С древнейших времен до современности
новый взгляд на исторический процесс, позволяющий прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом, представляет учебник В.М.Хачатурян “История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века”. Книга выпущена Издательским домом “Дрофа”. Учебник вобрал в себя весь спектр мировой исторической мысли, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике. А между тем мировая научная мысль накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии ХХ века: теорий М.Вебера, О.Шпенглера, А.Тойнби, Ф.Броделя, К.Ясперса и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. Долгое время забвению предавались труды Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, П.А.Сорокина, которые уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций.
Несмотря на относительную новизну цивилизационного метода анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось, решение ввести данный учебник в школьный курс, бесспорно, прогрессивно. Цивилизационный подход подтвержден строгим научным анализом. Кроме того, он дает возможность выработать творческое, свободное мышление, новое многомерное видение истории.
Цивилизационный подход к истории, в отличие от принятого ранее формационного, привносит в нее человеческое измерение, от чего предмет только выигрывает, его изучение становится еще более интересным и увлекательным. Именно человек с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человек в самых разных его проявлениях и формах деятельности стоит в центре внимания подобного анализа.
В учебнике представлены две основные разновидности цивилизационного подхода: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. С одной стороны, стадиальные теории позволяют изучить цивилизацию с точки зрения единого процесса прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные этапы (стадии). С другой – теории локальных цивилизаций показывают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Обе теории дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.
Курс по истории мировых цивилизаций – завершающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже пройденного материала дать старшеклассникам представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизационного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными цивилизационными регионами (например, Западом и Востоком).
Учебник обильно снабжен материалами источников для семинарских занятий, основанных на конкретных работах Г.Фон Бернгарди, Ф.Ницше, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, выступлениях князя Бюлова, П.А.Столыпина, письмах К.Н. Победоносцева. Текстовой материал насыщен цитатами из трудов наиболее ярких представителей религиозной, исторической, политической и философской мысли, а также картами и развернутым методическим аппаратом.
Книга рекомендована к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ и включена в Федеральный комплект учебников на 1996-1997 учебный год.
Александр КУЛИКОВ
Личный дневник
Совершенно секретная страница
Европа – дочь царя Финикии
айна происхождения слова “Европа” так и осталась неразгаданной. Это название впервые появилось в одном из текстов Гесиода, греческого поэта VIII века до нашей эры. До сих пор ни одна научная теория не определила причины, по которым континент Европа носит это имя. Сам Геродот, греческий историк V века до нашей эры, прозванный “отцом истории”, не мог этого обьяснить. И все же, как же Европа стала Европой? Как смогла опередить другие цивилизации и занять влиятельные позиции на мировой арене? Что представляет собой Европа сегодня и что ждет ее в будущем? На все эти вопросы отвечает книга, созданная трудом 12 авторов разных национальностей, представляющих 12 стран Европейского сообщества, – “История Европы”. Она охватывает события с древнейших времен и до наших дней.
Впервые эту книгу выпустило парижское издательство “Ашетт Эдюкасьон” в 1992 году по инициативе организатора проекта Фредерика Делуша. Цель проекта заключалась в создании такой книги, которая позволила бы взглянуть на историю Европы с широких общеевропейских позиций, без предубеждения национальной узости и ограниченности.
“История Европы” издана более чем на 20 языках. Теперь появилось и русское издание, выпущенное совместно крупнейшими учебными издательствами “Просвещение” (Россия) и “Вышэйшая школа” (Белоруссия).
Это издание справедливо считают прототипом общеевропейского школьного учебника по истории Европы – первым “евроучебником”. Авторы книги размышляют, спорят об исторических судьбах Европы, оставляя за читателем право на собственную оценку событий.
Эта книга даст возможность читателю не только представить весь исторический путь Европы, но и узнать европейцев, их культуру, общественную мысль, стремление к взаимопониманию и сближению.
Ольга ДУБРОВИНА
Nb!
Пока в исторической науке ведутся споры и дискуссии, пересматриваются концепции и взгляды, современные школьники занимаются по устаревшим пособиям и книгам. В издательстве “Просвещение” для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений вышел новый экспериментальный учебник “Мир в ХХ веке”. Он создан авторским коллективом, возглавляемым доктором исторических наук профессором О.С.Сороко-Цюпой. Все авторы – преподаватели исторического факультета МГУ.
О содержании нового учебника можно судить по ранее вышедшим учебным пособиям “Мир в начале ХХ века” и “Мир в первой половине ХХ века”, которые легли в основу книги.
Учебник “Мир в ХХ веке” современен. В основе его концепции – цивилизационный подход. Авторы рассматривают ХХ век в контексте борьбы за модернизацию и реформы. Считая мир единым цивилизационным целым, ученые показывают, что раньше всех на путь модернизации встали ведущие страны Западной Европы и США. Успех реформ в других регионах мира возможен только при использовании опыта этих стран. На протяжении ХХ века на путь модернизации постепенно вставали другие государства мира; особенно этот процесс усилился после второй мировой войны, не завершился он и до сих пор.
Учебник имеет методические и дидактические решения. В нем также даны исторические карты.
В издательстве “Просвещение” вышел новый учебник “История Отечества” для 6-7-х классов (авторы Б.А. Рыбаков и А.А.Преображенский). В доступной и яркой форме учебник раскрывает основные политические, социальные, экономические события и явления российской истории с расселения славян по Европе до времени наибольшего расцвета и могущества Российской империи в конце XVIII века. В книге показаны закономерности развития российской цивилизации, становления государственности, даны портреты выдающихся деятелей, освещена история православной церкви, культуры и быта различных слоев общества.
Учебник значительно отличается от всех предыдущих пособий. В соответствии с современными требованиями он обновлен как по содержанию, так и по подаче материала. Книга снабжена красочными иллюстрациями.
Комментарии