Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Молодой учитель

История с историей

Как случайность стала судьбой
Мой профсоюз, №47 от 21 ноября 2019. Читать номер
Автор:

Но сначала была «история с МХК». Первым предметом, который, тогда еще просто Настя, а вовсе не Анастасия Дмитриевна ОСТРИКОВА, вела, была мировая художественная культура. В екатеринбургской гимназии №202 «Менталитет» традиционно в день самоуправления уроки у младших и средних школьников ведут старшеклассники. Настя очень любила день самоуправления, свои первые уроки помнит до сих пор. Нравилось и ей, и детям: «Заходишь в класс и чувствуешь себя суперзвездой. Столько интереса, столько горящих глаз!» Никакого страха перед «педагогической сценой» она не испытывала. Яркая, харизматичная, улыбающаяся Настя Острикова свободно и естественно завоевывала внимание учеников.

Учителя, конечно, отметили ее педагогические данные, из школы Анастасия вышла с целевым направлением на обучение в педагогическом университете. Какой факультет выбрать? Речь для нее шла только о гуманитарных предметах. «Будучи человеком рациональным, я остановилась на экономическом образовании, с которым могла преподавать предмет «Обществознание», – говорит она.
Студенткой Анастасия участвовала в конкурсе «Моя законотворческая инициатива» и становилась его призером и победителем. Она разработала проект подготовки конкретно учителей обществознания, чего прежде не было. Какой смысл учиться одному, а затем добирать материал, чтобы работать по специальности? Проект был внедрен, и теперь в Уральском государственном педагогическом университете готовят непосредственно преподавателей общественных дисциплин.
На четвертом курсе проходила практику в родной гимназии. Ей предложили начать работу, не дожидаясь получения диплома: есть часы, но по истории. «Я подумала, что любой опыт хорош. Стала вести историю, постепенно влюбляясь в предмет все больше и больше!» – рассказывает Анастасия Дмитриевна Острикова.
Сейчас она имеет уже три года стажа, преподает в пяти параллелях, ведет классное руководство. И фанатеет, по ее собственному выражению, от истории!
– У вас есть любимые исторические периоды?
– Да, это Древний Рим, затем эпоха Возрождения. Мне с детства привили вкус к искусству, и в истории меня особенно привлекают те периоды, когда искусство процветало. С этой точки зрения интересно и Средневековье, оно хоть и воспринимается мрачным, но именно в те времена возникли культ прекрасной дамы, рыцарство. Меня привлекает интеграция разных сфер жизни, на уроках истории я привожу примеры из литературы, показываю картины, скульптуры, фотографии из моих путешествий по историческим местам.
– Без картинки современные дети трудно воспринимают информацию?
– Да, важно не только рассказать, но и показать. В качестве внеклас­сного обучения мы посещаем музеи, например Свердловский краеведческий, где проводятся интерактивные занятия по древней истории.
В кабинете я создаю тематические выставки по истории Египта, по истории Екатеринбурга. Интересной оказалась выставка средневековых карт. Дети не могли поверить, что когда-то люди представляли Европу в виде девушки…
– Анастасия, история относится к тем дисциплинам, которые по-разному преподносились в разные времена. Для вас это является трудностью?
– Понятно, что законы математики или физики не меняются в зависимости от политического устройства, и химические реакции происходят одинаково в разных странах. А вот история, литература развиваются динамически вместе с обществом, являются теми предметами, которые сейчас преподаются не так, как, например, в Советском Союзе. Моя позиция: даю факты, обозначаю разные точки зрения на них и предоставляю ученикам возможность подумать самостоятельно.
В девятом классе проходим хрущевскую «оттепель». Термин вроде бы предполагает окончание репрессий, ощущение свободы, но в реальности все было не так однозначно. Мы вместе размышляем, что положительное и что отрицательное наблюдалось в тот период. Стараюсь научить школьников мыслить критически.
Цель истории как предмета вижу в развитии личности. Не просто дать представление о каких-то процессах, но привить стремление к пониманию и собственным оценкам. Ведь история по определению – это наука о прошлом, настоящем и будущем. Изучая прошедшее, мы создаем свою реальность и предвосхищаем будущее. Получается, от нас, историков, немало зависит, каким оно будет.
– Какой стиль ведения урока вы предпочитаете?
– Конечно, диалоговый. Дискуссии, круглые столы хороши тем, что активно включают детей в процесс и служат развитию мышления, умению доказать свою точку зрения.
Очень люблю интеллект-карты, практико-ориентированные задачи. Например, изучаем гражданское право. Берем ситуацию из всем известного мультфильма про Простоквашино: «Корова у нас государственная, а теленок и молоко наши». Как же оно по закону? Матроскин прав!
– Бывают ли ситуации, когда вы не можете ответить на детский вопрос?
– Бывают, но не вижу в этом ничего страшного. Если сейчас чего-то не знаю, значит, узнаю! Сложно то, что мне как учителю истории нельзя быть субъективной. Предмет же предполагает собственное мнение, чему и ребят учу. Когда спрашивают, что по этому поводу думаю именно я, не всегда готова дать ответ из педагогических соображений.

Вернемся к началу. Свой первый настоящий, не учебный, урок Анастасия не очень помнит: путь от пробного к подлинному был естественным. Особого волнения не наблюдалось. «К детям нельзя идти с волнением, они это сразу почувствуют. Нужно быть уверенным, внутренне убежденным, что у тебя все получится, тогда точно получится», – говорит она.
А как насчет сцены не педагогической, а самой что ни на есть театральной или концертной?
Однажды молодая учительница проверяла тетради под музыку и напевала вслух, как она любит. В класс заглянула девочка: «У вас так хорошо получается, у вас же есть и слух, и голос! Давайте выступим на концерте!» Так как жизненный принцип Остриковой «Почему бы и да?», она согласилась. Начинались репетиции, и вот выход на сцену на общешкольном празднике «Февромарт» (23 Февраля и 8 Марта в гимназии традиционно отмечают в один день). Здесь уже без волнения не обошлось! Не обошлось и без аплодисментов!
А необычный опыт пригодился. Через некоторое время Анастасия Острикова приняла участие в конкурсе «Выбираем самого красивого учителя», который проводил екатеринбургский интернет-портал. Дети поставили перед фактом: «Мы вас уже там зарегистрировали и фото отправили!» «Почему бы и да?» – привычно отреагировала Анастасия Дмитриевна и успешно выступила на конкурсе.
Есть мнение, что класс похож на своего классного руководителя. Как дети на родителей. «Меня радует, что мои, теперь семиклассники, похожи на меня. Они как зеркало: вижу, что нужно в себе скорректировать», – говорит Острикова.
– Что для вас самое привлекательное в профессии учителя?
– Горящие глаза детей!
– Что самое непривлекательное в профессии учителя?
– Бесконечные отчеты. Система такая, что приходится много бумаг заполнять. Делаешь, и все. Главное здесь – грамотный тайм-менеджмент.
Время – самый ценный ресурс. Важно правильно распределить время, когда так много планов и интересов. Анастасия очень любит читать, посещать театр. В выходной день может слетать в Питер на выступление итальянского оперного трио. Она продолжает собственную учебу – магистрант по специальности «правозащитная деятельность в образовательных организациях».
– Что бы вы хотели в жизни больше всего?
– Счастья, наверное.
– Что фигурирует в вашем понятии счастья?

– Семья, конечно, родительская и собственная потенциальная. Школа для меня сегодня тоже является источником счастья.
Екатеринбург, фото автора

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt