В издательстве «Бослен» вышла новая книга Евгения Ямбурга «И на камнях растут деревья» о выдающихся педагогических идеях ХIХ-ХХ веков.
Образ зеленого цветка, пробивающегося к небу через гранит, стал одним из самых известных архетипов мировой культуры, а в мультфильме Гарри Бардина «Слушая Бетховена» обрел не только метафорическое, но и социальное значение. Робот-пылесос с внешностью знаменитого ВАЛЛ-И из фильма студии Pixar под музыку Бетховена безжалостно уничтожает цветы, растущие сквозь серые плиты. Новаторские идеи многих педагогов сталкивались с государственным противодействием, но, даже преодолев это препятствие, они встречали другую проблему – звериную интерпретацию своей сути. В конце 1990‑х из выпусков культовой телепередачи «Криминальная Россия» вся страна узнала о московском частном детском доме, где педагог сформировал оккультную секту из восьми своих воспитанников. Так великие отечественные традиции авторской педагогики получили самое кошмарное воплощение, сопоставимое с детской трудовой колонией Беломорско-Балтийского комбината, извратившей наследие Макаренко. Именно трудностям пути педагогических проектов и их неоднозначной реализации посвящена новая книга Евгения Ямбурга.
В Год педагога и наставника и 200‑летия педагога Константина Ушинского происходят важные события. В городах появляются улицы имени Ушинского, граффити с его изображением, в Интернете можно найти стикеры и наклейки с портретом педагога, разработан целый брендбук с логотипом Года педагога и наставника. Однако Ямбург отмечает, что реальные научные конференции, где в современном контексте изучались бы теории и практики великого педагога, широко не освещались в СМИ и практически не проводились. Таким образом, в книге подчеркивается опасность формально-ритуального отношения к великим педагогам прошлого. Живая педагогика становится не инструментом работы учителя, а мертвым параграфом методичек. Существует и проблема дочитывания трудов классиков. Все помнят американского доктора Спока и его теорию свободного воспитания, но никто не знает о его поздней концепции дисциплины и родительского авторитета, которые уравновешивали воспитательную вседозволенность.
Евгений Ямбург пишет о продолжающемся экзистенциальном кризисе человечества, о систематической разобщенности людей, которая становится катализатором психоневрологических заболеваний. Отсутствие целостного платоновского подхода к познанию мира ведет к тому, что человек становится дополнением индустриальной общественной системы. Самое болезненное проявление этой разобщенности заметно в оторванности национального от общечеловеческого. Великие русские писатели и ученые создавали свои труды, думая обо всем человечестве, не опираясь только на свое государство.
В многовековой истории педагогики Евгений Ямбург находит уникальные поворотные точки, изменившие облик образования. Министр просвещения РСФСР Алексей Калашников в 1940‑е годы первый предложил сосредоточиться не на материальных ресурсах, а на повышении квалификации учителя. Януш Корчак и Антон Макаренко, трудившиеся в сложнейших социальных условиях, первые создали выдающиеся детские органы самоуправления. Однако это не мешало Макаренко использовать мотивы и методы протестантской этики, а Корчаку сотрудничать с семьей диктатора Пилсудского. Корчак и Макаренко, кстати, никогда не писали диссертаций и научных работ, что говорит об уникальности педагогической профессии, которая не всегда поддается академическому осмыслению. Подробно разбирается феномен Василия Сухомлинского, совмещавшего в себе столько противоположных качеств, что делает его самым многогранным отечественным педагогом. Утопический опыт Сухомлинского существует на основе советского духовного прошлого с его искренними заблуждениями, поэтому повторить и реализовать его теории сегодня практически невозможно.
Важнейшей частью современного законодательства должно стать принятие детского кодекса – единого законодательного реестра по защите детства. Здесь Евгений Ямбург возвращает нас к советскому опыту 1920‑х годов. Например, в это время в нашей стране впервые прозвучали идеи о защите детства от лубочного понимания войны с ее наградами в виде Георгиевских крестов. Рассказ конца ХIХ века «Красный цветок» Всеволода Гаршина, с которого начался Серебряный век в русской литературе, открывает всю бесконечность зла и горя, творящихся на Земле. Для защиты детства от детей нельзя прятать такие рассказы, нужно вместе читать их, чтобы обострять восприятие окружающего мира.
Через всю книгу звучит «Кадиш» Александра Галича – великая поэма о Януше Корчаке, выдающаяся вершина поэзии ХХ века. В этой поэме есть эпитафия Корчаку, детский голос, историческая хроника, напутствие человечеству. Грандиозный миф о Януше Корчаке как о добром докторе Айболите сформировался в том числе благодаря поэме Галича. Однако миф иногда помогает лучше, чем простая констатация исторического факта. Поэзия Галича интертекстуальна – в стихах есть скрытые аллюзии на разные сюжеты из мировой и отечественной культуры. Это наделяет тексты Галича педагогической и просветительской силой.
Сейчас для учителя издают государственный учебник истории, разрабатывают единые образовательные программы, публикуют утвержденные сценарии «Разговоров о важном» и занятий «Россия – мои горизонты». Такая мощная государственная поддержка не должна лишать педагога творческого вдохновения. У настоящего учителя на столе должны быть «Тихие думы» Сергия Булгакова и «Почему я не христианин» Бертрана Рассела. На уроках у настоящего учителя реализуются сценарные подходы с глубоким погружением в предмет и звучат исторические анекдоты, позволяющие почувствовать дух эпохи.
Евгений Ямбург. И на камнях растут деревья. Живая педагогика. – М. : Бослен, 2023. – 128 с.
Михаил МОРОЗОВ, ведущий специалист Министерства образования и науки Калужской области
Комментарии