школы ждут перемены. Вводятся новые ФГОС, станет обязательной церемония поднятия флага, будет усилена историческая составляющая, и уже в конце сентября школьникам предстоит написать ВПР.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте