search
main
0

Итоговое сочинение в 2023-24 учебном году: даты проведения, темы, критерии оценки

Совсем скоро, уже 6 декабря, состоится итоговое сочинение для одиннадцатиклассников. Напоминаем о темах итогового сочинения этого учебного года, внесенных изменениях, а также о критериях оценивания этой работы.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Сроки написания итогового сочинения

В текущем учебном году изменилось расписание итогового сочинения (п. 22 и 30 Порядка ГИА-11). Теперь второй дополнительный срок назначен на вторую среду апреля – это будет 10 число. Первым дополнительным днем написания является 7 февраля. Основной срок итогового сочинения остался прежним – первая среда декабря, это 6 декабря 2023 года (п. 22 Порядка ГИА-11).

Вход в аудиторию открыт с 9 часов утра. На написание работы выделяется время с 10 часов. Для выполнения дается 3 часа 55 минут. Участникам с ОВЗ, детям-инвалидам на написание работы дополнительно выделяют 1 час 30 минут. Опоздавшим время написания не продлят, инструктировать не будут, но расскажут, как правильно заполнять бланки. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, ручку с черной пастой, при необходимости – лекарства и питание, для ребят с ОВЗ – специальные технические средства.

Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Комплекты тем итогового сочинения в текущем учебном году сформируют из пополняемого закрытого банка тем. В эти комплекты войдут темы прошлых лет и новые, которые разработаны в 2022 и 2023 годах. В раздел третий «Природа и культура в жизни человека» добавили новый подраздел – «Язык и языковая личность». По этой причине уточнили комментарий к разделу. Открытый банк итогового изложения пополнили новыми текстами. В текущем учебном году неизменными останутся порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения).

На сайте ФИПИ размещена подробная информация о структуре закрытого банка тем итогового сочинения, а также комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения. Здесь можно найти обновленный образец комплекта тем 2023-24 учебного года и критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

В закрытом банке тем итогового сочинения содержатся почти 2 тысячи тем. Они по-прежнему распределены по трем разделам: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». В последний раздел к имеющимся подразделам «Природа и человек», «Наука и человек», «Искусство и человек» добавили подраздел «Язык и языковая личность».

Раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человек, как и ранее, содержит подразделы «Внутренний мир человека и его личностные качества», «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом», «Познание человеком самого себя», а также «Свобода человека и ее ограничения». В раздел, посвященный семье, обществу и Отечеству в жизни человека, включены подразделы «Семья, род; семейные ценности и традиции», «Человек и общество», «Родина, государство, гражданская позиция человека». Каждый комплект тем итогового сочинения содержит по две темы из каждого раздела банка.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Темы третьего раздела «Природа и культура в жизни человека», в который добавили новый подраздел, связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими вопросами, экологическими проблемами. Они побуждают учащихся рассуждать об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке и языковой культуре.

Благодаря темам данного раздела школьники задумаются о миссии художника и ответственности человека науки, о значении великих творений искусства и научных открытий. Подобные размышления позволят осмыслить роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей. В сочинении можно будет изложить свое мнение относительно взаимодействия человека и природы, направлений развития культуры, влияния искусства и новых технологий на человека.

Темы раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» по-прежнему остаются связанными с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; побуждают детей рассуждать о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности, о смысле жизни.

Темы раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» позволят школьнику посмотреть на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; поделиться размышлениями о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс; порассуждать об образовании и воспитании.

Обновленный образец комплекта тем 2023-24 учебного года

Комплект тем итогового сочинения содержит по две темы из каждого раздела банка тем в следующей последовательности: темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека». Учащемуся предстоит выбрать только одну из предложенных тем, в бланке регистрации и бланке записи указать ее номер, в бланк записи итогового сочинения переписать название выбранной темы. Рекомендуемый объем сочинения составляет от 350 слов. Если работа содержит менее 250 слов (считаются в том числе и служебные слова), то за такую работу ставится «незачет».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). В рамках заявленной темы необходимо сформулировать и доказать свою позицию, подкрепив ее аргументами. Для этого можно использовать литературные произведения, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику. Важно правильно выстроить композицию сочинения, соблюсти речевые и орфографические нормы. Текст должен быть написан разборчиво.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение оценивают, если оно содержит от 350 слов и написано самостоятельно. Работу оценивают по таким критериям, как «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность». Первые два критерия – основные. По ним нужно получить «зачет», чтобы работа была зачтена. Если по одному из них выставят «незачет», работа в целом зачтена не будет. Работу не зачтут также, если дополнительно не будет «зачета» по одному из других критериев.

Критерий «Соответствие теме» показывает, что ученик отвечает на вопрос, который поставлен, в его работе прослеживается конкретная цель высказывания. Критерий «Аргументация. Привлечение литературного материала» позволяет проверить умение школьника строить рассуждение, доказывать свою позицию. Критерий «Композиция и логика рассуждения» показывает, умеет ли ученик логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. Если грубые логические нарушения мешают понять смысл сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, будет поставлен «незачет».

Критерий «Качество письменной речи» подразумевает, что в сочинении должны быть четко выражены мысли, использована разнообразная лексика и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблены термины. Критерий «Грамотность» дает возможность оценить грамотность выпускника. «Незачет» поставят, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более 5 ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Рекомендации эксперта

Заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ по литературе Лариса Новикова рекомендует выпускникам при выборе темы сочинения сразу отсеять те, которые не совсем понятны. Эксперт отметила: «Выбрав тему, ответьте для себя коротко на ее вопрос – это будет основная мысль вашего сочинения. Хорошо, если она прозвучит в начале работы».

Кроме того, Лариса Новикова обратила внимание ребят на то, чтобы они обосновывали и иллюстрировали свои тезисы литературным материалом. В его качестве не подходят фанфики, манга, графический роман или ссылки на просмотренные кинофильмы, личный опыт. Лучше в пример приводить тот литературный материал, с которым школьник хорошо знаком.

Эксперт также посоветовала поинтересоваться на сайте вуза, куда выпускник намерен поступать, учитывают ли в нем сочинение в качестве личного достижения при поступлении. Следует уточнить требования вуза к сочинению, чтобы учесть их при написании работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте