Прежде чем попасть на конкурс «Учитель года», Лариса МАТУНОВА учила детей истории и обществознанию в гимназии №19 города Черкесска всего три года. Администрация гимназии разглядела потенциал молодого учителя, посмотрев ее уроки, и после школьного отбора делегировала на муниципальный этап. Во время дальнейшей подготовки, признается конкурсант, она замучила коллег уточняющими вопросами, просьбами прийти на урок и сделать замечания по его ведению.
И все равно победа на муниципальном, а затем и городском конкурсе стала неожиданностью не только для самой Матуновой, но и для школьной администрации. Это была их общая победа. Победа директора, завучей, других учителей истории, коллег, ранее участвовавших в главном педагогическом соревновании страны. «Без командной поддержки, – говорит Лариса Сергеевна, – на такой конкурс, по-моему, выходить нельзя». Теперь, по прошествии времени, она констатирует, что вернулась после конкурса другим человеком и педагогом.
Карачаево-Черкесская Республика считается одной из самых многонациональных в стране. Кроме титульных здесь проживают еще несколько десятков разных народностей. Современное здание гимназии №19 приняло первых учащихся в 2016 году. Школа, понятно, многонациональная. Титульных национальностей пять – русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы. Родные языки они изучают группами. Для развития и воспитания детей в гимназии есть все необходимое: театральный и музыкальный кружки, детский технопарк «Кванториум», школьный спортивный клуб.
Лариса Матунова, кроме того что преподает в старших классах, является председателем Совета молодых педагогов республиканской организации Общероссийского профсоюза образования. Самым первым и важным учителем в ее жизни стала мама – преподаватель музыки. Именно она научила ответственности, упорству и трудолюбию. А вот читать Лариса училась сама. Но тоже благодаря маме.
– Однажды мама купила мне книгу с яркой обложкой, на которой очень красочно были нарисованы россыпи золотых монет, потертая карта и страшно оскалившийся череп, – рассказывает педагог. – Мне, тогда не умевшей читать, страшно захотелось поскорее узнать, что же написано на глянцевых страницах, ведь обложка манила удивительными приключениями и сказочными сокровищами. Вечером уставшая мама прочитала мне только первую главу. Я не могла заснуть, так хотелось узнать, что же там будет дальше. Тогда я взяла книжку и начала разбирать слова. Сначала было очень сложно, но я упорно продвигалась в страну приключений, и красочно иллюстрированное издание стало первой прочитанной мной книгой. Называлась она «Остров сокровищ». С тех пор менялись литературные вкусы, но Стивенсону я благодарна по сей день.
Путь в педагогику у Ларисы Матуновой получился извилистым. Как любая дорога в приключенческой книге. Поначалу историю как предмет она воспринимала скорее как увлекательное приключение, как авантюрное путешествие в прошлое. Там, в прошлом, и чудесная улыбка первой учительницы Марины Анатольевны, открывшей дорогу в мир знаний, и частые беседы с дедушкой. Дмитрий Колядов, уроженец Ярославской области, получил всего четыре класса образования из-за ВОВ и тяжелого послевоенного времени, но смог устроиться монтажником-высотником на стройку. Позже он стал работать на строительстве ГРЭС, и однажды с ним произошел неприятный случай, который дал толчок к изменению дальнейшей жизни. Во время монтажных работ дедушку зацепило краном, он стал падать вниз. Спасло чудо: Дмитрию Ивановичу удалось ухватиться за выступающую арматуру. «Моя бабушка Галина Николаевна, – вспоминает Лариса Матунова, – после этого случая уговорила мужа пойти на учебу в вечернюю школу, чтобы завершить начальное образование». После долгих сомнений дед, будучи уже взрослым человеком, решил последовать совету жены и подал документы в вечернюю школу. После ее успешного окончания был направлен учиться в техникум, где получил специальность мастера-наладчика. Побывал на многих важных стройках страны, в том числе на строительстве Днепрогэс-2, а в середине 1970‑х годов его командировали на Кавказ, на Кубанскую ГЭС-2. С тех пор семья живет в Черкесске.
– Сколько себя помню, дедушка очень любил читать. С большим удовольствием покупал книги и собирал домашнюю библиотеку. Больше всего он интересовался историей, находил редкие издания, изучал их. Наверное, это тоже повлияло на мое отношение к этой науке. Очень жаль, что дедушки не стало, когда мне было всего шесть лет, может, я узнала бы гораздо больше, – говорит Матунова.
В детстве Лариса училась сразу в двух школах: обычной и художественной. После школы поступила в педагогический колледж, однако по профессии не работала: родила сына и погрузилась в семью. Выйдя из декрета, устроилась менеджером в частное образовательное учреждение, но поняла, что образование нужно продолжать, и в 2020 году окончила Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева. Преподавать начала, будучи еще студенткой пятого курса. Пока параллельно работала и училась, выяснилось, что ей больше всего нравится общаться с ребятами-подростками.
Живя в таком месте, где все дышит историей, Лариса Сергеевна хочет рассказать о ней детям. И здесь от учителя многое зависит – сделать и сам урок, и его региональный компонент интересными.
– Кавказ в истории России одна из сложных страниц, – говорит Лариса Матунова. – Это не только русско-кавказская война, Великая Отечественная, это и интереснейшая история Древнего мира. Когда начинаешь рассказывать ребятам об участии нашего региона в исторических событиях, прописанных в учебниках, у них создается впечатление, что история – это не пыльные страницы, не нечто давно исчезнувшее. Вот же она, рядом, ее можно взять и потрогать, например, зайдя в краеведческий музей. Сделать урок увлекательным помогают и вылазки за пределы школьного здания. Можно, например, поехать с детьми на экскурсию и осмотреть древнейшие христианские аланские храмы в Нижнем Архызе. Горы, водопады, реки, озера соседствуют здесь с тремя храмами X века.
В мае, когда установится теплая погода, Лариса Сергеевна повезет свой 7‑й «Д», где она классный руководитель, посмотреть Музей-памятник защитникам перевалов Кавказа – единственный на Северном Кавказе архитектурный ансамбль, сочетающий мемориальный комплекс с музейной экспозицией. Такие мини-путешествия особенно нравятся ученикам, как и практические занятия в школьном музее, активно развиваемые Джамилей Узденовой, учителем карачаевского языка и литературы, победителем конкурса «Учитель года родных языков СКФО»-2021. В школьном музее есть что посмотреть и чему поучиться: экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, раздел по региональной истории, куда многие экспонаты, характеризующие быт разных народов республики, были собраны учениками и их родителями.
Когда одолевает усталость, Лариса Сергеевна берет в руки книжку – какой-нибудь роман конца XIX столетия или томик поэтов Серебряного века. Иногда садится к мольберту, ведь еще одно ее увлечение – живопись. Во-первых, она лучше других ориентируется в теме уроков по истории культуры. Во-вторых, использует свои художественные навыки для украшения собственного жилища. Когда хочется эмоционально перезарядиться, отправляется на долгую пешую прогулку. Как художник примечает детали: цвет неба, облако необычной формы, первые почки на абрикосовом деревце. Черкесск хорош в любую погоду. Климат здесь мягкий и достаточно теплый, а виды вокруг – сказочные. Саму республику Лариса Сергеевна называет загадочным и удивительным местом. «Гостям этого волшебного края, – пишет учитель истории на своем сайте, – может показаться, что они попали в сказку. Над зелеными равнинами и пестрыми лугами возвышаются величественные горы с заснеженными вершинами, между ущельями и гротами затаились озера с кристально чистой водой, со скал огромной высоты с шумом ниспадают водопады, тут и там несут свой бурный поток горные реки».
В Тюмени все было по-другому: природа, школьные коридоры, даже небо. Для урока в десятом классе Матунова выбрала тему «Культура и искусство России начала XX века», знакомство с влиянием революции 1917 года на культуру России начала XX века. Научить думать и высказывать свое мнение, а также привить патриотизм – вот сверхзадачи, которые она ставила перед собой, объясняя ученикам парадокс культурного подъема постреволюционного общества. Использовала исследовательский метод, метод проблемной технологии, фрагменты игровой деятельности, технологию педагогической мастерской и технологию сотрудничества. Детям была предложена совместная поисковая работа. Лариса Сергеевна построила урок как детектив, где нужно разгадать загадку, опросив свидетелей и ища улики. В помощники себе взяла и Рахманинова с Шаляпиным, и Малевича с его незабвенным «Черным квадратом» и теорией «обнуления искусства». Включала аудиозаписи, демонстрировала фотографии и репродукции картин. Отдельно остановившись на изображениях плакатов, пояснила, что в революционные года и годы Гражданской войны эти яркие полотна исполняли роль средств массовой информации и средств влияния на массовое сознание. В качестве рабочих материалов ребята использовали разработанные Матуновой чек-листы, содержавшие задания к уроку и дополнительную информацию.
– Сейчас как более опытный профессионал, – признается Лариса Сергеевна, – я понимаю, что на конкурсном уроке многое можно было сделать лучше. Но на тот момент это был, пожалуй, максимум, который я могла выдать.
Повышению профессионального уровня способствовал, конечно, и сам конкурс, после которого у Матуновой изменился стиль преподавания. Взяв понемногу из разных методических наработок коллег, она отрабатывает собственные образовательные подходы и принципы. Пока рано говорить об успехах, нужно, чтобы крупинки выкристаллизовались в нечто новое.
В качестве советника Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на общественных началах в числе коллег Лариса Матунова поднимала вопрос об организации обучения в республике молодых педагогов. В силу национальных особенностей многие преподаватели не попадают на обучение в другие регионы: попросту не отпускают семьи. Так и сложилось, что на повышение квалификации ездят одни и те же педагоги. Чтобы это исправить, учителя предложили Министерству образования и науки пригласить выездную школу педагогов к себе. Тем более что республике есть что показать: и наработки педагогов, и прекрасную природу.
Ларисе Матуновой приятно видеть и слышать, как с ее помощью ребята совершают свои маленькие открытия. Ей нравится рассказывать ученикам о великих событиях и людях ушедших эпох. Ведь, по ее мнению, слово учителя – это отражение его души.
Галина СЕРГЕЕВА, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии