search
main
0

Итоговое сочинение: подготовка, правила написания, критерии оценки

Выпускники 11-х классов 1 декабря будут писать итоговое сочинение. Вопрос о подготовке к нему волнует как школьников, так и родителей. О том, как успешно написать работу, рассказал председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский.

Фото: pixabay.com

По словам Романа Анатольевича, приступая к работе, необходимо тщательно продумать формулировку темы сочинения. Она может быть в форме утверждения, проблемного вопроса или цитаты. Важно, чтобы ответ на проблемный вопрос отражал позицию автора сочинения.

Готовясь к сочинению, полезно заучить афоризмы или цитаты известных личностей. Это может пригодиться при раскрытии темы, для вступления или заключения, а также для аргументации.

Также необходимо четко сформулировать проблему и собственное отношение к ней. Позицию (тезис) стоит выразить ясно – не используя сложные конструкции. Хорошо это сделать во вступительной части сочинения. Высказывание следует выстраивать так, чтобы оно было логичным: тема – проблема – тезис – аргументы.

Планируя структуру сочинения, следует помнить о трехчастности письменного высказывания. Во вступлении сообщают тему, проблему и формулируют отношение к ней. В главной части излагают аргументацию с примерами из литературных источников. А в заключении подводят итог приведенных рассуждений.

Сочинение показывает умение ученика формулировать свои мысли ясно и точно, а также способность пользоваться разными лексическими средствами и грамматическими конструкциями. Чтобы получить зачет, на 100 слов допускается не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Чем итоговое сочинение отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ

Особенностью итогового сочинения является его литературоцентричность. Ученик в нем обязательно обращается к прочитанной книге, аргументацию строит, опираясь на хорошее знание текста.

Примеры для аргументации можно брать из художественной, документальной, мемуарной, публицистической, научной и научно-популярной литературы. Допускается использование дневников, произведений устного народного творчества, путевых очерков. При этом достаточно опираться на один текст.

К тому же итоговое сочинение показывает общие речевые умения школьника, выявляет уровень его речевой культуры, оценивает, насколько выпускник умеет рассуждать на определенную тему и обосновывать свою позицию.

Зачетная система оценивания – еще одна специфическая характеристика этой формы проверки знаний и навыков. Зачет выставляют, если соблюден необходимый объем, раскрыта тема, приведена аргументация, привлечен литературный материал.

Объем итогового сочинения должен составлять не менее 350 слов. Если в работе меньше 250 слов, за нее автоматически ставится незачет. При подсчете учитывают все слова – служебные тоже.

Какие ресурсы использовать для подготовки

Следует использовать лишь проверенные учебные материалы и открытые ресурсы. Например:

  • методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ;
  • видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора;
  • консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы;
  • ресурсы МЭШ. В Библиотеке «Московской электронной школы» можно найти разнообразный контент с разбором произведений. Это и видеоуроки, и электронные учебники.

Набор отрывков из произведений каждый должен создать для себя самостоятельно. При подготовке к итоговому сочинению нужно повторить и систематизировать содержание ключевых произведений, которые изучали на уроках литературы в 9–11 классах. Среди них

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Каковы основные критерии оценки работы, и как оспорить результат

Первый критерий для экспертной оценки – это раскрытие темы сочинения. В сочинении важно раскрыть главную мысль и прокомментировать ключевое понятие тем. В основной части необходим комментарий выпускника. В нем нужно опираться на литературный текст, оценить героя или его поступок.

Второй критерий оценивает умение школьника использовать литературный материал для аргументации своей позиции. В качестве литературного материала можно привлекать не только художественные книги, но и дневники, воспоминания, публицистику.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – помогает экспертам оценить умение ученика построить тезисно-доказательную композицию сочинения. Заключение должно логически быть связанным со вступлением. Текст должен быть понятен и логично изложен.

Четвертый критерий – «Качество речи» – помогает оценить, насколько точно в сочинении выражена мысль и в какой степени разнообразна лексика.

Пятый критерий – «Грамотность». Здесь важно отсутствие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.

Если все же выпускник будет не согласен с оценкой экспертов, он или его законный представитель может подать заявление на имя директора школы с просьбой организовать перепроверку работы независимым экспертом. Директор самостоятельно сможет назначить такого независимого эксперта.

Стоит обратить внимание также на то, что используемые в тексте примеры из литературных произведений должны быть в открытом доступе. В противном случае проверяющий может признать такое сочинение не соответствующим второму критерию (аргументация, привлечение литературного материала).

О том, как готовиться к итоговому сочинению, также рассказывали в Рособрнадзоре в рамках проекта «На все 100» от создателей экзаменационных заданий ФИПИ. Об этом ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета». Также специалисты ФИПИ подробно комментировали темы итогового сочинения в выпускных классах. Так, тематическое направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» подразумевает, что ученик поделится своими размышлениями о дороге: как реальной, так и воображаемой или литературной. Тематическое направление «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» обращает внимание на достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, которые связаны с ней. Тематическое направление «Преступление и наказание — вечная тема» предполагает, что ученик в сочинении изложит свои мысли по поводу «преступления» и «наказания» как социальных и нравственных явлений, соотнесет их с понятиями закона, совести, ответственности, раскаяния. В сочинении по тематическому направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» выпускник сможет высказаться о произведении какого-либо вида искусства. А направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» отсылает ученика к поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечают в конце 2021 года. В сочинении можно поделиться рассуждениями о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности, о счастье и долге.

Выпускнику при подготовке к итоговому сочинению также могут понадобиться советы ведущего эксперта Московского центра качества образования, доктора филологических наук, профессора Елены Пономаревой, которая порекомендовала список важных книг.

Оценить:
Читайте также
Народный календарь

Мокий Мокрый: почему 24 мая нельзя пересчитывать деньги, браться за новые дела и подметать полы 24 мая в православных храмах чествуют создателей славянской азбуки святых Кирилла и Мефодия, а также священномученика Мокия Амфиопольского. В народном календаре – Мокий Мокрый. В старину в этот день запрещали. 24 мая православные христиане в молитвах вспоминают святых Кирилла и Мефодия, вошедших в историю как создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, а также священномученика Мокия. Святой Мокий жил в III веке и был пресвитером в городе Амфиполе (Македонии). Согласно преданиям, он пострадал при императоре Диоклетиане, устроившим гонения на христиан. Мокий не побоялся бросить вызов правителю и даже будучи арестованным, призывал язычников принять крещение. Народный календарь: Мокий Мокрый На Руси праздник, посвященный памяти бесстрашного святого Мокия, прозвали Мокий Мокрый. Название дали неслучайно: наблюдательные крестьяне знали: в этот день часто идут дожди. Да и имя святого напоминало о ненастье. 24 мая (11 мая по старому стилю) народ не выходил в поле. На то были причины. Во-первых, на Мокия, как и накануне, в Симонов день, праздновались именины Матушки Сырой Земли, поэтому заниматься земляными работами было запрещено. Во-вторых, день считался ХХХ Мокий Мокрый: народные приметы Старцы говорили: чтобы узнать, каким будет лето, надо с утра пораньше выйти в поле и посмотреть, нет ли тумана. Если он покрывал землю, люди грустили, понимая, что сезон будет ненастным. Если кошки в этот день ложились спать животом кверху Их немного, но они есть. На Мокия Мокрого крестьяне выходили посмотреть, покрывает ли поля с утра туман. Если он был, знали: летом жди затяжных дождей. Говорили: Если кошка ложится спать животом кверху – к теплу. Если коты и кошки закрывают мордашки лапами – к дождю. Если лошадь трясет гривой – к ненастью. Высокая радуга – к сильному ветру. 24 мая именины отмечают Ростислав, Александр, Михаил, Иосиф, Кирилл, Константин, Мефодий. Люди, рожденные в это время, отличаются крепким характером. Они бескомпромиссны, но если необходимо пойти на уступки ради дела – справятся со своими принципами. Многие из них слывут однолюбами. Как правило, у них крепкие семьи, где всегда царят счастье и покой. Мокий Мокрый: что нужно сделать В старину утром люди обязательно ходили в церковь, чтобы помолиться святым Кириллу, Мефодию и Мокию. Кириллу и Мефодию молятся о даровании знаний и способностей для себя, своих детей, учеников и студентов, для тех, у кого есть проблемы с науками и усвоением знаний. У святого Мокия принято просить об исцелении от недугов и укреплении веры. Поскольку 11 мая (по старому стилю) все работы, связанные с землей, были запрещены, народ трудился дома. Женщины занимались привычными хлопотами: стирали, убирали, готовили еду. Мужчины занимались уборкой амбаров, наводили порядок во дворах. Старцы говорили, что в ночь на Мокия снятся вещие сны. Хорошие сновидения старались вспомнить до мелочей, чтобы найти разгадку. Дурные сновидения, чтобы они не сбылись, надо быстро забыть. Еще лучше – произнести: «Куда ночь, туда и сон!». Либо рассказать о сновидении текущей воде. Если на Мокия шел дождь, народ спешил выйти из дому, чтобы постоять под струями. В старину говорили, что дождевые капли в это время обладают особой силой. Благодаря им люди могут стать красивее и здоровее. Мокий Мокрый: что нельзя делать На Руси считали, что в этот день серьезную опасность представляют русалки, поэтому, приближаясь к водоемам, старались говорить тише. Старцы предупреждали, чтобы никто не вздумал сквернословить или что-то бросить в воду: таких людей ждут суровые испытания. В это время также запрещали: Признаваться в чувствах – к разрыву отношений. Совершать крупные покупки – вещи быстро придут в негодность. Браться за новые дела, не завершив старые – и те, и другие провалятся. Пересчитывать деньги – к потере финансов. Подметать пол – не будет женихов и удачи. Последний запрет распространяется на незамужних девушек. Но даже женщины, находящиеся в браке, в этот день боялись браться за веники.

Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте