Цели похода. Ребята должны иметь представление о животном и растительном мире данной местности, знать, какую посильную помощь они могли бы оказать для улучшения экологии района. Ученики должны знать рыб и растения водоема, их биологию; виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления береговой зоны, орудия и способы лова рыбы.
Маршрут изучения: станция Сходня, улица Первомайская, стекольный завод, мост через реку Сходню, побережье реки Сходни, Красный Бор.
Время маршрута: школа, 10.00, ст. Крюково, 10.39, г. Сходня, 11.00, мост через реку Сходню, 12.00, Красный Бор, 12.30.
Погодные условия: а) школа
г. Зеленограда – температура 100С, давление 755 мм. рт. столба, влажность 75%, облачно, туман; б) Красный Бор – в 12.45, температура 100С, давление 755 мм. рт. столба, влажность 75%, облачно; в) Красный Бор – в 13.45, температура 110С, давление 755 мм. рт. столба, влажность 70%, солнечно; г) Красный Бор – в 14.45, температура 110С, давление 760 мм. рт. столба, влажность 70%, солнечно; д) Красный Бор – в 15.45, температура 100С, давление 760 мм. рт. столба, влажность 70% кучевые, слоисто-кучевые облака.
Наблюдали: 1) Явление геотропизма – деревья на склонах растут вверх. 2) При увеличении влажности температура воздуха падает. 3) При понижении давления рыба не клевала, при повышении давления рыба стала клевать. 4) Вода в реке пресная, в ней водятся пресноводные рыбы – карась, пескарь, плотва, голавль. 5) Так как температура воды была 8-90С, то активность указанных рыб средняя. (Хорошая активность при температуре 20-250С).
Установили: 1) Для ловли рыбы осенью хороши тихие, теплые, пасмурные дни, без осадков, но с туманной дымкой. 2) Так как температура была стабильной, то содержание кислорода в воде было постоянным (для рыб этого водоема от 2,5 мг/л и выше – данные из литературы). При повышении температуры содержание кислорода в воде уменьшается. Рыбы очень чувствительны к изменению кислорода в воде.
Выводы: 1) Для изучения поведения рыб в реке Сходне и других водоемах необходимы: а) знания по биологии; б) знания по экологии; в) умение изучить водоем. 2) Необходимо знать требования этики: любовное отношение к природе, доброжелательное отношение к товарищам, нетерпимость к браконьерству.
Научились: 1) Измерять температуру, влажность, давление воздуха по приборам. 2) Определять географическое положение Севера: а) по компасу; б) по расположению мхов на деревьях. 3) Быстро вскипятить воду в котелке. 4) Разводить костер “шалашиком” из сухих еловых ветвей. 5) При ловле рыбы поплавок должен быть над поверхностью воды на 1/3, удерживая грузило. На волнах нужен более крупный и устойчивый поплавок. Материалом для поплавка могут стать перья крупных водоплавающих птиц или пенопласт (форма поплавка веретенообразная). 6) Крючок должен быть острым. 7) Удилище должно быть гибким. 8) Плотва и голавль ловятся на червя и на тесто из манной крупы. 9) Вес рюкзака для девочки – 3 кг., для мальчика – 5 кг.
Польза от похода для здоровья человека вблизи водоема: 1) Пульс стал на 5-7 ударов меньше. 2) Снизилась частота дыхания. 3) Возросла легочная вентиляция. Это произошло потому, что вблизи водоема температура воздуха ниже, меньше его запыленность, выше влажность.
Выводы педагога из процесса интегративного обучения во время походных условий школьников разного возраста:
1. Обучение учеников 6-го класса происходило на основе наблюдений, простых измерений и выводов.
2. Обучение учеников 9-го класса происходило на основе наблюдений и расчетов. Например: нагревание воды в котелке: а) время измерено с помощью часов (2 л воды закипело за 30 минут) – 6-й кл.; б) рассчитали, какое количество теплоты для этого –
9-й кл. Зная удельную теплоту сгорания дров, можно определить массу сгоревших дров; в) во время похода, общаясь с природой, ученики проявили взаимовыручку, воспитанность друг к другу и к природе (идея гуманизации); г) в итоге эстетического воспитания сложились стихи о походе, т.к. гармония природы не могла оказать дурного влияния; д) обсуждение данной темы должно произойти на конференции в кабинетных условиях с целью обмена информацией, полученной во время наблюдения в природе, а также из материалов литературных публикаций на тему.
Экологические угрозы: 1. Свалка металлического лома среди леса. 2. Сбросы отходов производства стекольного завода в реку Сходню (если в воде будет содержаться нитробензола 10-11 мг/л, то карась полностью прекратит миграцию в реку). 3. Уничтожение деревьев. 4. Загрязнение местности полиэтиленовыми пакетами и бутылками, банками от консервов туристов. 5. Огороды расположены рядом с берегом реки, т.е. меньше 300 метров по нормам. С дождями в реку попадают минеральные удобрения.
Нина ЧЕРНОБЫЛОВА,
учитель физики
Зеленоград
Комментарии